Конфликт поколений — распространенное явление. В рабочих условиях разница в возрасте может стать причиной разногласий. Однако эксперты настаивают на том, что противоборство поколений можно направить в продуктивное русло.

По результатам исследования маннгеймского Центра европейских экономических исследований (ZEW), производительность труда выше в тех компаниях, где в одной команде работают представители разных поколений. «Они оказывают друг на друга плодотворное влияние, — поясняет руководитель исследования Томас Цвик (Thomas Zwick). — Если дополнить сильные стороны молодежи, к которым относятся любопытство, новаторство, гибкость, качествами сотрудников постарше, то получится оптимальная комбинация».

С годами приходит опыт, и повышается чувство ответственности перед своим работодателем. А ведь именно этих качеств иногда так не хватает молодым коллегам. «Формирование коллективов по смешанному принципу должно стать целенаправленной стратегией менеджеров», — уверен немецкий эксперт Цвик. Кстати, по данным того же исследования, в Германии только 20 процентов компаний последовательно использует такой подход.

«Ветераны» и «дети эпохи цифровых технологий»

Почему же отношения между представителями разных возрастных групп иногда развиваются далеко не дружелюбно? По словам консультанта по вопросам карьеры Кристине Зигерт-Андерс (Christine Siegert-Anders), причина конфликтов поколений кроется в различиях систем ценностей, стиля жизни и работы. Специалистами по решению рабочих конфликтов уже разработана классификация сотрудников по возрастному признаку.

Так, «ветераны» труда, рожденные в первой половине прошлого века, отличаются особой любовью к дисциплине. «Представители следующего поколения, рожденные между 1945 и 1964 годами, проявляют гораздо больше самостоятельности, — объясняет эксперт. — Далее следуют индивидуалисты. А вот рожденные после 1980-го года — дети эпохи цифровых технологий».

У сотрудников разных возрастов нет единодушия по многим вопросам. Важно ли приходить на работу вовремя? Обязательно ли физическое присутствие в офисе, если можно выполнять работу дома? Как решать спорные вопросы: в личном разговоре, по телефону или sms? По словам консультанта, эти мелочи свидетельствуют о кардинальных расхождениях в стиле работы, и они могут стать причиной возникновения недоразумений и крупных конфликтов.

Школа внутреннего коммуникатора приглашает вас на второй урок бесплатного онлайн-интенсив «Профессия – интранет-менеджер». Совместно с экспертами из «КОРУС Консалтинг» разберемся в нюансах актуальной и востребованной профессии. Встречаемся 26 июля и 2 августа.

Желторотики против стреляных воробьев

Начальник моложе подчиненного — именно такой расклад, по словам Кристине Зигерт-Андерс, является благодатной почвой для конфликта поколений. «Классическая ошибка молодых начальников заключается в том, что они принимаются за доверенное им дело с рьяным энтузиазмом, который присущ молодым, — говорит эксперт. — При этом они всем своим видом говорят: «Я — самый умный и талантливый». Молодые руководители часто излучают самоуверенность и думают, что знают все лучше других и не ценят опыт старших по возрасту сотрудников.

В таком случае обиды и недоразумения просто запрограммированы. Должность шефа, по словам консультанта, еще не гарантирует радушного приема и незамедлительного признания профессионализма начальника со стороны старших по возрасту подчиненных. Уважение к себе нужно завоевывать не словами, а делами. Поэтому на первом этапе Кристине Зигерт-Андерс рекомендует пройти специальные курсы подготовки для новоиспеченных руководителей и не забывать о чувстве такта в общении со старшими по возрасту.

Однако не всегда вина лежит на плечах молодого сотрудника. Как отмечает консультант, коллеги постарше, часто начинают сравнивать себя с молодым шефом. Они удивляются, почему кресло начальника досталось другому. «Соперничество и профессиональная зависть могут омрачить климат в коллективе», — предостерегает немецкий консультант.

Молодому начальнику бывает сложно реализовать новую идею. Он должен быть готов к тому, что «стреляные воробьи» воспримут любые новшества с недоверием. С такой ситуацией часто сталкиваются сотрудники компаний, где давно не проводились изменения.

Идеальных не бывает

Как же примирить сотрудников разных возрастов? В первую очередь, советует Кристине Зигерт-Андерс, необходимо создать открытую корпоративную культуру, основанную на уважении друг к другу. Чтобы этот принцип не остался пустым звуком, необходимо устраивать специальные тренинги, предоставляя сотрудникам платформу для дискуссий под руководством тренера. Важно, чтобы в них принимали участие представители всех возрастов. «В процессе взаимного обучения они научатся ценить друг друга», — уверена Кристине Зигерт-Андерс. Главное — не списывать конфликты между сотрудниками только на разницу в возрасте. Ведь причины могут быть совсем в другом».

Источник — Deutsche Welle

(Visited 252 times, 1 visits today)