04Игровые стратегии используются в бизнесе давно, поэтому вопрос их актуальности даже не обсуждается. Вспомнить хотя бы «пятилетку за три года» советского времени. Но слово «геймификация» — новое, а тема игрофикации в бизнесе современном набирает обороты. Мы решили выяснить у экспертов, почему игры для сотрудников так популярны, какое будущее у геймификации и как оценивать эффективность, а также, как применять игровые стратегии там, где у сотрудников нет компьютеров.

Специалисты по игрофикации единодушно отмечают ценность игровых стратегий для управления персоналом и разнообразие возможностей применения игровых методик.

nikiforov«Далеко не всегда можно встроить классическую игру в обыденную жизнь, но ее принципы – это вполне возможно, — комментирует Александр Никифоров, соучредитель, Collective Intelligence Systems (управление инновациями и коллективное прогнозирование на основе технологий краудсорсинга и управления знаниями).- Ведь содержательно игра придает дополнительный смысл нашим действиям. Мы делаем рутинные покупки в супермаркете, где нам дают за них наклейки, вовлекая в их накопление ради призов (сувениров, сковородок и прочей домашней утвари). Наклеили пяток в красочный буклет и у вас уже дополнительный стимул дойти до конца, посещая определенную сеть магазинов. Психологи обладают огромным арсеналом игр, направленных на сплочение коллективов, выявление важных психологических качеств, гармонизацию отношений. Однако в повседневной работе компании гораздо важнее, когда игровые элементы позволяют сохранить интерес к рабочему процессу.»

nesterovskyi«Крупные компании и корпорации используют игровые системы для обучения новых сотрудников, знакомства их с товарами и услугами компании, — рассказывает Евгений Нестеровский, менеджер проекта в компании «Викиум – тренажеры для мозга» (сервис для тренировки и развития памяти, внимания и мышления с помощью уникальных игровых тренажеров), — «Квесты» для интеграции вливающихся в новый коллектив людей также хорошо себя зарекомендовали. Существует рынок корпоративных решений для игрового обучения – для компаний разрабатываются специальные игровые тренажеры и симуляторы, учитывающие специфику бизнеса. Онлайн-сервисы и проекты используют игровые механики для удержания своих пользователей, их активации (достижения момента понимания, как сервис работает и может быть полезен) и вовлечения. На западе тренд игрофикации пошел на спад, но у нас он набирает обороты».

vitkovskaya

«Сейчас популярным является словосочетание «всеобщая геймификация» и можно однозначно сказать, что этот инструмент развития персонала в тренде, — говорит Анастасия Витковская — совладелец и директор открытых программ бизнес-школы AMI, аккредитованного фасилитатора бизнес симуляций Celemi (Швеция) — Основная причина в том, что именно бизнес-игры позволяют в безрисковом пространстве выработать определенный навык (в зависимости от цели игры) и по окончанию провести с фасилитатором «разбор полетов». Еще одна причина – возможность практически 100-й адаптации продукта под задачи, которые были установлены. Возможно даже разработка индивидуального игрового решения. 

Игрофикация для персонала – это наше будущее? Эксперты предлагают использовать все возникающие возможности естественным образом, не забывая при этом о базовых условиях эффективной работы сотрудниками и их мотивации.

«Является ли игрофикация для персонала нашим будущим – сложный вопрос, — размышляет Евгений Нестеровский, — Это удобный инструмент, применимый в работе с персоналом и его мотивацией. Но есть много других важных факторов. Плохие условия труда, неудобный офис без окон и вентиляции, проблемы со связью и интернетом – такие вещи здорово сказываются на производительности труда и никакой игрофикацией тут не поможешь. Но как один из элементов, улучшающих микроклимат компании – безусловно».

«Если мы все больше обрастаем различными виртуальными средами (от социальных сетей, до приложений для мобильных устройств), — добавляет Александр Никифоров, — то все идет к тому, что компании должны задуматься о том, как это использовать. Тем более граница между продуктивной деятельностью и частной жизнью становится весьма прозрачной: многие работают удаленно и по гибкому графику. Пока одни пытаются «уберечь» рабочее время сотрудников в офисе (по статистике, более половины выходов в социальные сети происходит с личных устройств, а не через рабочие компьютеры), другие будут пытаться это использовать используя игровые приложения и элементы игрофикации в рабочем процессе. Перефразируя китайскую поговорку: когда дует ветер, то строить стены, конечно, можно, но ветряные мельницы продуктивнее. «

А если компания производственная, а сотрудники не имеют персональных компьютеров, что делать? Игровые стратегии не ограничиваются компьютерной игрофикацией, сходятся эксперты.

«Если посмотреть в сторону настольных ролевых игр, — говорит Евгений Нестеровский, — станет ясно, что наличие компьютера или электронных устройств для игрофикации не нужно. Можно составить набор правил и определить «мастера игры», который будет вести учет всех результатов и достижений. В рамках производственного коллектива роль мастера может легко передаваться от одного сотрудника к другому, все больше вовлекая весь коллектив в этот процесс».

«Компьютерные бизнес-игры – это только одно из возможных направлений, — напоминает Анастасия Витковская. — Существуют также и настольные бизнес-симуляции, и масштабные бизнес-игры (с большим количеством человек – до 600), и они не требуют наличия ПК у персонала. В нашей практике, например, неоднократно в рамках проектов по внедрению ценностного менеджмента в компаниях одним из этапов является проведение подобной масштабной бизнес-анимации (Galaxy LILLA), где участники объединяются в союзы и межгалактические альянсы на основе ценностей и их физического подтверждения. По словам заказчиков, это помогает объединить участников вокруг ценностей компании, и перевести ценностную составляющую корпоративной культуры на осязаемый уровень».

«Игровую оболочку можно придумать для любой деятельности, акцентируя внимания на существующей проблемы для коррекции даже производственного процесса. — утверждает Александр Никифоров. — Например, соревнования по числу найденных дефектов продукции в рамках планового повышения ее качества. Для одних это соревнование с вручением символического (материального) приза, для других – систематизация важной для производства информации (внимательность сотрудников, определение типичных случаев и источников брака). Игровая модель для менеджеров по продажам Cisco вполне может быть переложена на ситуацию с бурением скважин российскими нефтяниками. Офис компании открывает конкурс богатырских дружин, фиксируя на карте корпоративного издания успешные «битвы» бригад, занятых бурением скважин. Через опросы и интервью участников собираются истории побед по итогам битв с суровым климатом. С одной стороны, прекрасная возможность компании создать свою особенную традицию, наделив мощным символическим значением трудную и рутинную работу, если по ее итогам коллектив ждет не просто премия, но символическая награда наподобие боевого шлема и имя в корпоративной истории. С другой стороны, прекрасная возможность собрать и изучить лучшие практики, используя их для обучения и вовлечения новичков».

vysochi«Если говорить про обучение методикам и инструментам бережливого производства, — дополняет Дмитрий Высочий, ведущий тренер ГК ОРГПРОМ (услуги по внедрению устойчивого развития  бизнес-систем, и освоению бережливого производства), — то деловые игры создают условия для более плавного, а значит менее шокового перехода от теоретических аспектов повышения операционной эффективности к практической их реализации. Игры позволяют моделировать, экспериментировать, оценивать эффективность в достаточно комфортных условиях игровой механики. Таким образом можно совершать ошибки без трагических последствий, можно проводить мыслительную работу по адаптации инструментов бережливого производства к особенностям собственного производства. И все это происходит в увлекательной атмосфере игры, соревновательности и мгновенного отклика на производимые изменения.»

Без чего невозможно применение игр в мотивации и управлении персоналом: какие важные условия должны быть соблюдены? Профессионалы геймификации отмечают прозрачность игрового процесса, связь игры с процессами в компании, правильную коммуникацию инициативы.

«Важное условие для того, чтобы игровая система прижилась, – она должна быть простой и удобной для использования, — объясняет Евгений Нестеровский. — Понятные правила игры, условия достижения целей и получения наград позволят легко вовлечь сотрудников. Другим важным условием является настойчивость и готовность работать с этим направлением. Если инициатива исходит от руководителя, то нужно правильно донести идею до команды и быть готовым к сопротивлению или непониманию. При инициативе со стороны менеджмента можно ожидать непонимания сразу с двух сторон».

«Мне кажется, что самое важное здесь, — замечает Александр Никифоров, — найти способ включения игр или их элементов в текущую деятельность компании. При этом важно, чтобы игровой процесс был особенным и желанным. Рабочий день не может быть похож на постоянную игру, а излишне легкое вознаграждение демотивирует. В целом использовании игр подразумевает высокий уровень управления в организации, поскольку игра всегда имеет практический смысл: повысить мотивацию выполнять какие либо действия, усилить внимание сотрудников к определенным процессам, обучить или выработать базовые навыки, провести альтернативную оценку качеств персонала.»

esipenok450x500Ида Есипенок, директор по персоналу компании «АйТи» подытоживает: «Книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» обожаю и считаю обязательной для прочтения. Если исходить из постулатов книги, то люди играют постоянно, но могут не замечать, что играют или как их втягивают в игру. Задача внутренних коммуникаторов делать правила Игры открытыми, понятными и позитивными, а порой, и переключать на другую Игру. Геймификация — прекрасный инструмент для смены парадигмы в коммуникациях, который войдя однажды в корпоративные коммуникации, заработает навсегда. Как и с каким результатом этот инструмент будет работать во многом зависит от внутренних коммуникаторов.»

 

(Visited 159 times, 1 visits today)