Все IT-компании охотятся за хорошими программистами. В 2019 году Сбербанк начал искать нестандартное решение, которое позволяет видеть, как специалисты пишут код, выявлять лучших и приглашать их в компанию. Вместе с компанией Geecko мы создали первую в мире браузерную игру для найма программистов — SberCraft. Что из этого получилось, рассказал руководитель методологии IT-подбора Сбербанка Виталий Евдокимов.

Сбербанк довольно давно экспериментирует и с геймификацией, и с механиками поиска и найма сотрудников. Стандартная схема найма — зачастую стресс для кандидатов, а некоторые программисты сознательно прячутся от рекрутеров или попросту не ищут новую работу. В 2019 году у нас появилась идея придумать новый канал для привлечения талантливых программистов — создать автоматизированную систему оценки навыков и совместить это с геймификацией.

«Мы хотели добраться до программистов, которые не ищут работу прямо сейчас, но могут заинтересоваться нашими проектами. И придумать новый инструмент, который поможет не только пообщаться с ними, но и сразу увидеть, как они пишут код. При этом мы решили пропустить этапы с резюме и техническим интервью — чтобы сразу переходить к обсуждению задач», — объясняет Виталий.

Тогда же мы познакомились с компанией Geecko, которая разработала продукт, позволяющий автоматизировать процесс предварительной оценки навыков соискателей: пользователи пишут код в своем браузере, а система определяет положение пользователя в рейтинге. У нас была гипотеза, что формат компьютерной игры подойдет для такой оценки лучше всего, и мы решили вместе ее протестировать.

«Наше решение Skills помогает приоритизировать людей, а не отсеивать их. Оно дает понять, с кем из кандидатов стоит пообщаться в первую очередь: это люди, способные быстро решать задачи, совершая минимум ошибок. Мы помогали компаниям искать программистов, но опыта в геймдеве у нас не было — до тех пор, пока мы не познакомились со Сбербанком», — рассказывает CEO Geecko Максим Мещеряков.

Тимлидиус, HR-эльф и борьба между сторонниками пробелов и табуляции: как делали SberCraft

Пообщавшись с Geecko, в Сбербанке решили сделать совместный проект — онлайн-игру с задачами для программистов. Это идеальный способ сделать поиск работы увлекательным для разработчиков: по кастдеву Geecko, 90% из них пошли в профессию как раз благодаря любви к компьютерным играм.

«Сделать игру нужно было быстро: мы поставили себе срок 10 календарных дней. Это было создание полноценного продукта с нуля: над ним работали продакт-менеджер, проджект-менеджер, сценарист, иллюстратор, квиз-мастер, бэкенд-разработчик, фронтенд-разработчик и два дизайнера. Единственное, что нас в те дни волновало, — чтобы получилось круто. Сделали верхнюю прорисовку персонажей — круто. Сделали детализацию — некруто: перерисовываем. Команда отреагировала примерно так: ну наконец-то геймдев, ура. То есть у нас буквально исполнилась мечта, поэтому мы практически поселились в офисе и перестали спать», — рассказывает Максим.

«Благодаря геймификации мы сделали процесс подбора интересным для кандидатов: разработчики любят онлайн-игры. В такой большой компании, как Сбербанк, одновременно открыто большое количество вакансий, и классических инструментов рекрутинга становится мало. Специалисты не хотят обновлять резюме или откликаться на вакансии, зато с удовольствием играют в SberCraft.» — Вероника Фомичева, методология IT-подбора;

Постапокалиптический мир игры разделен на две фракции: староверов (топят за пробелы) и новообрядцев (топят за табуляцию). Цель — не дать противникам переписать сервер и разрушить баланс. В игре пять заданий, которые надо пройти примерно за час.

Все начинается с того, что герой просыпается голым в поле и встречает Тимлидиуса. Это красный шар — персонаж, который сопровождает игрока. За одеждой герой вынужден идти в интернет-кафе, где накануне сидел в долг. Чтобы забрать одежду, он соревнуется с хозяином заведения в программировании. На следующих этапах герой встречает эйчара-эльфа, сисадмина и других персонажей, а заканчивается SberCraft поединком с боссом.

Отзывы игроков на SberCraft

— Очень хорошо, была лишь одна проблема: я начал изучать программирование только для прохождения этой игры. Стартанул игру, правда, на Python, а закончил на JS: )

— Все круто. Не ожидал такого жесткого ограничения по времени (но это и круто), так как очень давно не решал подобные задачки. Игра замотивировала открыть HackerRank и порешать еще. Вот за это спасибо! Делайте такие проекты чаще.

— Забавно. И такого сорта тест, я подозреваю, неплохо проверяет сообразительность… Но ограниченное время подталкивает к не самым крутым решениям… Моё решение задачи про бочки — это, конечно, асимптотический ужас

Узнайте больше о геймификации и других цифровых фишках на нашем курсе Digital коммуникации для HR и внутрикома. Примеры и эксперты вам точно понравятся 🙂

Что было дальше и как изменится SberCraft

В Сбербанке верили, что SberCraft выстрелит, потому что продукт получился классным. Но результат превзошел ожидания: сразу после релиза и запуска рекламы мы получили 4 500 игроков, из которых 500 оказались целевыми — теми, с кем рекрутеры захотели пообщаться. Среди этих ребят были программисты, которые дали понять, что хотели бы работать в Сбербанке. Мы сознательно не стали делать загрузку резюме обязательной (убрав еще один стрессовый для кандидатов этап), поэтому знали о большинстве игроков только то, насколько хорошо они написали код в игре. И многие справились с этим отлично.

«Чтобы никого не упустить, особенно тех, кто сообщил о желании работать у нас, нам пришлось очень быстро и с нуля построить процесс взаимодействия с участниками игры. Отдельная команда рекрутеров тогда занималась только этим: они отбирали игроков с лучшими результатами и связывались с ними. Это не было похоже на собеседование: получалось скорее дружеское общение с рассказом о наших проектах. Если мы понимали, что программист интересен Сбербанку, а Сбербанк — ему, рекрутер приглашал его познакомиться с руководителями разработки различных продуктов. Они уже видели пример кода, написанного игроком, и обсуждали с кандидатом задачи, проекты и ожидания — на понятном обоим языке и в комфортной обстановке», — объясняет Виталий.

При этом SberCraft все-таки оставался демоверсией, которую мы начали дорабатывать сразу после релиза. Например, первое время в игре было четыре языка: Java, JavaScript, Python и Swift. Многих это расстраивало, поэтому теперь в SberCraft 12 языков, причем четыре из них даже неактуальны для Сбербанка: их добавили, потому что был запрос со стороны сообщества. Сейчас 40–50% игроков проходят игру до конца. Большинство выбывших из SberCraft не справляются с первым и вторым уровнями: «отваливаются» люди, которые в принципе не могут или не хотят написать код. Зато те, кто проходит первые два этапа, обычно справляются и с остальными, более сложными уровнями: наверное, просыпается азарт и желание узнать, чем закончится история.

Сейчас у нас есть огромный бэклог задач по SberCraft, которые мы обсуждаем с Geecko. Например, в игре одинаковые задания для всех, но в будущем мы хотим сделать разные по сложности задачи для специалистов с разным опытом. Еще многие игроки просят убрать ограничения по времени прохождения заданий, и это мы тоже обдумываем.

Так выглядит босс — чтобы его победить, придется писать код

SberCraft — это демоверсия, прототип того, каким будет найм в будущем. Мы видим, что геймификация — это отличный инструмент взаимодействия с аудиторией. Возможно, люди устали от простых форм и кнопок. А такой подход позволяет пользователям вновь почувствовать, что они наблюдают зарю становления интернета. Если компания старается сделать найм комфортным для кандидатов и идет им навстречу, она открывает для себя огромное окно возможностей. В поиске работы не должно быть стресса — только фан и удовольствие от процесса.

Источник: блог Сбера на vc.ru

(Visited 106 times, 1 visits today)