А как «у них»? Тренды зарубежного рынка.

С недавнего времени я слежу за развитием отечественного интранет-рынка и регулярно удивляюсь немногочисленности возможных решений. SharePoint, Битрикс24 и реже Jive, вот и всё, что видно, по крайней мере на поверхности. При этом вопросы, на чём ещё можно сделать интранет встречаются регулярно. Поэтому я решил сделать небольшой обзор альтернатив и поделиться зарубежными трендами, как делают интранеты «у них».

Последние два года я работаю в Германии в агентстве, которое специализируется на внедрении интранетов в самых различных компаниях. Нашими клиентами являются как небольшие организации в 200-300 человек так и корпорации из DAX 30 (https://ru.wikipedia.org/wiki/DAX). Мы очень гордимся тем, что являемся вендоронезависимым агентством, т. е. работаем не с каким-то конкретным производителем, а регулярно сканируем рынок и выбираем для наших клиентов самые подходящие решения. На данный момент наш список решений, которые мы постоянно наблюдаем содержит порядка 80 интранет-решений.

О некоторых из них я хочу сегодня рассказать, надеюсь будет интересно, а кому-то даже полезно. Но сначала давайте попробуем ответить на главный вопрос.

Почему не SharePoint, Битрикс24 или Jive?

Если коротко, что и SharePoint и Битрикс24 безусловно замечательные решения, но они совсем не про интранет.

А теперь давайте разберёмся по подробней. Какие составляющие могут/должны присутствовать в современных интранетах?

  1. Информация. Различные условно-статичные структурированные данные. Такими могут быть корпоративные новости, представление подразделений, телефонная книга, профили сотрудников, различные общие файлы для скачивания.
  2. Совместная работа. Пользовательский контент. В основном это рабочие группы, документы, вики.
  3. Мобильный доступ. Возможность доступа к интранету с мобильных устройств с «маленькими» экранами. Может обеспечиваться как через мобильное приложение, так и через адаптивный интерфейс.
  4. Процессы и сервисы. Возможность настраивать различные бизнес-процессы и предлагать сервисы (заявление на отпуск или командировку, бронирование ресурсов, документооборот, итд.) непосредственно внутри интранета.

Что из этого списка «умеет» SharePoint? Безусловно совместную работу. Особенно ту, что с документами. Какие-то процессы в «Шарике» тоже можно реализовать, хотя уже надо постараться. Для того, чтобы обеспечить в SharePoint доступ к информации (а также удобное её размещение для редакторов), нужно очень сильно его допиливать. А вот с мобильным доступом совсем беда. Например, для одного крупного клиента мы реализовали полностью адаптивный интерфейс SharePoint 2016. По деньгам получился хороший шестизнак (в евро, разумеется). Уверен, не многие компании хотят платить столько. Вообще проекты на SharePoint отличаются просто огромным ценником. И очень длинными сроками внедрения. А в итоге получатся всё равно что-то не то – медленно и всё равно не очень удобно.

С Битрикс24 дела обстоят намного лучше. Он всё же не такой дорогой. И «политически более правильный», импортозамещение, все дела. Вообще, стоит оговориться, что Битрикс я очень люблю. До 2015 года я шесть лет работал в Битриксе, занимался немецким рынком. Да и сейчас в нашем агентстве мы делаем на Битрикс24 ряд интересных проектов. В основном это проекты для небольших компаний, но есть и довольно большие – например FRoSTA (производитель замороженных продуктов) или одна очень большая сеть строительных магазинов. Но все они не совсем интранеты. Точнее FRoSTA – интранет, но он сделан на старом классическом интерфейсе, а не на Битрикс24. Остальные – не интранеты. Проектный менеджмент – да, совместная работа – возможно. Но интранет всё-таки нет. Дело в том, что Битрикс24 невероятно круто «умеет» процессы и сервисы, более мощный, но в то же время простой редактор бизнес-процессов ещё поискать надо (если найдёте, пожалуйста дайте знать!). Для оперативной работы с задачами, поручениями и проектами в Битрикс24 функционала тоже более чем достаточно. Но, как и в случае с SharePoint Битрикс24 нужно серьёзно доделывать, чтобы сделать из него полноценный интранет с возможностью предоставления информации. Добавить сюда слабенький поиск и невозможность правильной персонализации (слежение („Follow“) за людьми, документами и другими сущностями) и становится понятно, почему многие клиенты выбирают для своих интранетов не Битрикс24 (Повторюсь, многие выбирают и Битрикс24, но эти проекты не про интранет). Опытный пользователь возразит, что всё это можно «допилить». Да, можно. И это сильно проще и дешевле, что SharePoint, но зачем доделывать, если можно не доделывать. Об этом и поговорим.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ПОРТАЛАХ И ПЛАТФОРМАХ КОММУНИКАЦИИ В КОМПАНИИ? ТОГДА ВАМ СЮДА — Курс DIGITAL коммуникации для HR и Внутрикома

Надстройки для SharePoint (и Office365)

У немецких IT-шников есть поговорка «За SharePoint ещё никого не увольняли». Т. е. если вы внедрили SharePoint, а он «не работает», то будут виноваты все вокруг, от компании-партнёра по внедрению до конечных пользователей (собственных сотрудников). Но человеку, выбравшему SharePoint в качестве решения ничего не будет. Ведь все делают на SharePoint. Наверное, поэтому это решение всё ещё занимает такую огромную долю на рынке. Добавим сюда ещё и Office 365, который Майкрософт всей своей мощью вдавливает в рынок (и делает это, надо сказать, весьма успешно) и становится понятно, что дело с SharePoint/Office365 мы будем иметь ещё долгие годы.

Поэтому на рынке появилось новое явление – надстройки (Add-Ons) для SharePoint и Office365. Это такие решения, которые устанавливаются «поверх» SharePoint или Office365 и, во-первых, добавляют новый функционал, делая SharePoint/Office365 более удобным и «юзабельным» а, во-вторых, избавляют вас от необходимости настраивать/допиливать сам SharePoint/Office365 – все настройки/доделки происходят непосредственно в самой надстройке, что очень серьёзно уменьшает стоимость внедрения и владения таким интранетом.

Вообще стоит отметить, что сейчас это, наверное, самая горячая тема в области интранетов и новые решения вырастают как грибы. Только к нам в агентство новые производители «ломятся» чуть-ли не каждую неделю, чтобы мы взяли их решение в свой портфель. Так что выбрать «правильное» довольно сложно, но

Если читателю интересно, можно как-нибудь отдельно сделать обзор и разбор таких решений со всеми плюсами и минусами, а сейчас хотелось бы отметить две надстройки, с которыми мы сейчас делаем очень интересные интранеты – финское решение Valo и французское Powell365.

рис.1.Valo
Powell 365

Valo подкупает не в последнюю очередь своей ценой и простотой, а Powell365 глубиной интеграции с Office365. При этом стоит отметить, что Valo работает как с SharePoint On-Premise, так и с Office365 / SharePoint Online. Powell365, как не трудно догадаться по названию, только с Office365 / SharePoint Online.

Социальные интранеты

Второй очень интересный тренд в нашей области – это «упрощение интранетов». Если раньше (а в России, насколько я понимаю, до сих пор) компании пытались «запихать» в свой интранет максимальное количество функционала и полноценных интеграций, то сейчас они всё чаще отказываются от таких порталов в пользу архитектурно очень стройных и простых в использовании социальных интранетов.

Т. е. мы максимально закрываем сценарии работы с информацией и мобильного доступа, а так же даём возможность для совместной работы внутри рабочих групп. При этом под «совместной работой» мы подразумеваем проектную коммуникацию и работу с файлами. Ни о каких списках задач, а уж тем более Гантах и канбанах речи не идёт. Весь оперативный проджетменеджмент, ровно, как и процессы выносятся в третьи решения.

Идея таких интранетов заключается в том, чтобы дать единую точку входа ВСЕМ сотрудникам компании. Если мы вернёмся к нашему списку составляющих современного интранета, то какие составляющие нужны всем сотрудникам компании? В первую очередь это конечно информация, в идеале везде и всегда. Поэтому важен и мобильный доступ. Функционал простой совместной работы нужен тоже всем, а вот полноценный проджектменеджмент уже намного меньшему кол-ву сотрудников. Ровно, как и бизнес-процессы или сервисы.

Именно эти сценарии и закрывает социальный интранет, доступ к информации, включая мобильный и простая совместная работа. Всё остальное просто «линкуется». Т. е. если сотрудник ищет «заявление на отпуск» он находит ссылку на сторонний сервис или приложение и возможно статью, как правильно его заполнить. Само заявление подаётся и обрабатывается в стороннем сервисе/приложении.

При этом решение 100% персонализовано – каждый сотрудник выбирает, за чем ему «следить», обладает мощным поиском с фильтрами и фесетами и является очень быстрым и простым в использовании.

Самым интересным решением в этой области является, на мой взгляд Coyo – наши соседи из Гамбурга. Именно на основе этого решения мы сделали социальный интранет для Немецких Железных Дорог. Самый большой социальный интранет в Европе, между прочим. Но и для небольших компании размером в 200-300 человек Coyo подходит очень хорошо.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ПОРТАЛАХ И ПЛАТФОРМАХ КОММУНИКАЦИИ В КОМПАНИИ? ТОГДА ВАМ СЮДА — Курс DIGITAL коммуникации для HR и Внутрикома

рис. 3. Coyo

Мобильные интранеты

Третий и последний тренд о котором сегодня хотелось бы поговорить – это мобильные интранеты. Как мы уже писали выше, донесение корпоративной информации является очень важной задачей для компаний. Одновременно с этим существует огромное количество компаний, в которых далеко не у всех сотрудников есть стационарный компьютер или ноутбук.

Для таких сотрудников можно внедрить мобильный интранет – приложение, которое каждый сотрудник может скачать на свой личный смартфон, авторизоваться и получать новости от компании. Эти новости могут обладать различным интерактивным (социальным) функционалом, таким как лайк, комментирование или возможность поделиться с коллегами. Сотрудники отдела внутренних коммуникаций могут создавать новости в специальном бэк-энде, или же «пушить» их из «настоящего» интранета (например, на базе то же SharePoint). Кроме того, возможен и другой функционал – список сотрудников, опросы, голосования, чат итд.

Сейчас на рынке наблюдаются сразу несколько интересных решений для работы с различными сценариями. Например, Beekeeper из Швейцарии больше ориентируется на совместную работу, Sitrion One из Германии скорее закрывает процессы, и опять же немецкий Staffbase предназначен для распространения информации. Особенно последний продукт хотелось бы отметить особенно, потому что сейчас решение расширяется в пользу десктопной версии. Т. е. с помощью Staffbase можно создать не только мобильный, но и вполне полноценный десктопный интранет, возможностей которого вполне хватит, особенно для небольших компаний на несколько сотен сотрудников.

рис. 4. Staffbase

На этом у меня на сегодня всё. Надеюсь, было полезно. Если будут вопросы, обращайтесь (мой ФБ), с радостью отвечу. Если интересен взгляд «как у них», комментируйте, лайкайте итд., буду писать ещё.

А что в итоге вам внедрять, решать конечно вам – попробовать что-то новенькое, или внедрить что-то «из классики». Ведь как мы знаем, за SharePoint ещё никого не увольняли. Да и за Битрикс24 в России, наверное тоже.

Ах да, я совсем не написал, почему же не Jive. Давайте об этом в следующий раз, уж больно много вопросов к этому решению.

Автор статьи — Николай Шульгин https://www.facebook.com/nikolai.shulgin

Больше о моделях использования Интранета и платформах в статье Выбираем платформу для вашего Интранета

Не хотите ждать старта группы? Тогда покупайте записи курса, и смотрите их сейчас

(Visited 1 380 times, 1 visits today)