Сегодня многие принимают решение о создании музея предприятия или о тотальной реконструкции старого, сделанного в советское время.
Каждый новый музей для специалистов компании «Альваспецстрой» начинается с пропаганды современных тенденций и прогрессивных технологий в области построения корпоративных экспозиций. На основные вопросы, возникающие в ходе борьбы за музей, мы и постарались ответить.

Почему и зачем нужны корпоративные музеи?

Сегодня все чаще звучит словосочетание «корпоративная культура». Речь идет вовсе не о корпоративных вечеринках, хотя и они, правильно организованные, тоже могут поднять корпоративный дух. Работодатели борются за квалифицированного специалиста. Крупные компании устраивают экскурсии для учащихся профильных учебных заведений и организуют рекламные площади на территории учебных заведений, выпускников которых хотят видеть в своем коллективе.

Сегодня корпоративные музеи создаются не только для привлечения новых покупателей, расширения рынка сбыта, но и с целью пропаганды предприятия среди собственного персонала, для обучения работников и привлечения новых специалистов.
Еще одна причина создания экспозиции на предприятиях — необходимость проведения ликбеза среди широких масс населения. Это касается тех производств и технологических процессов, которые широкой публике представляются опасными для жизни. Подобные экспозиции на доступном языке рассказывают о системах безопасности на производстве, о мерах по защите окружающей среды, демонстрируют прогрессивные технологии, излагают факты и цифры в пользу того или иного производства. Главное — объяснить и доказать важность деятельности этого предприятия для экономики страны в целом и для каждого конкретного жителя в частности. Весьма показателен такой случай: жители города N выступили пикетом против строительства новой электростанции. На транспарантах было написано: «Нам не нужно электричество. Будем смотреть телевизор при свечах».

Как создать корпоративный музей и где его размесить?

Трудно поверить, но проявление корпоративной фантазии позволяет найти для размещения экспозиции место даже в самом небольшом офисе начинающей компании. Конечно, такая экспозиция будет создаваться собственными силами и выглядеть будет скорее мило, чем грандиозно. Но, наверняка, посетители офиса, деловые партнеры, да и собственно сотрудники компании смогут почерпнуть для себя что-нибудь важное и полезное.
Другое дело — создание целого комплекса помещений и служб для демонстрации деятельности крупного участника рынка. Такие комплексы обычно называются информационными центрами или центрами по связям с общественностью. В состав центра, наряду с экспозиционными залами, могут входить помещения для просмотра тематических фильмов, конференц-залы для проведения семинаров и конференций, переговорные комнаты, учебные классы, а также места отдыха посетителей. Здесь же удобно разместить офисы служб, отвечающих за работу по связям с общественностью. Конечно, для подобного комплекса нужно выделить целое здание: реконструировать имеющееся или построить новое. Это под силу крупнейшим отраслевым предприятиям и концернам. Настоящим событием стало открытие информационно-аналитического центра Курской АЭС. Каждый год на его базе организуются конференции и семинары с участием представителей отраслевых структур, отечественных и зарубежных специалистов, а экскурсионные автобусы приезжают даже из соседних областей.
Однако для размещения корпоративной экспозиции можно выделить один или несколько залов в административном здании или корпоративном офисе, холлы и коридоры перед актовым или конференц-залом, переговорной комнатой, чтобы в случае визита важных посетителей, можно было продемонстрировать все достижения.

Как должен выглядеть корпоративный музей сегодня?

В первую очередь, корпоративный музей должен в хорошем смысле удивлять и поражать. Мы привыкли к корпоративному музею советского времени. Эти музеи создавались в заводских цехах исключительно благодаря энтузиазму советского труженика. Но сейчас построенная таким образом экспозиция удивит только сотрудников нашей компании, потому что мы знаем, какой это труд. К сожалению, мы пережили период неуважения к собственной истории, когда многие архивы предприятий были утеряны. Собрать информацию и оригинальные экспонаты для корпоративного музея бывает крайне сложно. В случае нехватки материалов, а также для того, чтобы создать доминанты в экспозиционном пространстве, можно сделать новые экспонаты, основываясь на современных технологиях. Например, продемонстрировать новое оборудование и передовые технологии, если таковые имеются, или программы техперевооружения, если обновление только планируется. При создании новых экспонатов разумно использовать весь спектр возможностей, которые дает нам прогресс — светотехнику, звук, компьютерные технологии. Огромное впечатление производят световые карты, схемы, планы. Подобные вещи изготавливались и раньше, но возможностей сделать экспонат максимально эффектно сейчас больше. Например, можно вписать в конструкцию карты компьютер с сенсорным монитором и осуществлять управление индикацией объектов на карте с помощью программы. Если руководитель предприятия хочет донести до посетителя музея идею, что его компания переживает свой рассвет и имеет все предпосылки для дальнейшего роста, то и музей компании должен производить соответствующее впечатление. Использование самых современных материалов и технологий в экспозиции говорит о том, что и в производственном процессе предприятия все технологии передовые.
Еще один важный аспект — не стоит делать музей похожим на музей другого участника рынка. Не стоит использовать стандартные конструкции, если есть возможность создать оригинальный интерьер. Например, можно спроектировать и изготовить витрины в виде трубопровода, иллюминатора, стапеля, энергоблока… В одном из созданных нашей компанией музеев были изготовлены витрины в виде сундучков с открытой крышкой. Внутри — макеты, демонстрирующие роль предприятия в развитии отрасли. Открытая крышка — это световой короб с полноцветной аннотацией к макету. Сундучок — символ процветания и благополучия. Замечательная идея найдется и для вашего музея.

Никогда не останавливаться!

Начинать создавать музей надо с разработки проекта, который будет включать и дизайн интерьеров, оборудования, и сбор архивных материалов и экспонатов, и детальный тематико-экспозиционный план. Получив грамотно построенный музей на бумаге и на компакт-диске, можно быть уверенным в хорошем результате. Но останавливаться на достигнутом нельзя. Музей как инструмент рекламы будет эффективным, если грамотно построена повседневная работа. Музей — это только база для проведения информационной политики предприятия. Чтобы экспозиция оставалась интересной долгое время, необходимо работать с музейными фондами, обновлять экспозицию и в части содержания, и в части визуального восприятия. Музей компании должен расти вместе с ней.

(Visited 1 031 times, 1 visits today)