Обучение и адаптация нового сотрудника в организации – процесс довольно затратный, поэтому желательно обучить нового сотрудника так, чтобы вложенные в него знания принесли компании пользу в виде прибыли. Согласитесь, не эффективно постоянно тратить время на обучение меняющихся, как перчатки, сотрудников.

Давайте разберемся, почему новые перспективные сотрудники увольняются, не проработав и пары недель?

Первая причина – завышенные ожидания по отношению к новому рабочему месту.

Вторая причина – сложность его интеграции в коллектив. Если в компании высокая текучесть кадров, скорее всего, плохо налажен процесс адаптации новых сотрудников.

Нужно понимать, что в каждой компании, на любом рабочем месте есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные моменты. Всем известна пословица: «Хорошо там, где нас нет», поэтому в самом начале работы новый сотрудник должен понимать, что его ждет на новом месте.

Как сделать так, чтобы удержание ценных специалистов перестало быть головной болью для компании мы расскажем на курсе «Менеджер по внутренним коммуникациям».

Программа адаптации нового сотрудника в организации

Чтобы облегчить сложный процесс адаптации нового сотрудника, нужны определенные усилия и специализированные программы. В программе адаптации перечислены конкретные мероприятия, которые проводит наставник, ответственный за новичка.

Часто процесс адаптации работника подменяют обучением

Однако адаптация — это не только и не столько учеба, так как новый сотрудник может быть гораздо профессиональнее уже работающих в компании. Обучение является частью системы адаптации, цель которого — дать необходимые знания и развить навыки для эффективного выполнения работы в данной организации. Особенно это необходимо, если предпочтения при подборе персонала отдаются работникам с минимальным или нулевым опытом работы. Если вы убедились в важности адаптации, рассмотрим ее составляющие.

Программа адаптации нового сотрудника обычно делится на общую и специальную.

Общая программа адаптации включает в себя знакомство с компанией в целом, ее корпоративной культурой, историей и стандартами поведения.

После того как новый сотрудник изучил общую программу адаптации, нужно переходить к следующему этапу.

Специальная (специализированная) программа охватывает круг вопросов, которые связаны с конкретным подразделением или рабочим местом. На данном этапе непосредственный и вышестоящий руководители и сотрудники разъясняют новому сотруднику специфику работы и конкретные задачи, стоящие перед подразделением.

Примерный план специальной программы адаптации нового сотрудника

Функции подразделения:

  • Цели и приоритеты
  • Организация и структура
  • Направление деятельности
  • Взаимодействие с другими подразделениями компании

Обязанности и ответственность:

  • Детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов
  • Разъяснение важности данной работы для компании в целом, как она соотносится с другими видами работ в подразделении и в компании в целом
  • Нормативы качества выполнения работы и основные критерии оценки качества ее выполнения
  • Длительность и расписание рабочего дня
  • Дополнительные обязанности (например, замена отсутствующего сотрудника)

Процедуры, правила, предписания:

  • Виды помощи, которая может быть оказана, и как просить о ней
  • Отношения с местными и общегосударственными контролирующими органами
  • Правила, характерные только для определенного вида работ или конкретного подразделения
  • Правила техники безопасности
  • Информирование о несчастных случаях и авариях
  • Стандарты санитарии и гигиены
  • Правила взаимоотношения с работниками других подразделений
  • Правила поведения на рабочем месте
  • Ответственность за нарушения
  • Нормы перерывов в работе (перекуры, обед)
  • Телефонные переговоры личного характера в рабочее время
  • Использование оборудования

Адаптируем в коллективе

Не забываем и о социальной адаптации новичка. Она важна на любой должности. А вам нужно помочь новому сотруднику преодолеть барьер отчуждения и холодности

Разместите на стендах объявления с информацией о новых сотрудниках

Расскажите о назначении нового сотрудника на интранет-портале, социальной сети или в электронной рассылке. Представьте его коллегам, и как интересного человека и как профессионала.

Отправьте родственникам новичка поздравительную открытку в связи с его трудоустройством в компанию

Выдайте справочник, в котором содержится следующая информация:

  • история компании, организационная структура
  • правила внутреннего распорядка
  • список членов административной группы с указанием внутренних телефонов

Подробнее о СПРАВОЧНИКЕ СОТРУДНИКА читаем тут >>>

Познакомьте новичка с сотрудниками подразделения

Проведите экскурсию по офису и хозяйственным помещениям

Все вопросы, связанные с адаптацией новых сотрудников, целесообразно зафиксировать в «Положении об адаптации».

Кто и как может влиять на процесс адаптации сотрудника в компании?

Руководитель. Он хорошо понимает цель работы и задачи сотрудника, заинтересован в быстрой отдаче от новичка. Однако очень часто менеджера ограничивается личной беседой и представлением сотрудника коллективу. А этого явно не достаточно.

Коллеги. Они в любом случае вовлечены в процесс адаптации, активно или пассивно участвуют в нем: подсказывают, объясняют, указывают основные моменты новому сотруднику. Обычно их участие носит массовый характер, каждый поддерживает работника, исходя из своих возможностей и понимания ситуации.

HR-менеджеры. Им известны особенности компании, требования к должности, они заинтересованы в закреплении сотрудника в организации. Преимущество заключается в том, что HR-менеджеры разбираются в деятельности компании и проведении различных кадровых процедур, а недостатком является их высокая загруженность.

Наставники. Организованный процесс адаптации нового сотрудника в компании обычно реализуется через наставничество. Для нас это традиционный институт, однако в современных компаниях наставничество может позиционироваться по-разному.

Адаптировать сотрудника следует в любой компании и на любой должности. Но главное — следить что бы процесс адаптации не был бесконтрольным или формальным.

Новый сотрудник — живой человек, и ему предстоит работать среди таких же живых людей.

Удачи вам в адаптации!

по материалам сайтов http://prodawez.ru и http://hr-portal.ru 

(Visited 152 times, 1 visits today)