Пожалуй, это одна из самых спорных тем в среде HR.

Наша предыдущая статья о мотивации в целом, в которой нематериальной мотивации эксперты уделили хорошую порцию внимания, набрала аж 179 комментариев на портале SuperJob. 

 

 

На этот раз мы выделили нематериальную мотивацию в отдельную тему и попросили экспертов рассказать о своем видении этого спорного, в российском бизнесе, явления.

Горшочек, не вари!

Я бы выделила следующие преимущества нематериальной мотивации. Во-первых, по затратам она не имеет потолка. Вы не можете бесконечно повышать зарплату сотрудника, потому что у вас есть бюджет. Но вы можете хвалить его и благодарить за работу столько, сколько захотите. Во-вторых, нематериальная мотивация – это, в первую очередь, эмоции. С каждой дозой положительных эмоций сотрудник все больше привязывается к компании. Деньги этого сделать никогда не смогут. В-третьих, это прекрасный инструмент для привлечения в компанию высококлассных специалистов, которых денежная часть вопроса интересует уже не так сильно, как нематериальный фактор: перспективы профессионального и карьерного роста, ощущение комфорта на работе и многое другое.

Можно, конечно, отказаться от нематериальной мотивации как таковой. За все давать деньги, и дело с концом. Возможно ли это? Да, возможно! Продуктивно ли? Не уверена.

Если говорить о нематериальной мотивации в чистом виде, то не стоит умалять такой инструмент, как похвала от топ-менеджмента. Не в виде грамоты или письма, а живая, с рукопожатиями, похлопыванием по плечу и «Вася, ты молодец!». Сегодня, в эру он-лайн технологий и гаджетов, людям очень часто не хватает именно живого общения.

Кроме нематериальной мотивации огромное значение играет мотивация неденежная, когда компания все же тратит средства на мотивацию сотрудника, но сам сотрудник получает не деньги, а определенные блага. Это могут быть билеты на концерт, корпоративный пикник или сертификат на стиральную машину. Здесь очень важно чувствовать меру, дабы не закормить своих сотрудников, когда вы начинаете понимать, что они настолько пресытились, что их ничего не радует. – Свою историю о нематериальной мотивации поведала  Анастасия Яловая, в прошлом — ведущий специалист по внутренним коммуникациям Компании ИНТЕРПАЙП» (Украина).

К каждому замку – свой ключик

Замечательным практическим кейсом поделился Генрих Юстус, бизнес-тренер и T&D-эксперт  в компании Техносерв; к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии МГГУ им М.А. Шолохова; бизнес-консультант тренинговой компании LTC.  

Очень часто нематериальная мотивация дешевле, чем материальная. Нематериальная мотивация позволяет, при правильной организации, находить индивидуальные ключики к каждому сотруднику, а не использовать профессиональные отмычки для большинства. Такие подходы больше «заводят» сотрудника на успех. Делая нематериальную мотивацию уникальной, мы фактически усиливаем позиции нашего HR-бренда на рынке труда. Люди ведь общаются между собой без определенных границ и они сами рассказывают о своих работодателях своему окружению.

Одна моя команда работала в условиях постоянного стресса и рутины (специфика бизнеса). Чтобы мотивировать их на стабильность и постоянное развитие, я разработал для них игру, в которой каждый день мы подводили черту результатам дня и они получали части одного большого пазла. В конце проекта нам удалось собрать этот пазл полностью. Сотрудники получили определённый драйв, а каждый день получил свою уникальность и сама работа не только стала выполняться лучше, но и получила завершенность. Следующий проект они сделали еще лучше и быстрее.  В этом приеме – «пазл», средство не статичное и далеко не универсальное. Его можно менять на что-то другое, что будет больше мотивировать сотрудников на результативность!

Также  хорошо работали кружки качества. Мы приглашали на мини-собрания всех желающих улучшить жизнь и результаты нашей компании. Участники не только обозначали зоны роста, но и потом сами прекрасно работали над их улучшением. 

В других компаниях довольно часто дают позитивные эффекты: дополнительные выходные дни или возможность работать в home-офисе, возможность выступить на корпоративных конференциях или статья в корпоративных СМИ, завтрак с владельцем и пр.    

Как вам такой приём Кунфу?

В последнее время трудно удивить йогой в офисе или корпоративным обедом. Но от желания узнать что-то новенькое мы не в силах избавиться. Какие методы нематериальной мотивации вы нашли оригинальными и удивительными?

София Семёнова, руководитель направления внутренних коммуникаций и продвижения бренда работодателя Volvo Group Россия: «Из того, что мне кажется интересным, могу привести историю одной из компаний, которая занимается построением корпоративных брендов. В этой компании, если сотрудник придумывает новую технологию, которая позволяет компании более рационально использовать время, облегчить процесс принятия решений, то инновацию называют именем автора».

Маргарита Алаева, Sportinyou: «Люди хотят работать на престижной работе, не смотря на другие материальные ценности. Поэтому Уолт Дисней собственноручно превращал непрстижные места в престижные. Так, малопоулярные среди работников прачечные в отелях парков развлечений при Диснее были переименованы в текстильные службы, что приравнивало их по важности со службой маркетинга или клиентской службой. При этом попасть в текстильную службу было значительно проще.

Маркетинговая компания Hime & Co заботится о душевных порывах своих сотрудников. Например, руководство разрешает с удовольствием прогулять сотрудникам половину рабочего дня, если на то есть уважительная причина. К числу таких относится даже сезонная распродажа! А если вас бросит партнер (муж, жена, бойфренд), то вам предоставят отгул на один день, чтобы полечить душевную рану и прийти в себя.

Конечно, мы, как организаторы спортивных мероприятий, скажем, что забота о здоровье сотрудника, участие в соревнованиях и спортивных турнирах, является отличной мотивацией, чем пользуются уже давно компании мирового масштаба». 

Что не работает?

А какие приёмы нематериальной мотивации не работают? 

«Безусловно, не работают приёмы, которые не учитывают специфику людей и поколений. Например: нельзя поколение бэби-бумеров мотивировать как поколение Y и пр.

Если хотите провалить нематериальную мотивацию, то отрывайте ее от результатов, рабочих задач и процессов; не учитывайте многогранность людей, которые работают с вами; делайте только то, что интересно вам; не учитывайте предыдущий опыт; идите сразу к верхней ступени мотивационной модели (по Маслоу), минуя остальные; откажитесь от нематериальной мотивации вообще и т.д.» — даёт «вредные советы» Генрих Юстус.

Анастасия Яловая делится опытом украинских компаний: «Сегодня в большинстве компаний Украины такие инструменты нематериальной мотивации, как дипломы, грамоты и доски почета, не работают. Если к заламинированному кусочку бумаги не прилагается денежная премия, ни на лояльность, ни, тем более, на производительность вручение грамоты  никак не повлияет. А иногда даже может сработать в минус, восприняться как издевка. В виду этих обстоятельств компании вынуждены искать новые формы нематериальной и неденежной мотивации».

Атмосфера – всему голова

По нашему опыту, самым лучшим приемом нематериальной мотивации является дружелюбная атмосфера в рабочем коллективе. Только тогда, когда сотрудники общаются между собой, проводят время вместе, коллектив становится сплоченным, работа более плодотворной, а настроение и ожидаемый результат оказываются еще лучше! Маргарита Алаева советует бросить максимум усилий на создание дружественной атмосферы.

На этой позитивной ноте мы заканчиваем наш непоследний материал о нематериальной мотивации. Если у вас есть интересные истории, хорошие/плохие примеры нематериальной мотивации – пишите нам! Мы с радостью осветим вашу историю.  pr@inside-pr.ru,  info@inside-pr.ru

(Visited 13 times, 1 visits today)