Геймификация — один из самых интересных приемов, который позволяет через игру вовлечь сотрудников в корпоративные процессы. Одним из примеров геймификации можно считать сервис “спасибо”, который легко реализовать через корпоративный портал компании. Анатолий Бабкин, product owner корпоративного портала IBS, расскажет о том, как они внедряли этот сервис.

— Уже спустя несколько минут после информационной рассылки о запуске сервиса на портале было более сотни сказанных “спасибо”, а через неделю их число превысило тысячу — при действующем ограничении количества (каждый сотрудник за месяц может сказать не более 5 “спасибо” за месяц). Следующий этап развития геймификации на корпоративном портале IBS — добавление ачивок, а также запуск в декабре корпоративного интернет-магазина.

Зачем?

Предпосылками для появления сервиса “Спасибо” стали с одной стороны обращения сотрудников с просьбой разработать на портале инструмент для благодарностей коллег, а с другой — желание компании развивать внутреннюю клиентоориентированность и популяризировать корпоративные ценности среди сотрудников. Не секрет, что во многих компаниях есть корпоративные ценности, но все ли сотрудники смогут их просто назвать, не говоря уже о раскрытии их содержания?

Таким образом запрос на данный сервис был как со стороны владельца (бизнеса), так и со стороны пользователей (сотрудников). Нам нужно было совместить желание обеих сторон и подать под вкусным соусом игры, но не ограничивать механику простыми “спасибо”. 

Таким образом, внедрение рейтинга “спасибо” несет сразу несколько целей: 

  • Развитие внутренней клиентоориентированности;

Внутренний клиент — это наш коллега. Умение давать развернутую обратную связь, да и просто благодарить за ежедневный труд — на самом деле не такое простое дело. Эти навыки нужно развивать. Но эффект от этого вдохновляющий — добрые слова приятны каждому из нас.

  • Нематериальная мотивация (в перспективе после монетизации — очень даже материальная);

Казалось бы, “спасибо” в карман не положишь. На самом деле еще как положишь — портал записывает все полученные и сказанные благодарности, сортирует их по категориям, датам. А в перспективе мы монетизируем каждое спасибо, на данный момент его курс — 10 баллов (вскоре через конкурс на портале нам предстоит определить название виртуальной валюты). 

  • Повышение вовлеченности сотрудников;

Как я уже писал, за несколько минут после рассылки-анонса сервиса у нас было больше сотни “спасибо”. А спустя неделю — более 1000 благодарностей на портале.

  • Внедрение системы геймификации.

Вслед за “спасибо” идет внедрение ачивок и интернет-магазина.

Ниже вы видите макет ачивок в профиле сотрудника:

Ну и основная страница интернет-магазина:

Логика работы

Заказчиком сервиса является HR-подразделение компании. Согласование логики работы, а также текстов проходило с генеральным директором компании.

В итоге выбрали следующий механизм работы: 

  • Сотрудник может поблагодарить коллегу в рамках ограниченного количества категорий благодарностей — элементы корпоративной культуры, название и содержание которых соответствуют кодексу корпоративной этики компании.
  • Количество благодарностей, которое может отдать сотрудник: 5 благодарностей в течение месяца.
  • Поблагодарить себя нельзя.
  • В дальнейшем «спасибо» монетизируются. 
  • Момент определения “курса” одного «спасибо» был непростым — нужно было учитывать варианты товаров в интернет-магазине, их денежную стоимость и “конвертировать” в “спасибо”.
  • Мы не выносим в открытый доступ информацию о полученных или сказанных благодарностях — пользователь видит информацию только по себе. 

Содержание благодарностей

Тут без лишних слов, делюсь скрином категорий, а также их содержанием:

Если расписывать процесс “благодарения” сотрудника по шагам, то:

  1. Пользователь нажимает на кнопку “сказать спасибо”
  1. В открывшемся окне вводим имя того, кого хотим поблагодарить. Кстати, не проблема, если вы забыли переключить язык.
  1. Далее выбираем категорию благодарности, убеждаемся, что ее содержание соответствует нашему замыслу.
  1. Вводим поясняющий текст (от 30 до 200 символов — в ином случае система не даст отправить благодарность).

Всё. Далее пользователь получает уведомление на портале, а если не просмотрит его в течение 10 минут, то уведомление на почту:

Подробнее о геймификации и Интранете вы узнаете вот здесь.

Техническая реализация

Как и все другие доработки на портале IBS, задача решалась в рамках Kanban-доски. На каждом этапе над задачей работали разные специалисты.

После получения запроса продуктолог портала (то есть я) совместно с UX-дизайнером стали отрисовывать необходимые экраны и просчитывать логику действий пользователя. Работа началась в июле, релиз на всех — 11 ноября, то есть срок реализации составил 5 месяцев.

На этапе дизайна мы создали:

1. Модуль на главной странице портала

Макет обновленной главной страницы

2. Раздел “Спасибо” в профиле сотрудника:
2.1. Полученные
2.2. Сказанные
Добавили сюда фильтры для поиска, а также вынесли иконки-категории

Скрин из профиля, полученные “Спасибо”

3. Модальное окно “Сказать спасибо”.
4. Лендинг о проекте, рассказывающий о целях, задачах, объясняющий определенные правила.

На этапе аналитики совместно со специалистом мы составляли пользовательский сценарий (наша команда использует именно сценарии, а не технические задания, так эффективнее). Причем аналитика идет после составления дизайна, понимания, какие экраны нам нужны и как может повести себя пользователь. 

Верстка — тут всё понятно.

А дальше начался самый длительный процесс — программинг. Из 5 месяцев длительности проекта на написание кода ушла половина времени. Приходилось добавлять, менять, чтобы система заработала на портале именно так, как нам нужно. 

Статистика

Любое действие на портале должно учитываться системой. Статистика — наше всё. 

Как я уже писал, мы изначально выбрали такую модель, что пользователи видят только свои сказанные или полученные спасибо. А виджет на главной странице показывает топ категорий, а не топ сотрудников, получивших больше всего благодарностей. Это наше принципиальное решение — мы не хотим устраивать из этого гонку и соревнование между сотрудниками.

Тем не менее, через инфоблоки (ИБ) административной части битрикса мы можем посмотреть всю интересующую нас информацию: кто, кому, когда и что сказал. Одной кнопкой эта информация выгружается в эксель. С помощью фильтров за несколько минут можно получить практически любой срез. А если какой-то нельзя, то можно доработать.

Доступ к ИБ “Спасибо” помимо “стандартных” ролей администратора еще имеют сотрудник HR-подразделения. Мы создали специальную группу пользователей под этот раздел.

Что мы имеем на сегодняшний день?

Сервис запущен 11 ноября, спустя двое суток отправлено 647 спасибо.

К 27 ноября мы имеем 1154 благодарности.

И это мы еще не анонсировали “курс” спасибо, а также не рассказывали про интернет-магазин и его товары. Ожидаем дополнительный ажиотаж после анонса )

На портале чуть больше 4 тысяч учетных записей, ограничение на каждого пользователя — 5 “спасибо” в месяц.

Автор статьи: Анатолий Бабкин, product owner корпоративного портала IBS

(Visited 95 times, 1 visits today)