Компании открывают экспозиции про историю собственного бренда
По данным Министерства культуры РФ, с 1991 по 2000 гг. количество государственных музеев в России увеличилось с 1257 до 1964. Также значительно увеличилось число корпоративных музеев.

Музеи предприятий больше не считаются пережитком прошлых «застойных» лет. Многие петербургские руководители, выезжающие на зарубежные предприятия, получали приглашение посетить корпоративный музей. Музей истории предприятия есть в таких компаниях, как Porshe, Studebaker, Ford, Matsushita и многих других.

Объединились
В Петербурге раньше также практически у каждого предприятия был свой музей или небольшая выставка. Лет 10-15 назад некоторые из них оказались на грани закрытия.

Казалось, что феникс уже не возродится. Но времена меняются, и вслед за стабилизацией экономики руководители предприятий задумались о своих музеях как об одном из элементов корпоративной культуры и истории.
Сложное материальное положение подтолкнуло некоторые музеи к объединению. Так, например, в 1993 году ФГУАП «Пулково» и Академия гражданской авиации СПб договорились об объединении своих музеев.
«Соединились два богатейших фондовых собрания, и это пошло нам на пользу», — рассказывает директор Объединенного музея Академии гражданской авиации СПб и ФГУАП «Пулково» Натэла Сафронова.
В июне 2003 г. площадь музея была расширена до 300 м2. В структуре организации есть архив и научная библиотека. Объединенный музей принимает не только сотрудников своих предприятий, студентов, но и всех желающих, которые приходят в музей по записи. «Предварительная запись нужна потому, что у нас нет специальных смотрителей и нам необходимо сформировать группу экскурсантов. Посетители у нас самые разные, недавно мы провели по залам даже группу детского сада», — говорит Натэла Сафронова.

Поддержка
Большинство корпоративных музеев имеет свой штат сотрудников — от одного до семи человек. Однако некоторые музеи не имеют специально выделенных сотрудников и привлекают работников предприятия.
«Изначально, как и сейчас, смотрителями музея были работники предприятия. С 1992 г. основным хранителем и экскурсоводом музея является мастер цеха №5 Тамара Владыкина, хорошо знающая историю предприятия», — говорит заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ОАО «Фармакон» Сергей Дурягин. — Точную дату основания музея назвать сложно, но подбор материалов велся со времени основания общества «Фармаконъ» в 1907 г. Весной этого года был поставлен вопрос об обновлении экспозиции, так как с начала 90-х история не отображалась. Сейчас площадь музея ОАО «Фармакон» — более 100 м2″.

Старое и новое
Современные условия потребовали значительных изменений в экспозициях, формах и методах работы. «Разумеется, мы в значительной мере обновили экспозицию нашего музея. В советское время вся история завода начиналась только с 1917 г., сейчас значительная часть экспозиции посвящена дореволюционной истории одного из старейших российских заводов. Скоро мы будем отмечать 200-летие нашей бухгалтерии», — рассказывает директор музея истории ОАО «Ижорские заводы» Лариса Бурим.
«Мы активно участвуем во всех PR-акциях нашего предприятия, занимаемся подбором материалов для буклетов», — говорит директор музея АО «Ленэнерго» Наталья Быстрова.

Новорожденные
Многие компании в последнее время задумались о создании собственных корпоративных музеев. ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» открыло музей в 2000 г. «В музее представлены награды предприятия и памятные подарки в адрес компании, — рассказывает Юрий Катунин, ведущий специалист группы имиджевых проектов «Балтики». — 70 витрин трехметровой длины установлены на пути следования экскурсий. Музей также направлен на повышение внутрикорпоративной культуры. За музеем следят двое сотрудников компании, они же проводят экскурсии».
«У нас также есть намерение создать музей, — рассказывает начальник отдела маркетинга, рекламы и PR петербургского филиала ОАО «Внешнеэкономическое объединение «Союзпушнина» Ирина Гандилян. — Сохранился ряд архивных документов и фотографий, которые могут стать основой для музея».
«Наша компания будет праздновать 10-летие в следующем году, возможно, к этому времени мы как-то более формально оформим собрание дорогих нашему сердцу вещей, связанных с историей компании, — говорит Ольга Богачева, директор по связям с общественностью и рекламе ОАО «ЭКО Феникс Холдинг». — Сейчас некоторые экспонаты будущего музея находятся в комнате для переговоров».

Впереди лошади
Музей может оказаться долгоиграющим имиджевым проектом.
Именно на это сделал ставку деловой торгово-развлекательный комплекс «Район 700», создавший на своей территории музей «700 лет — Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц». Музей расположен в бизнес-центре «Аскольд» и занимает около 120 м2.
По словам Дмитрия Киселева, председателя совета директоров компании «Нева-ленд», которой принадлежит территория «Района 700», идею создания подобного музея подсказало само место: согласно планам и картам, именно на небольшом полуострове в устье реки Охты, где находится «Район 700», в XVII-XVIII веках располагалась крепость Ниеншанц и шведский город Ниен.
В создание музея вложено около
$70 тыс. Вход в музей свободный. Ежедневно сюда приходит 15-20 посетителей плюс группы туристов, поскольку музей включен в городскую экскурсионную программу, также проводятся специальные экскурсии для арендаторов и их партнеров.
Основу экспозиции составляют археологические материалы, найденные при раскопках в 90-х годах на бывшей территории города Ниена. Также наиболее зрелищные экспонаты — модель археологического раскопа немецкой церкви.
 

Как открыть Корпоративный музей?

  • Собирать фотографии, документы, личные впечатления о развитии компании
  • Выставлять их на всеобщее обозрение
  • Найти сотрудника, которому интересна история компании
  • Выделить отдельное помещение
  • Приглашать партнеров для осмотра экспозиции

«Деловой Петербург» № 150 (1492) от 18.08.2003

 

(Visited 140 times, 1 visits today)