На дворе кризис, настроения пессимистичные, компании сокращают расходы и затраты. А тут Новый год подкрался незаметно, и неплохо бы отметить его корпоративным мероприятием или подарками сотрудникам, партнерам, клиентам. Нам стало интересно, что российские компании планируют на этот Новый год, как не наступить на грабли прошлых ошибок и какие лайфхаки позволят сделать мероприятие незабываемым. Наши эксперты — руководители, HRы, PRщики — делятся опытом и праздничным настроением.
Зима, кризис… корпоратив!
Бюджеты сокращены, и некоторые компании отказываются от празднования Нового года, но не полностью — а объединяя его с днем рождения компании. Но большинство все же намерены провести корпоративное мероприятие. Все же — это важный праздник, симол подведения итогов и начала новой жизни.
«Конечно, последние экономические события заставляют по-новому взглянуть на такие мероприятия — признается Ольга Никитина начальник отдела по подбору персонала компании «Биплан»(интернет-маркетинг) . — Рациональный подход превалирует над желанием весело провести время и организовать масштабную гулянку. К примеру, мы решили отложить стандартное празднование и сконцентрироваться на юбилее компании, который будет в конце января. Это событие мы собираемся отметить не только нашим дружным коллективом, пригласив на него коллег и партнеров.»
«Для ГК «САПСАН» предновогодний корпоративный праздник имеет особое значение, ведь в конце декабря компания отмечает свой день рождения. — рассказывает Ирина Деревенских, директор по маркетингу ГК «САПСАН» (загородная недвижимость) : Традиционно мы совмещаем эти два праздника, поэтому не идет речь о переносе. Но и об экономии тоже говорить не приходится, поскольку мероприятие получается вдвойне значимым. «
«В нашей компании корпоративное празднование Нового года – такая же неотъемлемая традиция, как поднимать бокалы под бой курантов. — говорит Татьяна Николаевна Анисимова, директор по персоналу АО «Клевер» (компания по производству сельхозтехники, ГК Ростсельмаш), — В этом году мы не изменили своих планов, и, несмотря на кризис, обязательно встретимся нашим дружным коллективом у новогодней елки».
Лайфхаки успешного праздника.
Собрать всех. Наградить лучших.
Ольга Никитина уверена: «Организовывать корпоративы стоит хотя бы для того, чтобы выйти за пределы стандартных офисных взаимоотношений и узнать сотрудников с другой стороны. Речь идет не о большой пьянке, за которую всем будет стыдно, а о непринуждённой обстановке с танцами и конкурсами. Именно такой праздник мы устроили в позапрошлом году. Собрали в ресторане всех, включая филиалы, и устроили глобальное веселье. Мы награждали сотрудников за вклад в развитие компании, проводили соревнования и пели песни.»
Сделать из корпоратива…фестиваль
Уже второй год подряд Boston Consulting Group, по словам руководителя проектов BCG и организатора праздника Антона Степаненко, не просто проводит новогодний корпоратив внутри компании, а выступает организатором целого фестиваля для «белых воротничков» — White Collar Fest. Он, кстати, состоится совсем скоро — 11 декабря. Проект не коммерческий, он не приносит выгоды компании, он рассчитан не на заработок, а на самоокупаемость. На празднике выступят корпоративные рок-группы, а еще в рамках фестиваля пройдет благотворительная ярмарка.
Привлечь сотрудников к участию
«Обычно предновогодний праздник мы планируем в качестве части стратегии тимбилдинга, — рассказывает Ирина Деревенских, ГК «Сапсан», — стараясь по максимуму привлекать сотрудников к его подготовке. Иногда мероприятие полностью проводится силами коллектива, иногда частично. Например, коллеги придумывают номера, костюмы и т.д. Так, в 2014 году мы ставили на сцене сказки, сценарии которых писали сами. Каждая история была связана с каким-либо из наших проектов. Получилось очень необычно. А переживания, подготовка, поиск костюмов подарили нам впечатления и воспоминания на всю жизнь. В этом году планируем также провести активный праздник — сотрудники наших подразделений уже сейчас готовят свои новостные сюжеты о том, как прошел их год. На празднике, посвященном дню рождения компании и Новому году, будем оценивать творчество друг друга и награждать лучших».
Янина Колсанова, специалист отдела по работе с персоналом компании «Скинкеа» дополняет: «Для того, чтобы мероприятие выполнило поставленные задачи, совсем необязательно выделять на него большой бюджет. Все поймут, если в этот раз на сцене не будет популярных артистов и шоуменов, сама площадка будет немного скромнее, чем в прошлый раз, и другие вынужденные меры. В подобной ситуации выходом могут послужить самостоятельная подготовка развлекательной программы: танцевальных, вокальных, художественных номеров, конкурсов и викторин. Они найдут большой отклик у аудитории, так как всегда приятно видеть знакомых коллег в новой роли. И даже если качество выступлений будет далеко от профессионального, эмоциональный заряд почти всегда остается высоким. «
Тайный Санта и угощение от каждого.
У нас небольшой коллектив и мы никогда не забываем о том, в нем должны быть созданы условия для людей, которые трудятся весь год рядом и делят и удачи, и трудности. В уходящем году, при нынешнем росте цен и увеличении расходов на фоне по-прежнему скромных доходов, мы создали новые возможности. — говорит Эльвира Жейдс, пастор, председатель совета общины Святой Екатерины, Евангелическо-Лютеранской церкви, — Во-первых, в декабре каждый может предложить свой проект и провести его, а все заработанное оставить себе. Во-вторых, весь год откладывались средства на премии и подарки! И мы с удовольствием поздравим всех! В-третьих, играем в секретного Санту — уже каждый вытянул из мешочка клочок бумаги с именем коллеги и готовит подарок, всеми тайными способами выведывая интересы и пожелания своего подопечного, чтобы тот не догадался. В-четвертых, какждый несет к праздничному столу угощение на себя и еще одного человека».
Игрушки для корпоративной елки и капустник
Алла Калинина, руководитель отдела маркетинга и pr, Интерьерная студия «ДИЗАЙН-ХОЛЛ»: «У нас в Дизайн-Холл собрались люди неординарные, творческие и открытые новому. В этом году мы решили подготовить новогодние игрушки для украшения корпоративной елочки. Лучшие работы станут основой для праздничной электронной открытки, а все активисты будут отмечены в ходе новогоднего капустника. Наш капустник — результат творческого поиска рабочей группы студии.»
Взносы за корпоратив и конкурсы со сказочным представлением для детей
«Ключевую часть расходов по организации вечера берет на себя компания, — делится Татьяна Николаевна Анисимова, АО «Клевер», — но каждый сотрудник дополнительно вносит в бюджет небольшую сумму, так сказать на чаевые официантам и музыкальное сопровождение вечера. Помимо корпоратива мы обязательно проводим среди детей наших сотрудников конкурс новогодних поделок и устраиваем сказочное представление с конкурсами и подарками, привлекая аниматоров и кукольников.
И опыт, сын ошибок трудных…
Каким будет впечатление сотрудников от празднования, во многом зависит от организаторов. Эксперты поделились опытом ошибок, которые не нужно повторять. Профессионалы советуют не проводить мероприятие в офисе, даже если бюджет практически на нуле, а также экономить средства на шикарные мероприятия в течение года.
«Годом ранее, перед нами возник серьезный вопрос – либо отказаться от корпоратива вообще, либо провести его в офисе, — рассказывает Ольга Никитина, «Биплан». — Мы выбрали второй вариант, который, в итоге, не принес радости. Нарядили офис, подготовили программу, настроились на праздник, но так и не получили ожидаемых впечатлений. Привычная обстановка не позволила людям расслабиться, а некоторые просто отдавали должное знаковому событию и уезжали домой. Больше мы не ориентируемся на такой вариант, стараясь найти другие решения для проведения корпоратива. «
«Если не слишком много тратить на мероприятия в обычное время, то и не будет необходимости «затягивать пояса» в кризис, -советует Ирина Деревенсиких. — Руководство ГК «САПСАН» никогда не поддерживало чрезмерные расходы на корпоративы. И в текущих условиях это наше преимущество — сотрудники знают наши традиции и поддерживают их, не ожидая приглашённых звезд эстрады или других дорогостоящих развлечений. Поэтому мы уверены в том, что корпоративный праздник пройдет, как всегда, на позитиве. «
Прозрачность процесса подготовки праздника не менее важна, говорят эксперты. И единодушно утверждают, что начинать готовиться к Новому году лучше заранее.
«Грабли» в подготовке корпоративного праздника я обычно размещаю в порядке вредности для общего дела, — объясняет Алла Калинина, «Дизайн-Холл»:
— излишняя скрытность организаторов, которая приводит к непониманию и склокам в рабочей группе.
— недостаточное и несвоевременное привлечение подрядчиков — диджей, кейтеринг и т.д.
— чрезмерная экономия на подарках за участие в конкурсах. Лучше сделать ставку на оригинальность сувениров, а не на их дороговизну. Но не опускаться до ширпотреба.
Новогодний корпоративный праздник обязательно должен работать на конкретные цели. Эти цели всегда нужно помнить прописывая праздничную речь спикеров, подбирая развлекательную программу и способы коммуникаций после самого праздника».
«Считаю, что сани лучше всего готовить летом, а новогодний корпоратив – чем раньше, тем лучше, — говорит Татьяна Николаевна Анисимова, — В этом году еще в сентябре мы начали поиск ведущих и уже к концу месяца определились с выбором программы и места проведения банкета. Обычно, этот процесс у нас постоянно откладывался, и все заканчивалось тем, что в ноябре мы судорожно обрывали телефоны театров и ресторанов и останавливали свой выбор на тех предложениях, которые остались в наличии. В сентябре же больше подобрать и заведение, и артистов, и ведущего, так сказать, на свой вкус и бюджет. Это реально помогло нам сэкономить расходы. Кстати, еще один способ сэкономить – это устроить конкурс на лучшего Деда Мороза и Снегурочку среди сотрудников компании. Два года назад мы так и сделали. В итоге, раскрыли большой актерский потенциал одного из наших директоров по продажам.»