Почти наверняка в вашей компании есть настоящий сторожила, который работает с вами чуть ли не с момента основания, а его опыт, знания и влияние многие годы приносят пользу бизнесу. Увы, карьере таких сотрудников постоянно угрожают два вызова: развитие технологий, за которым людям серебряного возраста поспевать бывает трудно, и стереотипы, что пожилых уже нельзя ничему научить. Давайте поговорим о том, как помочь им продлить карьеру и создать условия, которые откроют новые возможности.

Почему компании нуждаются в возрастных специалистах?

Бесценные знания и навыки уходят за дверь каждый раз, когда кто-то из опытных сотрудников выходит на пенсию или попадает под сокращение. Чтобы найти замену таким специалистам, нужны время и деньги. К тому же, сторожили часто выступают в роли наставников для новичков, которых надо ввести в суть дел и как можно быстрее подготовить к работе.

Другой важный повод беречь зрелые кадры и накапливать их: сотрудники — это ваше лицо на рынке. Пожилые работники могут повысить уровень инклюзивности и сделать работодателя более конкурентоспособным, так как через них организации легче наладить контакт с растущей базой пожилых клиентов.

И в данном случае это очень актуально. Бэби-бумеры уже сейчас становятся самым финансово влиятельным поколением зрелых потребителей за всю историю человечества: сегодня они контролируют более 7 триллионов долларов (70% от общего объема богатства). Поскольку население в целом стареет, и все большая покупательная способность концентрируется в руках пожилых потребителей, компаниям выгодно показывать зрелое и опытное лицо своей клиентуре.

Школа внутреннего коммуникатора приглашает вас на бесплатный онлайн-интенсив «Профессия – интранет-менеджер». Совместно с экспертами из «КОРУС Консалтинг» разберемся в нюансах актуальной и востребованной профессии. Встречаемся три вторника подряд: 19 и 26 июля, а также 2 августа.

Культура, в которой ценится опыт

Согласно последним опросам, лишь 42% российских компаний готовы рассмотреть на вакансию кандидатов пожилого возраста наравне с молодыми. Если компании хотят сохранить опыт и умы зрелых работников, необходимо начать с самой рабочей среды, которая становится менее дружественной для всех старше 50 лет. Практика показывает, что принято явно или неявно предвзято относится к пожилым работникам.

Это начинается уже с подбора персонала — с тонких намеков в тексте вакансии. Даже энергичные, молодые духом пожилые работники, могут истолковать объявление, в котором подчеркивается «энергичность», «оперативность» и «свежее мышление», как скрытую ориентацию на молодых работников. Зрелых же, скорее всего, привлекут объявления с акцентом на «опыт», «знания» и «экспертность».

Методы проведения собеседования также могут быть отталкивающими. Если вы пожилой человек, а вам на полчаса оставляют в одиночестве, чтобы собрать что-то из лего, или просят выполнить словесную гимнастику, которой прославилась компания Microsoft на собеседованиях, вряд ли это приведет к чему-то хорошему. Скорее всего это может отпугнуть привыкших к более традиционному подходу.

Обучение и обновление знаний

Оставаться на вершине и адаптироваться к новым технологиям по мере их появления очень важно, чтобы выделяться среди других сотрудников и повышать общую эффективность бизнеса. Именно здесь HR-специалисты могут помочь пожилым работникам избежать восприятия их как технологических динозавров.

Как пользоваться компьютером, на что нажимать, чтобы зайти на корпоративный портал, что делать, если случайно что-то нажал и всё пропало — иногда опытный специалист просто постесняется задать все эти вопросы. Нужно дать понять, что их просьба не является признаком слабости. И уж тем более не приведет к санкциям или увольнению. И важно помнить, что для компаний это не является пустой тратой ресурсов: согласно исследованиям, 50-60-летние сотрудники, осваивающие новые технологии, имеют более высокую производительность и хотят оставаться в профессии как можно дольше.

Что может сделать компания?

Помочь в обучении компьютерной грамотности

Предлагайте разнообразные возможности обучения, например, онлайн-тренинги и наставничество. Наставничество может быть формальным или более случайным, как, например, в случае, описанном в статье New York Times. Там редактор одного из отделов — женщина в возрасте около 50 лет — рассказала о новых возможностях, которые она открыла благодаря тому, что 27-летний коллега научил ее использовать Snapchat для подготовки репортажей.

Если более молодые коллеги не могут помочь, то всегда можно обратиться за помощью к специалистам, которые этим занимаются или найти хороший материал для обучения. Всем желающим сегодня доступны специальные программы, которые открывают интернет и другие цифровые технологии для пожилых сотрудников. Самый популярный в России проект — «Азбука Интернета» от ПФР и «Ростелекома», по которому с 2014 года прошли обучение уже более 400 тысяч пожилых людей.

И не верьте, что пожилых работников нельзя обучить. Они так же восприимчивы, как и их молодые коллеги, просто со своими особенностями.

Упростить пользовательский интерфейс

Интуитивно понятные программы — это большой плюс для всех, но для пожилых сотрудников особенно. Постарайтесь упростить всё, что только можно, и к тому же использовать привычный визуальный интерфейс.

Уделять внимание здоровью и благополучию

А вот чему надо уделить особое внимание, так это здоровью: 75% работников старше 50 лет имеют хронические заболевания, так что пожилые сотрудники гораздо больше подвержены проблемам в этой сфере. Важно поддерживать их и пытаться идти навстречу. Это может быть и ДМС, и льготы на путевки с оздоровительными программами, а для самых активных даже абонементы в тренажерный зал.

Помнить про традиционные каналы

Чтобы транслировать ценности вашей компании на всех сотрудников, не забывайте о традиционных каналах коммуникации, которые зрелым специалистам гораздо ближе. Газеты, информационные стенды, корпоративное радио и телевидение — это всё очень важно, чтобы они не чувствовали себя изгоями в рабочем коллективе и не теряли мотивации.

Работать с пожилыми сотрудниками не труднее, чем с зумерами или миллениалами — у всех свои особенности, свои преимущества и недостатки. Важно найти к ним подход, и тогда каждый сотрудник, независимо от его возраста принесет вашему бизнесу пользу.

(Visited 43 times, 1 visits today)