Руководство по выживанию на воркшопах: мой конспект книги Роба Фитцпатрика «The Workshop Survival Guide»
Я имею опыт проведения лекций и воркшопов по аналитике, поэтому книга “The Workshop Survival Guide” была для меня актуальна и интересна. Мне кажется, что в книге много ценного для широкого круга читателей.
Об авторе
Кажется, Роб из тех, кто отлично чувствует, что хочет случиться в бизнесе. И создаёт свои бизнесы/книги/причёски под эхо времени. В России (да и в мире) Роб прославился за счёт популярной книги “The Mom’s test” (“Спроси маму”). “Спроси маму” популярно объясняет, как общаться с клиентами и проверять свои бизнес-идеи. Подробнее о Робе см. тут.
О книге
Книга “The Workshop Survival Guide” написана в соавторстве с Дэвидом Хантом (предприниматель с опытом преподавания) и издана пока только на английском. В ней авторы систематизировали свой богатый опыт проведения воркшопов в разных компаниях, странах и при разных обстоятельствах.
Концепция из книги, которая изменит Вашу жизнь
Экономика доверия.
Впустите понятие Экономики доверия в своё сознание:
- Если Вас пригласили — Вам доверяют.
- Если к Вам пришли— Вам доверяют.
- Если к Вам обратились — Вам доверяют.
И всё, что от Вас требуется: не потерять доверие, а в идеале — умножить. Степень доверия можно увидеть по глазам слушателей и общей энергетике — по их вниманию.
- Если участники воркшопа активно делают практику, слушают теорию с горящими глазами, внимательны к словам спикера — уровень доверия высокий.
- Если взгляды начинают “плыть”, практика проходит “с прохладой”, а спикеру приходится несколько раз отвечать на одни и те же вопросы, всё это симптомы низкого уровня доверия к спикеру.
Со мной не раз случалось и первое, и второе. На ощупь, экспериментируя и обращаясь к консультантам по публичным выступлениям, я искала триггеры, делающие одну и ту же мысль понятной или непонятной, а меня — интересной или скучной. Поэтому многие замечания в книге не стали для меня вау-инсайтами, но подтвердили и упрочили личные выводы.
Момент #1. Кроме знаний важна энергетика
Роб пишет, что воркшопы проваливаются по двум причинам:
- плохие образовательные результаты;
- низкий уровень энергии у аудитории.
Обычно создатели образовательных курсов (я участвовала в создании 5ти программ по аналитике от разных образовательных площадок) делают акцент на первом — образовательных результатах. Но по итогам курса студенты нередко уходят с ощущением “структурирования уже известных знаний”. Или с жалобами на “много воды” или “ничего не понятно”.
Как быть? Дальше развивать контент или посмотреть в сторону вовлечённости студентов? Опираясь на личный опыт и книгу Роба, голосую за работу с вовлечённостью студентов.
Момент #2. Доставляйте. Непрерывно.
Непрерывно доставляйте ценность (Value—Delivery). Пожалуй, это ключевой момент в книге:
Расположение аудитории остаётся на высоком уровне, если вы регулярно и часто даёте им ценные знания.
Иными словами, чтобы не потерять доверие, надо научиться с хорошим и стабильным темпом производить так называемые “ага-моменты” у слушателей. То есть не надо частить, выдавая на гора сложные понятия за 10 минут. Но и растекаться мыслями по древу, пытаясь пояснить одну (пусть даже прикольную) истину, не стоит.
И здесь мы подходим к концепции каркаса воркшопа (Workshop-skeleton), который Роб настоятельно рекомендует делать ДО того, как вы возьмётесь за слайды.
Момент #3. Начинать со слайдов — большая ошибка
Первое, что делают все, садясь за создание воркшопа, — это открывают свое ПО для презентаций и начинают делать слайды. Это огромная ошибка.
Вместо рисования в Power Point или Keynote, Роб призывает нас:
- Создать профиль аудитории
- Составить расписание воркшопа
- Написать образовательные результаты
Момент #4. Не бойтесь закончить раньше
Для меня это был мега-инсайт. Я всегда боялась, что закончу раньше намеченного времени, и поэтому у меня нередко был “скомкан” конец воркшопа, когда я начинала гнать весь материал в запасе. На практике же никто не обидится на Вас за раннее завершение воркшопа, скорее будет только рад.
Момент #5. Не бойтесь конкретики
Конкретика убивает. По крайней мере меня на этапе планирования очередного воркшопа конкретика раньше пугала тем, что она задает границы. А границы — ощущение, что ты что-то упускаешь. Однако именно границы в образовательных результатах делают знания и навыки перевариваемыми.
Момент #6. Тестируйте план воркшопа
Когда добиваешься от себя конкретики и появляется конкретные план с образовательными результатами, есть опасность того, что они никому не нужны. Есть множество способов протестировать ваш план воркшопа: от разговора с коллегами до традиционного теста с лендингами. Здесь всё упирается в ваши каналы коммуникации с конечным потребителем.
Всегда тестирую все свои идеи. Может быть, кому-то, кто воспринимает тест как намерение, я могу показаться непоследовательной. Однако через страх спросить/заявить о возможности, а в итоге не сделать, стоит переступить. Так появится шанс не сделать не нужное.
Момент #7. Меняйте стиль преподавания
У каждого из нас есть “комфортный формат преподавания” (чаще всего — лекция), в котором мы застреваем, теряя внимание аудитории. Роб выделяет 5 стилей преподавания, которые он использовал в своих воркшопах (однако ничто не мешает нам использовать свои личные приёмы):
- Лекция
- Практика
- Дискуссия
- Челледжи (самый не изученный для меня пока стиль)
- Вопрос/ответ
Момент #8. Не прячьте кофе и давайте полезный обед
Это мой личный инсайт, исследованный на множестве образовательных площадок. Очередь к кофейному автомату утомляет. После таких кофебрейков слушатели ещё более уставшие, а некоторые так и не успевают получить свой заряд энергии.
Душные аудитории также способны загубить даже самую продуктивную лекцию.
Хуже углеводного обеда может быть только углеводный обед в духоте. После таких “обеденных перерывов” участники воркшопа спят и переваривают. Не повторяйте мои ошибки и не ставьте сложную практику, требующую мыслительной работы, на послеобеденное время.
Момент #9. Во время групповой работы лектор может молчать
Рядом с этим поинтом в книге у меня стоит комментарий “отпустило”, потому что я всегда немного тушуюсь, когда группа делает практику. С одной стороны надо ходить и смотреть за тем, как они выполняют задание.
С другой стороны я всегда спрашивала себя: “надо ли им что-то говорить?” Роб меня успокоил: можно и нужно молчать, не вмешиваясь в работу команды и не мешая другим командам.
Выполнение этого правила лично мне здорово помогло продвинуться в качестве моих воркшопов.
На этом мои заметки из первой части книги закачиваются. Вторая часть книги посвящена фасилитации. Оставьте комментарий, что вам эта тема интересна или напишите мне лично. И если будет спрос, я напишу свои инсайты из второй части книги.
Источник: Блог Елены Серегиной
Организуете деловые мероприятия в своей компании? Приходите учиться на курс Event-management!