На рассмотрении Госдумы находится законопроект о внесении изменений в трудовой кодекс в части регулирования труда удаленных сотрудников. Проект уже прошел первое чтение в настоящее время депутаты готовятся ко второму. Новый закон вызвал интерес в коммуникационной отрасли, так как удаленный персонал есть у многих компаний. При этом работодатели зачастую сами не очень понимают, чем удаленный сотрудник отличается от фрилансера и какие нормы регламентируют взаимоотношения с ними. Sostav.ru решил разобраться, как очередная инициатива парламентариев скажется на рынке.
Согласно законопроекту, под дистанционными работниками понимаются «лица, заключившие трудовые договоры о выполнении ими трудовых функций вне места расположения работодателя, в том числе в другой местности, с использованием сети Интернет или других видов связи».
Как пояснил эксперт юридической фирмы VEGAS LEX Борис Пупко, предполагается, что с дистанционными работниками трудовые договоры можно будет заключать в электронном виде. Для подписания таких договоров сторонам необходимо будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.
«Дистанционные работники смогут распределять свое рабочее время и время отдыха по своему усмотрению, если иное не будет предусмотрено трудовым договором, — комментирует эксперт. — Согласно законопроекту, помимо предусмотренных Трудовым кодексом оснований прекращения трудового договора такие основания могут быть указаны в самом трудовом договоре с дистанционным работником. Положения законопроекта о дистанционных работниках не будут действовать в отношении надомников».
Г-н Пупко считает, что необходимость принятия такого документа связана с получающей все большее распространение дистанционной занятостью. Объясняется это тем, что данная форма организации труда имеет ряд преимуществ: сокращаются издержки работодателя на аренду помещений и обустройство рабочих мест, экономятся время, энергия и средства работника, растет производительность труда последнего в связи с работой в более комфортных домашних условиях.
Отсутствие правового регулирования зачастую приводит к тому, что значительное количество удаленных сотрудников лишены возможности оформить трудовые отношения из-за территориального расположения.
Во многих СМИ, а также нередко в самих компаниях, в штат которых входят сотрудники, работающие дистанционно, понятие «удаленный сотрудник» и «фрилансер» воспринимаются как тождественные. При этом, в российском законодательстве понятие «фриласер» отсутствует. На практике фрилансеры, как правило, заключают договоры гражданско-правового характера, а значит, находятся вне штата какого-либо работодателя.
«Рассматриваемый законопроект предлагает фрилансерам альтернативу гражданско-правовым договорам в виде заключения трудовых договоров, — говорит Борис Пупко. — Как я уже говорил, оформление трудовых отношений позволит фриласерам пользоваться всеми правами и гарантиями, которые предоставляются работникам трудовым законодательством. Таким образом, после принятия законопроекта у фрилансеров появится возможность выбирать различные варианты оформления отношений со своими клиентами – работать по гражданско-правовому договору либо заключить трудовой договор».
По данным Superjob, труд специалистов, работающих вне офиса, использует почти треть работодателей – 32%, при этом 22% из них оформляют таких работников в штат компании по трудовому договору, еще у 10% есть удаленные сотрудники, работающие на аутсорсинге.
Чаще всего удаленные сотрудники выполняют работу в области IT (24%), продаж (18%), финансов и бухгалтерии (11%), а также рекрутинга (10%) и дизайна (9%). Реже удаленные работники задействованы в маркетинге, юриспруденции и проектировании (по 4%), а также в редактировании, верстке, переводах, рекламе, закупках и телефонном консультировании (по 2%).
Компании, оперирующие на коммуникационном рынке зачастую используют труд удаленных штатных сотрудников и фрилансеров. В настоящее время на Superjob опубликовано более 2 200 вакансий, предлагающих удаленную работу. 0,8% из них – для фрилансеров.
Средний уровень зарплат удаленных (штатных) сотрудников сильно варьируется в зависимости от региона. Так, зарплаты в Санкт-Петербурге отстают от московских в среднем на 15–20%, в Екатеринбурге – на 35-40%, в других региональных центрах – на 45–55%. Среднее зарплатное предложение в Москве для удаленных сотрудников на полный рабочий день в сфере «Маркетинг, реклама, Pr» по базе портала Superjob.ru составляет 40 000 рублей.
Мнения самих удаленных работников разделились: кто-то активно поддерживает инициативу и, будучи штатным сотрудником, даже задумывается над сменой формата и началом работы вне офиса в связи с новым законопроектом, а кто-то настроен скептично или просто индифферентно.
«Я много сотрудничал по «удаленке», — говорит журналист Игорь Коваленко. – Это был E-xecutive.ru, проекты издательства «Техномир», некоторые компании и проекты других городов. Работа по удаленке – явление совсем не редкое, тем более, в журналистике. Однако всегда есть некоторый риск, что можно в таком варианте сотрудничества остаться без обещанных денег. По-моему, это явный сигнал к тому, что законодательно необходимо пересмотреть отношения домашний работник – начальник».
Хотя многие удаленные сотрудники и одобряют новое законодательство, тем не менее, они оговаривают, что оформление трудовых отношений не должно носить обязательный характер, сотруднику должен предоставляться выбор.
«Играть по правилам всегда лучше, есть элемент защиты. Но если говорить конкретно обо мне – то я индифферентно отношусь к инициативе, — утверждает дизайнер Дмитрий Парсанов. — Мой опыт удаленной работы и так был по трудовому договору. То есть по документам я был штатным сотрудником, но на самом деле в офисе не появлялся. Зарплату получал, как положено, ежемесячно, больничные, отпуска – все по ТК. Не думаю, что конкретно в моей ситуации нововведение окажет какое-то качественное влияние».
Еще один респондент, маркетолог в IT-компании Мария Колюшина признается, что, будучи штатным сотрудником, не планирует переходить на удаленную работу, однако если закон будет принят и проработан, то «всерьез задумается об этом».
МНЕНИЯ
А что по этому поводу думают работодатели? Sostav.ru опросил руководителей компаний, работающих на российском коммуникационном рынке, представляющих как крупный сетевой бизнес, так и средний независимый, а также совсем небольшие компании, которые чаще всего и прибегают к труду удаленных сотрудников из соображений экономии. Мнения и тут разделились.
Ольга Яковлева, CEO Publicis Russia
«Основной состав сотрудников Publicis Russia работает на постоянной основе. Тем не менее, мы используем распространенную практику привлечения фрилансеров-иллюстраторов в помощь штатным специалистам на «горящих» проектах. Удаленная работа – безусловно, прогрессивный способ построения рабочего процесса. Это новый для нас формат — мы занимаемся разработкой наиболее эффективной модели управления процессом, в который вовлечены как сотрудники в офисе, так и те, кто работает дистанционно. В настоящий момент несколько человек (как фрилансеры, так и постоянные сотрудники) работают на проектах удаленно.
Алексей Андреев, президент Depot WPF
«Методика работы и, соответственно, структура профессионального брендингового агентства, увы, не предусматривает вовлечение специалистов «на удаленном доступе». Поэтому любые попытки формировать проектные команды из сидящих по домам людей – это профанация нашего ремесла. Речь не идет о привлекаемых фриленсерах и традиционных саплаерах: исследовательских компаниях, архитекторах и модных фотографах».
Максим Кузин, продакшн-директор Grape
«В нашем агентстве удаленных сотрудников больше 100. Это пул людей, которых мы знаем давно и в лицо, они оформлены по договорам подряда и работают с нами постоянно. В основном это копирайтеры и дизайнеры. Конечно, с точки зрения бухгалтерии содержать большое количество удаленных сотрудников не очень удобно, но все равно это дешевле, чем содержать огромный штат. Большое количество удаленных сотрудников, помимо прочего, хорошо тем, что обеспечивает непрерывную линию производства – у тебя всегда есть люди в разных часовых поясах».
Алексей Царегородцев, генеральный директор REALPRO
Прежний документооборот в части найма удаленного персонала совершенством не отличался. Например, в REALPRO порядка 25% сотрудников – на удаленной работе и мы вынуждены были пересылать документы друг другу по почте или с курьерами, чтобы заключать трудовые соглашения. Представьте, отправить бумаги в Лос-Анжелес и потом ждать их назад… Сейчас все можно будет делать по электронной почте и пользоваться электронной подписью за исключением одного заказного письма с копией трудового договора. Что касается нюансов составления трудового договора, то, насколько я понимаю, все останется по-прежнему за исключением условия, что сотрудник подчиняется правилам внутреннего распорядка. Но мы уже несколько лет назад внесли такие изменения в договор подряда для тех, кто работает удаленно.
Антон Вебер, руководитель FOLX:
Мы стараемся выводить в аутсорсинг все «рутинные/понятные» задачи, не требующие «жизни» в офисе и шторминга. Периодичность таких задач составляет 2-3 человека/месяца в год. В FOLX это технические фотографы, web и print верстальщики больших объемов, когда есть шаблоны публикаций, а творческое виденье не требуется. Художники-декораторы, дизайнеры-графики, работающие в декларированном стиле и под конкретные задачи. В последнем случае, кстати, важно отрегулировать вопросы авторского права. В большинстве случаев коммуникации вертикальны, все проходит через арт-директора. «Штатники» и FL не пересекаются, за исключением очень формальных контактов (сдал-принял). Как правило, это люди с разным складом характера и виденьем процесса. FL – люди, для которых независимость важнее стабильности. Однако стоимость человека/часа близкая.
Кирилл Халюта, генеральный директор Freedomart
В нашей компании все сотрудники являются штатными, так как во-первых работа связана с коммерческой тайной, во-вторых — работа должна проходить в команде. Мы пользуемся услугами аутсерсинга в рамках юридической поддержки и независимого финансового аудита, но это юридические лица. Фрилансер — это или гений, который не может работать в команде (таких человек 10 в стране), а остальные – это те, кого не взяли на работу по разным причинам, в том числе по причине не желания брать на себя какую-либо ответственность. Просто так отдать работу фрилансеру сложно — нужно заключить договор, а договор с частными лицами всегда осложнен правовым вопросом. Удаленные штатные сотрудники также являются тяжелой ношей в связи с тем, что работа является всегда командной. Пока еще нет эффективного способа держать уровень эффективности работы удаленно.
Денис Шапкарин, управляющий партнер Nectarin
Есть большие рекламные агентства, которые могут позволить себе осуществлять деятельность за счет штата постоянных сотрудников. Есть маленькие агентства, которые работают по агентской схеме, то есть 3-4 сильных менеджера контролируют группу фрилансеров, которые находятся в разных регионах. В зависимости от типа агентства проценты распределения в общем объеме — разные. Если это крупное агентство, то в подрядчиках, как правило – 30 %, если маленькое — то 80 %. Мы — крупное по российским меркам агентство, у нас 80 человек в штате, следовательно, процент фрилансеров составляет 30 %. После принятия поправки к ТК я считаю, что глобально ничего не изменится, надежные поставщики будут работать по другой схеме, плохие не будут работать, как и раньше. Причина такой законодательной активности в том, чтобы получать налоги, это очевидно.
Елена Юферева, генеральный директор Brandson
Мы не можем себе позволить работать с фрилансерами из-за жесткой коммерческой тайны, принятой в Brandson, а так же высокой степени клиентоориентированности. Привлечение фрилансеров оправдано в случае реализации какого-то специфического проекта и узкоспециализированной работы. Понятия фрилансер и удаленный работник – это разные вещи. Не каждый фрилансер захочет стать удаленным сотрудником. Те изменения, которые происходят в законодательстве, касаются людей, не желающих менять место жительства, но желающих стабильно работать в компании, находящейся в другом городе, работать со всеми правами и обязанностями. Грядущие изменения – правильный и актуальный шаг. Теперь многие специалисты не потеряют в стаже работы, а компании получат больше возможностей для привлечения сотрудников на законных основаниях.