Интерес к социальным технологиям растет очень быстрыми темпами, причем не только в мире, но и в России.
Блог «Социальные интранеты» представляет прогноз развития социальных технологий в России, сделанный нашими экспертами. Яркие примеры, положительный опыт, широкий выбор технологий – все это, безусловно, способствует популярности социальных инструментов.
Мы постарались представить, как и где будут востребованы социальные технологии, каких событий стоит ожидать в этой сфере и на что ориентироваться тем компаниями, которые только начинают свое знакомство с социальными интранетами.
Наши сегодняшние эксперты:
Евгения Шатилова, Директор по развитию проекта «Пряники»
Алексей Дмитриев, евангелист компании Enter
Анна Несмеева, руководитель Cообщества внутренних коммуникаторов
Основные тенденции
Что касается основных тенденций, которые будут наиболее востребованы в 2013, в этом вопросе мнение наших экспертов отчасти пересекается с прогнозами запанных коллег.
Учитывая растущий интерес к корпоративным социальным решениям, многие аспекты будут в равной степени популярны у пользователей.
По опыту прошлого года можно выделить несколько наиболее востребованных направлений, где использовались возможности социальных интранетов:
- Организация для удаленной работы, подключение удаленных сотрудников (в т.ч. фрилансеров) к рабочему процессу;
- Мотивация персонала, повышение вовлеченности;
- Мобилизация сотрудников (появление мобильных версий приложений для совместной работы);
- Вовлечение потребителей, подключение к внутрикорпоративным коммуникациям клиентов и партнеров.
По мнению наших экспертов, эти направления сохранят свою важность и в этом году.
Евгения Шатилова, например, делает ставку на мобилизацию и мотивацию.
«Интранет — богатейший инструмент, возможности которого пока не используются на все 100% — говорит Евгения. — Но успешные кейсы, которые уже появились на рынке, обращают внимание владельцев бизнеса на новые возможности интранета — мотивацию, вовлечение, лояльность, сплочение команды… Мы постепенно уходим от просто информационного ресурса, где лежат новости и документы, в сторону живого интерактивного инструмента, который к тому же имеет колоссальный потенциал для аналитики поведения сотрудников (задача только в том, чтобы это поведение начало проявляться на корпоративном портале — а механики для этого уже есть)».
Схожего мнения придерживается и Анна Несмеева: «На мой взгляд, как специалиста по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре, ключевыми в наступившем году станут тенденции по использованию интранетов и мобильных приложений именно в их социальной роли. То есть в первую очередь – для вовлечения сотрудников в жизнь компании, и установлениям между ними более тесных связей».
По прогнозам Алексея Дмитриева будут популярны и новые модные тренды, например, геймификация и краудсорсинг в интранете. Усилятся и новые вызовы: неофициальный контент будет еще больше конкурировать с официальным, появится больше интеграционных решений, когда внешние социальные сети переплетаются с интранетом, все больше будет появляться единого контента. Таким образом, интранет перестанет быть просто официальным каналом комууникации с сотрудниками, усилится его значимость как инструмента в строительстве hr-бренда компании. Социальный интранет станет важным бизнес-инструментом вовлечения, причем не только для персонала, но и других целевых аудиторий: соискателей, бывших сотрудников, партнеров, клиентов.
Переосмысление роли социальных инструментов
В 2013 г. доверие к социальным инструментам вырастет. Социальные интранеты постепенно перестанут быть «модной игрушкой» и, наконец, будут восприниматься как серьезные инструменты. Скорее всего, у руководителей появится больше понимания роли таких инструментов в жизни компании. А значит и внедрения будут проходить более осмысленно, исходя из задач компании. К работе будут привлекаться специалисты — менеджеры по внутрикорпоративным коммуникациям, авторы, коммьюнити-менеджеры и т.д.
Евгения Шатилова: «Должны накопиться цифры — не только западные, но и отечественные — о том, как коррелируют социальные инструменты с эффективностью, экономией ресурсов, прибылью и другими измеримыми бизнес-показателями. Они позволят перейти от подхода «это модно и на западе все так делают» или «хм, любопытно, давайте попробуем, только осторожно» к подходу «я знаю, зачем мне это нужно и как я буду измерять эффективность внедрения»».
Алексей Дмитриев: «Рынок труда с годами проще не становится.- говорит Алексей. Поэтому перед компаниями еще острее встанут новые вызовы: нехватка квалифицированных кадров, война зарплат, низкая лояльность. Социальные инструменты важная составляющая в hr-брендинге, их роль будет только усиливаться».
Анна Несмеева: «Уже сейчас компании, внедряя тот или другой проект, четко очерчивают круг задач, которые они планируют решать с помощью выбранного инструмента. И привлекают к развитию социальных платформ менеджеров по управлению соц.сетью, авторов текстов и инициативных сотрудников»
Новые громкие проекты
Проникновение социальных технологий в российский бизнес было заметно и в прошедшем году. Вспомним такие интересные проекты, как корпоративный портал Enter, корпоративная социальная сеть компании NVision Group (во внедрении участвовали Сообщество внутренних коммуникаторов и компания DaOffice) и проект «Пряники».
Наши эксперты сходятся во мнение, что наступивший год принесет еще больше ярких примеров внедрения социальных инструментов в компаниях.
Евгения Шатилова считает, что именно прогремевшие в прошлом году кейсы сподвигнут компании на подобные решения. «Думаю, многие захотели себе «такое же, но с перламутровыми пуговицами», и наверняка ни на одной внутренней кухне уже варится что-то интересное, о чем мы скоро услышим:)» – комментирует Евгения.
Есть и примерные цифры – Анна Несмеева полагает, что таких проектов будет не менее десяти.
Но и прошлогодние проекты не останутся на месте. В планах Enter, например, начать в 2013 году работу с внешними сообществами на базе своей Интранет-платформы. «Интранет исчезает, теряет свой первоначальный смысл. Появляется «мультинет». Джоб-сайт, тендерный сайт, пресс-центр, сообщества партнеров и наконец клиенты Enter начнут общаться с сотрудниками компании в едином пространстве, в единой социальной сети с единой базой знаний. Насколько мне известно, таких решений в таком масштабе на российском рынке еще не было».
В целом, как полагают наши эксперты, социальные технологии будут развиваться быстрее, проектов действительно станет больше. «Чем больше «публичных» внедрений будет появляться на рынке, тем более активно будет развиваться этот тренд» – считает Евгения.
Однако, возможно рост рынка не так скажется на прибыли производителей социальных инструментов и платформ. Как считает Анна Несмеева, отказ от технологически сложных решений в пользу мобильных и облачных приведет к увеличению охвата рынка , но вряд ли серьезно повлияет на объем продаж у производителей и компаний-внедренцев. Компании – клиенты отдают свое предпочтение бесплатным и распределенным сервисам, не требующим специальной настройки.
Ну что ж, давайте наблюдать – судя по прогнозам, год будет очень и очень насыщенным.
Источник — блог «Социальный интранет»