Обучение и адаптация нового сотрудника в организации – процесс довольно затратный, поэтому желательно обучить нового сотрудника так, чтобы вложенные в него знания принесли компании пользу в виде прибыли. Согласитесь, не эффективно постоянно тратить время на обучение меняющихся, как перчатки, сотрудников.

Давайте разберемся, почему новые перспективные сотрудники увольняются, не проработав и пары недель?

Первая причина – завышенные ожидания по отношению к новому рабочему месту.

Вторая причина – сложность его интеграции в коллектив. Если в компании высокая текучесть кадров, скорее всего, плохо налажен процесс адаптации новых сотрудников.

Нужно понимать, что в каждой компании, на любом рабочем месте есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные моменты. Всем известна пословица: «Хорошо там, где нас нет», поэтому в самом начале работы новый сотрудник должен понимать, что его ждет на новом месте.

Программа адаптации нового сотрудника в организации

Чтобы облегчить сложный процесс адаптации нового сотрудника, нужны определенные усилия и специализированные программы. В программе адаптации перечислены конкретные мероприятия, которые проводит наставник, ответственный за новичка.

Часто процесс адаптации работника подменяют обучением

Однако адаптация — это не только и не столько учеба, так как новый сотрудник может быть гораздо профессиональнее уже работающих в компании. Обучение является частью системы адаптации, цель которого — дать необходимые знания и развить навыки для эффективного выполнения работы в данной организации. Особенно это необходимо, если предпочтения при подборе персонала отдаются работникам с минимальным или нулевым опытом работы. Если вы убедились в важности адаптации, рассмотрим ее составляющие.

Программа адаптации нового сотрудника обычно делится на общую и специальную.

Общая программа адаптации включает в себя знакомство с компанией в целом, ее корпоративной культурой, историей и стандартами поведения.

После того как новый сотрудник изучил общую программу адаптации, нужно переходить к следующему этапу.

Специальная (специализированная) программа охватывает круг вопросов, которые связаны с конкретным подразделением или рабочим местом. На данном этапе непосредственный и вышестоящий руководители и сотрудники разъясняют новому сотруднику специфику работы и конкретные задачи, стоящие перед подразделением.

Примерный план специальной программы адаптации нового сотрудника

Функции подразделения:

  • Цели и приоритеты
  • Организация и структура
  • Направление деятельности
  • Взаимодействие с другими подразделениями компании

Обязанности и ответственность:

  • Детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов
  • Разъяснение важности данной работы для компании в целом, как она соотносится с другими видами работ в подразделении и в компании в целом
  • Нормативы качества выполнения работы и основные критерии оценки качества ее выполнения
  • Длительность и расписание рабочего дня
  • Дополнительные обязанности (например, замена отсутствующего сотрудника)

Процедуры, правила, предписания:

  • Виды помощи, которая может быть оказана, и как просить о ней
  • Отношения с местными и общегосударственными контролирующими органами
  • Правила, характерные только для определенного вида работ или конкретного подразделения
  • Правила техники безопасности
  • Информирование о несчастных случаях и авариях
  • Стандарты санитарии и гигиены
  • Правила взаимоотношения с работниками других подразделений
  • Правила поведения на рабочем месте
  • Ответственность за нарушения
  • Нормы перерывов в работе (перекуры, обед)
  • Телефонные переговоры личного характера в рабочее время
  • Использование оборудования

Нужна помощь в построении системы адаптации? Смотрите, что мы предлагаем >>>

Адаптируем в коллективе

Не забываем и о социальной адаптации новичка. Она важна на любой должности. А вам нужно помочь новому сотруднику преодолеть барьер отчуждения и холодности

Разместите на стендах объявления с информацией о новых сотрудниках

Расскажите о назначении нового сотрудника на интранет-портале, социальной сети или в электронной рассылке. Представьте его коллегам, и как интересного человека и как профессионала.

Отправьте родственникам новичка поздравительную открытку в связи с его трудоустройством в компанию

Выдайте справочник, в котором содержится следующая информация:

  • история компании, организационная структура
  • правила внутреннего распорядка
  • список членов административной группы с указанием внутренних телефонов

Подробнее о СПРАВОЧНИКЕ СОТРУДНИКА читаем тут >>>

Познакомьте новичка с сотрудниками подразделения

Проведите экскурсию по офису и хозяйственным помещениям

Все вопросы, связанные с адаптацией новых сотрудников, целесообразно зафиксировать в «Положении об адаптации».

Кто и как может влиять на процесс адаптации сотрудника в компании?

Руководитель. Он хорошо понимает цель работы и задачи сотрудника, заинтересован в быстрой отдаче от новичка. Однако очень часто менеджера ограничивается личной беседой и представлением сотрудника коллективу. А этого явно не достаточно.

Коллеги. Они в любом случае вовлечены в процесс адаптации, активно или пассивно участвуют в нем: подсказывают, объясняют, указывают основные моменты новому сотруднику. Обычно их участие носит массовый характер, каждый поддерживает работника, исходя из своих возможностей и понимания ситуации.

HR-менеджеры. Им известны особенности компании, требования к должности, они заинтересованы в закреплении сотрудника в организации. Преимущество заключается в том, что HR-менеджеры разбираются в деятельности компании и проведении различных кадровых процедур, а недостатком является их высокая загруженность.

Наставники. Организованный процесс адаптации нового сотрудника в компании обычно реализуется через наставничество. Для нас это традиционный институт, однако в современных компаниях наставничество может позиционироваться по-разному.

Адаптировать сотрудника следует в любой компании и на любой должности. Но главное — следить что бы процесс адаптации не был бесконтрольным или формальным.

Хотите то же самое — но человеческими словами?! Смотрите МАСТЕР-КЛАСС «Включаем «с пол-оборота»: как оптимизировать вхождение сотрудника в работу»

Новый сотрудник — живой человек, и ему предстоит работать среди таких же живых людей.

Удачи вам в адаптации!

по материалам сайтов http://prodawez.ru и http://hr-portal.ru 

(Visited 49 times, 1 visits today)