Сплетни — явление офисной жизни, которого многие стараются избегать, воспринимая его как негативное и в некотором смысле даже опасное. Труженики офисов утверждают, что сплетни — один из главных раздражающих факторов на работе. Однако в ходе исследований выяснилось, что более половины респондентов признаются, что «правильные» сплетни способствовали их карьерному росту. Так как же сплетничать правильно?

«Сплетничество не является изъяном характера, это социальный навык — эволюционный механизм для поддержания социального статуса, инстинктивное качество из нашего доисторического прошлого, — говорит профессор психологии из Knox College Фрэнк МакЭндрю. — Большую часть нашей эволюционной истории мы жили в малых группах, где каждому было выгодно проявлять интерес ко всем другим участникам группы».

«Я тебе доверяю»

Слово «сплетня» имеет негативные коннотации, но то, что оно обозначает, можно назвать иначе: стратегически важный обмен информацией, консультирование, менторинг, считает Майкл Моррис, психолог, профессор Columbia Business School.
По большей части сплетни — это повод для общения и способ создания доверительных отношений. Сплетни заполняют информационный вакуум, а во времена серьёзных перемен вроде сокращения штата или смены руководства служат в буквальном смысле «энергетической подпиткой» для сотрудников.

О пользе и вреде сплетен

Для руководителя сплетня — это сигнал о необходимости принять меры для улучшения внутрикорпоративной коммуникации. А для умелого и опытного руководителя — источник информации о чувствах и мыслях рядовых сотрудников.

Сплетни вообще — отличная информационная поддержка вашей карьеры. Это ваш личный офисный радар, который способен предупредить вас о важных переменах в компании ещё до того, как о них станет известно из официальных источников. Разумеется, нельзя воспринимать информацию, почерпнутую из сплетен, буквально. Сплетня — это намёк. Не побуждение к действию, но сигнал о возможной опасности или, наоборот, возможности для продвижения.

Хотите больше знать о том, как работать с неформальными коммуникациями? Тогда — добро пожаловать на курс МЕНЕДЖЕР ПО ВНУТРЕННИМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Не стоит сторониться всех без исключения сплетен. Неформальное общение с коллегами может быть вашим единственным шансом узнать нечто действительно важное, нечто, что не прозвучит через официальные источники оповещения сотрудников. Игнорируя слухи и пересуды, вы тем самым изолируете себя. Так что внимательно слушайте и задавайте наводящие вопросы. Делитесь информацией сами, но будьте осторожны: никогда ни о ком не говорите плохо.

Существовала тенденция, когда сплетни отвергались как нечто неподобающее и не заслуживающее быть предметом серьезного изучения, говорит Дэвид Слоан Уилсон, профессор биологии и антропологии в Государственном Нью-Йоркском Университете и автор книги «Darwin´s Cathedral» («Собор Дарвина» — книга об эволюции и групповом поведении), но сплетни являются очень мудрым, многофункциональным механизмом взаимодействия. Главное, помните, что «правильные» сплетни — это не интриги, подсиживание других и распространение порочащей информации. Это способ неформальной, но вполне позитивной коммуникации с другими людьми.

Когда сплетня может навредить человеку?

Как правило тогда, когда этого хотят сами сплетники. В этом случае чья-то подмоченная репутация — это только вершина айсберга. Неприятные сплетни разобщают коллектив и разрушают то, что могут укрепить сплетни беззлобные — атмосферу доверия.

Помимо этого, ваше участие в сплетнях может послужить для начальства признаком того, что как менеджер вы не способны получить отклик от подчинённых и вынуждены прибегать к довольно рискованным методам коммуникации. А некоторые сплетни могут быть квалифицированы как проявления сексуального домогательства или дискриминации и даже стать поводом для увольнения

Психологические функции сплетен

  • Аффилиативно-интеграционная: обмен сплетнями свидетельствует об определенном сходстве характеров и иерархий ценностей обменивающихся сплетнями людей. Сплетники — особенные люди. Как правило, они образуют свою компанию, создают своеобразный информационный «кружок».
  • Развлекательно-игровая: сплетню распространяют легко, как бы играючи, с шуткой и определенной иронией. Сплетни сближаются с анекдотами, но носят более конкретный и правдоподобный характер. Как и анекдот, сплетня — способ развлечь другого человека.
  • Проекционно-компенсаторная: часто сплетня, даже имеющая в основе достоверные факты — это «придуманная» информация, художественное творчество в жанре устного рассказа. В силу своей «художественности», сплетни способствуют порождению и сохранению легенд и мифов, поставляя якобы подтверждающие их факты, «обоснования» и «иллюстрации».
  • Функция социального контроля: сплетня — составная часть общественного мнения. Опасения сплетен, страхи, связанные с возможностью их появления, бывают одним из факторов, определяющих поведение.
  • Тактическая: сплетня может использоваться в качестве своеобразного оружия. Сплетни могут распускаться в расчете на негативное воздействие на репутацию и имидж оппонентов.

по материалам сайта RB.ru

(Visited 685 times, 1 visits today)