Когда я еще работала в офисе, до самостоятельного плавания и написания статей для «Текстерры», в моей компании были строго настрого запрещены личные проекты. Официально – в трудовом договоре. Даже на свои деньги. Даже в свободное время. Если руководство узнавало, что кто-то параллельно с работой планирует запустить свое дело, начинался серьезный разговор. Могли даже уволить. У меня до увольнения не дошло, но ответить начальнику, зачем я смотрела объявления об аренде коммерческой недвижимости, пришлось.

Думаю, мой случай не единственный. У нас в стране принято давить инициативу сотрудников. Еще бы – а вдруг он на ресурсах компании наживется, да еще и в конкурента вырастет? Конечно, ситуации, когда сотрудник уходит, прихватив с собой десяток клиентов, и открывает свой конкурентный бизнес, случаются. Но так ли на самом деле опасны личные проекты сотрудников? Давайте разбираться.

Запрещать – бесполезно

Если человеку так хочется запустить свой проект, что это желание не отпускает, никакие запреты не остановят. Это может быть конкретная идея, в которой он видит перспективу – сделать мир лучше, решить чью-то проблему, заработать денег. Или абстрактное желание запустить и развить самостоятельный проект. В любом случае, такие идеи и желания часто захватывают настолько сильно, что не дают спать. Все остальное отступает на задний план. Это я опять не могу уснуть из-за своих идей

В такой ситуации запрет работодателя не сработает. Сотрудник будет делать втихую, оформит бизнес на друга или просто уволится. А ведь это мог быть ценный кадр, который принес бы компании еще много пользы.

А что, если этот личный проект вообще никак не повредил бы бизнесу? Даже не так. А если бы он принес дополнительную прибыль, помог вырасти или выйти на новые рынки?

Не можешь победить – возглавь

Раз уж запретить личные проекты не получится, и всегда будут те, кто не сможет и не захочет отказываться от своих идей и целей, почему бы не попытаться взять это под контроль и помочь сотруднику реализовать идею, которая принесет пользу и ему, и бизнесу?

Такой подход к управлению называется внутренним предпринимательством, применяется на практике, доказал свою состоятельность. Например, крупные компании уже давно поняли, что энергию и предприимчивость сотрудников выгоднее направлять в нужное русло, чем пытаться подавить. Корпоративные бизнес-акселераторы для реализации идей новых продуктов запускали «Сбербанк», МТС, «Лаборатория Касперского». Правда, корпорации не ограничиваются своими сотрудниками – они принимают под крыло перспективные проекты от команд извне. Корпоративный акселератор «Сбербанка» помогает стартапам с финансированием, экспертизой, оборудованием

Здесь проверка и запуск идей поставлены на поток. Есть целое подразделение, которое организует и поддерживает внутренние стартапы.

Компаниям меньших масштабов, на такое, конечно, ресурсов не хватит. Да и ни к чему они – чтобы получить пользу для бизнеса вполне может быть достаточно дать выход предпринимательской энергии своих сотрудников. Давайте посмотрим, что может дать компании внедрение внутреннего предпринимательства, помимо самореализации работников.

Бизнесу – новые идеи, конкурентные преимущества и рост

Часто в компании все важные решения принимает владелец или генеральный директор. Подключить CRM, попробовать новую систему мотивации менеджеров, перейти на ЭДО – все это его инициативы. Идеи хороши и при грамотной реализации принесут результат – снизятся расходы, немного подрастут продажи и прибыль. Но для выхода на новый уровень этого недостаточно.

Бизнес более-менее стабилен, владелец сосредоточен на управленческой текучке и вот таких вот небольших качественных улучшениях. А сотрудники привыкли, что ничего, кроме прямых обязанностей, от них не требуется. Свежие идеи, даже если мелькают, за пределы курилки не выходят. Как-то так…

А зря. Грамотно реализованная, одна из таких идей вполне может принести компании прибыль и открыть новые рынки. Одну из таких историй мне рассказал предприниматель и инвестор Владимир Маринович.

Владимир Маринович 

Во всех до единой компаниях, которыми я руководил, я применял идеологию внутреннего предпринимательства. Например, в Gett мы первыми в России запустили оплату кредитными картами и за месяц выросли на 40 %. Эта идея была рождена и реализована как раз внутри компании одним из сотрудников. Он полгода готовил этот проект, он был очень сложный. Результат – рост на 40 % за месяц. Это один из самых роскошных результатов. Конечно, были и другие случаи, но этот – самый показательный.

Такое случается, потому что у директора думать о разработке новых продуктов нет времени – все отнимает управленческая текучка. В то время как сотрудники хорошо знают свои участки: отделы продаж и маркетинга знают, что нужно клиентам, логисты – в курсе задач и новых тенденций в своей нише. Кто работает над основным продуктом, видит варианты его улучшения или дополнения. Поэтому сотрудники могут заметить то, что нельзя увидеть с позиции директора, и развить в жизнеспособную идею.

Пока владелец кафе решает вопросы с поставщиками, налоговой и другими госорганами, администратор может заметить открывшийся неподалеку бизнес-центр и предложить ввести бизнес-ланчи или доставку офисных обедов.

Это простой пример, далекий от инноваций, но он иллюстрирует сам принцип – у сотрудника появилась идея, которая может выстрелить. Большое видится на расстоянии, но детали лучше просматриваются вблизи

Такие идеи, а главное – возможности их реализовать дают конкурентное преимущество. Пока другие игроки сосредоточены на текучке, компания создает новые продукты и добавочную ценность. Да, не каждая идея выстрелит. Более того, большинство из них не пройдут проверку рынком. Но одна из сотни станет тем самым толчком, который выведет бизнес на новый уровень.

Оптимизация и поступательное развитие позволяют бизнесу расти на 10–15 % в год. Удачная идея нового продукта может дать взрывной рост. И тогда путь, который компания проделала бы за 10 лет, она пробежит за год.

Людям – деньги, опыт и ресурсы

С компаниями все понятно. Но, позвольте, зачем человеку вкладывать свою гениальную идею в чужой бизнес? Не лучше ли создать собственное дело, получить весь доход и ни от кого не зависеть? Любой, кто хоть раз начинал свой бизнес, скажет – не факт. Создание продукта – половина дела, а еще есть маркетинг, продажи, финансы, налоги и миллион тонкостей и подводных камней. И далеко не всегда автор идеи готов ко всему этому. Поэтому внутреннее предпринимательство выгодно обеим сторонам, но давайте разберемся во всем по порядку.

  • Доход. Действительно, брать на себя дополнительную работу, пусть даже приносящую радость, зная, что результаты твоего труда будет пожинать кто-то другой, – удовольствие сомнительное. Поэтому внутренние стартаперы получают доход, который зависит от успеха проекта. Это ставит человека в условия, приближенные к реальному бизнесу, где прибыль тоже зависит от успеха предприятия, и дополнительно мотивирует вкладывать усилия.
  • Опыт развития своего проекта. Для инициативных и талантливых сотрудников это шанс получить новый опыт, знания и навыки. Научиться решать другие задачи и смотреть на проект в целом. Кому-то это поможет продвинуться по карьере, для других станет базой для начала своего дела.
  • Активы и ресурсы. Какой бы гениальной ни была идея, нужны ресурсы – кадровые, технологические, финансовые. Создавая свой продукт внутри состоявшегося бизнеса, внутренний стартапер привлекает ресурсы компании. Так можно сосредоточиться на продукте и его экономической перспективности, вместо того, чтобы искать людей, деньги, программы.
  • Отсутствие рисков. Конечно, сотрудник отвечает за финансовый результат, который он нарисовал руководителю. И если что-то пойдет не так, активность свернут, инициатор не получит ни копейки. Но когда ты начинаешь сам и с нуля, рискуешь гораздо больше – влезаешь в кредиты и уходишь с работы, чтобы было время. Прогорев, остаешься в долгах и без средств к существованию.

Как развивать внутреннее предпринимательство в компании «не на словах»

Все это замечательно, но легко сказать – труднее сделать. Чтобы внутреннее предпринимательство работало и приносило свои плоды, важно создать систему. Если вы просто один раз соберете сотрудников и скажете: «Ребят, я открыт для новых идей. Если вы знаете, как нам всем зарабатывать больше, welcome», – и на этом все закончится, очередь из инициативных сотрудников не выстроится к вашему кабинету.

Кто-то решит, что это очередная блажь и даже не обратит внимания. У другого возникнет идея, но он сочтет ее недостаточно перспективной и промолчит. Третий действительно придумает что-то интересное и даже решится обсудить это с руководством, но закрутится в текучке, будет откладывать и в итоге забудет.

Владимир Маринович 

Чтобы внутреннее предпринимательство в компании работало, нужны четкая система и отлаженный процесс, который будет повторяться регулярно:

  • Например, каждую среду в 12 часов, вы собираете талантливых, толковых людей с горящими глазами – руководителей маркетинга, продаж, других функций – и в течение часа выписываете на листочек бумаги все идеи, которые у них в головах есть, чтобы запускать новые продукты, чистить ошибки функционала и упрощать интерфейс.
  • После того, как вы посмотрели все, выбираете идеи для реализации. Назначается ответственный, который должен за неделю подготовить план внедрения и развития такой новой идеи.
  • Через неделю опять тем же составом рассматриваете этот план, если все хорошо, делается уже подробное финансовое обоснование.
  • Если финансовое обоснование показывает прибыльность внедрения этой идеи, то тогда открываются ресурсы, проект реализуется.
  • Через месяц можно говорить о результатах. Если они положительные, то автор этой идеи и рабочая группа, которая ее реализовала, получают свои премии, свои бонусы от дополнительной прибыли, полученной за счет запуска новой идеи.

От идеи до стабильно работающего продукта От идеи до стабильно работающего продукта

Еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:

  • У внутренних предпринимателей должна быть финансовая мотивация. Лучше, если это будет четкая система, описывающая, кто, сколько и при каких условиях получает. Например, в случае успеха инициатор и автор идеи получает 30% прибыли от реализации своего проекта в течение полугода. Другим членам команды можно назначить единоразовую премию. Она тоже может быть привязана к прибыли.
  • Критерии оценки результатов тоже лучше обозначать для каждого проекта заранее. Потому что автор идеи может считать успехом выход в ноль через месяц после запуска, а владелец компании – трехкратное покрытие расходов на реализацию. Чтобы избежать этих разногласий, такие вопросы лучше решать на берегу.
  • У компании должны быть ресурсы на реализацию инициатив сотрудников – кадровые, финансовые, технологические. Потому что если в фирме не хватает людей, каждый работает за двоих, дополнительную нагрузку в виде нового проекта они просто не потянут.

Вот и все. А в ваших компаниях поощряется инициатива сотрудников? Или может быть вы уже пробовали применять принципы внутреннего предпринимательства? Давайте обсудим в комментариях.

По материалам texterra.ru от Автора Ольги Кочкиной

Задумались о том, как сохранить работников на местах с помощью нематериальной мотивации? Приходите на курс “КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ”, чтобы научиться чутко определять “ту самую” мотивацию!

(Visited 94 times, 1 visits today)