Вплоть до 2022 года российские компании активно развивали свои профили во внешних социальных сетях для коммуникаций как с сотрудниками, так и с клиентами. Но события последних месяцев отправили нас всех в принудительный цифровой детокс от многих западных соцсетей, и маршрут пришлось перестроить. Пока все привыкают жить в новой цифровой реальности, мы предлагаем посмотреть, какую трансформацию соцсети переживают в 2022 году. И заодно поразмышлять над тем, стоит ли сегодня компаниям развивать их.

Небольшой дисклеймер: материал предназначен по большей части для нашей российской аудитории.

Зачем внутрикомам и HR-ам внешние соцсети

Соцсети — максимально универсальный и удобный инструмент коммуникаций. Они стерли границы и дали людям возможность общаться когда угодно из любой точки мира, при этом обмениваясь фото, видео, аудио, ссылками, постами и другим. Во много те же самые преимущества они дают и в рамках одной компании, позволяя сотрудникам не только быть на связи с коллегами, но и чувствовать себя частью команды. Сегодня у бизнеса есть причины не только сохранить свои аккаунты в социальных сетях, но и продолжить активно их развивать. Вот лишь несколько самых важных:

Для создания HR-бренда и продвижения ценностей компании.

Любой компании важно привлекать не только клиентов, но и потенциальных кандидатов на работу, а также создавать положительный имидж работодателя. Это особенно актуально для работы со специалистами поколения Z и миллениалами, которые проводят в соцсетях много времени. Благодаря активной работе над своим HR-брендом компания создает пассивный кадровый резерв.

Для вовлечение сотрудников в коммуникации.

В соцсетях есть возможность рассказывать истории ваших сотрудников, публиковать фото и видео, который отражают активную и разнообразную жизнь коллектива. Плюс, на этих площадках пользователи и сами активно создают контент о вашей организации, поэтому вы можете использовать их материалы и упоминать через теги. На некоторых площадках также есть возможность создавать небольшие опросы, через которые можно легко и оперативно получать обратную связь.

Бонус: для увеличения продаж.

Клиенты также больше обращают внимание на те компании, которые хорошо относятся как к ним самим, так и к своим сотрудникам. И демонстрация ваших ценностей в социальных сетях действительно влияет на решение покупателей.

Большое о том, как использовать социальные сети на пользу вашему бизнесу вы узнаете на курсе DIGITAL коммуникации для HR и Внутрикома

Жизнь через VPN и «миграция» аудитории: кризис соцсетей-гигантов

После февральских событий некоторые зарубежные соцсети в России были заблокированы Роскомнадзором. Из самых популярных под блокировку попали Facebook*, Instagram* и Twitter, также пострадала и аудитория TikTok, в котором россиян фактически отрезали от всего мира. Это сильно повлияло на популярность социальных сетей среди пользователей, и к тому же изменило понимание того, какие площадки теперь могут использовать компании в России для коммуникаций с сотрудниками.

Все платформы потеряли внушительную часть пользователей: их доля в Facebook* сократилась с 21% до 11%, в Instagram* — с 53% до 25%, а в Twitter — с 11% до 7%. И лишь TikTok удержался на более позитивной отметке в 35% пользователей.

Ситуация с блокировками вызвала много оживленных дискуссий. Но всё же часть наших соотечественников этим уже не удивишь. Опыт цифрового детокса из-за замедления или блокировки различных платформ у россиян накопился приличный. Уже мало кто помнит, но пару лет (с 2018 по 2020) в России активно пытались блокировать мессенджер Telegram. Правда, безуспешно. И прямо сейчас детище Павла Дурова стало главным убежищем для инста-блогеров, тиктокеров и всех, у кого была своя адуитория в запрещенных ныне соцсетях.

Другой более печальный пример — блокировка деловой социальной сети для бизнеса Linkedin в 2016 году, после которого она практически исчезла из поля зрения российской аудитории. Два этих случая наглядно демонстрируют, насколько разная судьба может ждать заблокированные платформы, и как мы видим, нет однозначного представления о том, канут ли в Лету Instagram*, Twitter и их коллеги по несчастью.

Конечно, есть возможность обхода блокировок, но различные VPN-сервисы и другие расширения тоже регулярно пополняют списки заблокированных и запрещенных на территории РФ. Так что теперь упомянутые площадки стали очень проблемными для регулярной и надежной коммуникации. Да и согласитесь, постоянно включать-отключать VPN довольно утомительный процесс, и лишний раз не каждый пользователь будет тратить на это время.

Поэтому не удивительно, что пока одни радовались тому, что «Вконтакте» наконец обошел западные соцсети по популярности среди российских пользователей, другие же не в лучшем настроении задумались о поиске аналогов заблокированным соцсетям.

Свято место пусто не бывает?

Благо, пока еще никуда не исчезли наши отечественные площадки. Но важно помнить главное правило: для внутренних коммуникаций компании должны использовать те соцсети, которые наиболее популярны среди их сотрудников. По иронии судьбы, именно покинувшие нас платформы ранее охватывали наибольшее количество аудитории. Куда же ваши сотрудники совершили «цифровую миграцию»? Давайте рассмотрим основные варианты.

«Вконтакте»

В марте 2022 года число новых сообществ ВК достигло 300 тысяч (!). Интересно, что выросло количество переходов по ключевым запросам из внутреннего поиска. Люди осознанно перешли на другу площадку и ищут интересные для них темы. За тот же март количество пользователей в соцсети перевалило за 50 млн (+ 4 млн за 3 недели), и это число продолжает расти. Большой плюс ВК в огромном функционале, который позволяет делать практически всё, что душе угодно. Так что скорее всего в плане удобства, количества аудитории и функционала, среди имеющихся соцсетей «Вконтакте» — самый оптимальный вариант.

Одноклассники

Многие также завели новые, или разморозили старые, аккаунты и в этой соцсети. Важно понимать, что основной костяк аудитории ОК — это в среднем люди в возрасте от 30 до 54 лет, так что здесь можно обратиться к возрастным кандидатам с богатым опытом. Но всё же есть у Одноклассников серьезная проблема — перегруженность инфомусором, который трудно фильтровать, так что многие просто наотрез отказываются пользоваться этой площадкой.

Telegram

Да, мы понимаем, что это скорее мессенджер, но функционал ТГ расширяется на глазах, и именно на эту площадку многие блогеры и компании в марте активно переводили свою аудиторию. Статистика показывает, что всего за 5 дней с 10 по 14 марта количество российских пользователей в этой соцсети выросло почти на 12 млн. Однако пока использование Telegram имеет некоторые сложности, связанные с устройством платформы. К примеру, туда довольно трудно привести стороннюю аудиторию, если вы делаете акцент именно на развитии HR-бренда для привлечения потенциальных кандидатов.

«Россграм»

Ну а всем любителям визуального контента не придется скучать, если у российских разработчиков всё наконец получится. Появление «Россграма» анонсировали сразу после блокировки вы уже понимаете чего.. И похожи они будут почти как две капли воды. Так что пока разработчики доделывают приложение, вы можете взвесить все «за» и «против» и понять, стоит ли переносить аккаунт компании на отечественную площадку, и пойдут ли туда ваши сотрудники.

Пока что у компаний и пользователей есть варианты, но исходя из того, каким хрупким сегодня кажется пространство внешних социальных сетей, совсем скоро нас ждет расцвет корпоративных аналогов либо платформ, которые бренды будут создавать под себя.

* Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, чья деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России

(Visited 7 152 times, 1 visits today)