Игры съедают наше время, прямо как Пакман поедает пиксельные точки, но многие всё равно обожают процесс игры! За счет простых психологических триггеров, он затягивает и по-настоящему увлекает. Теперь то же желание, которое заставляет людей бросать птиц из рогатки или разгадывать квесты, можно использовать для вовлечения сотрудников на работе. Да здравствует эпоха цифровой геймификации на рабочем месте! Давайте разбираться, как она может повлиять на коммуникации внутри компании и какие инструменты актуальны на сегодняшний день.
Новое — это хорошо забытое старое?
Британский программист Ник Пеллинг официально ввел термин «геймификация» в 2002 году, но сама концепция далеко не нова. Игровые элементы применялись в различных неигровых видах деятельности для повышения вовлеченности уже давно. К примеру, те же шахматы уже более тысячи лет используются чтобы наглядно обучать королей и генералов тонкостям стратегии.
В бизнес-среду игровые механики активно начали проникать в 1970-х годах, когда «дедушка» геймификации Чарльз Кунрадт понял, что если менеджеры смогут найти способ приблизить работу к игре, то вовлеченность и производительность резко возрастут. В своей книге «Работа как игра» он обозначил главный тезис: если методы, которые мотивируют людей заниматься спортом и играть, использовать в работе, то сотрудники будут выполнять свои задачи с повышенным энтузиазмом.
Поэтому разными челленджами уже давно никого не удивишь. Особенно в компаниях, где работает много миллениалов и зумеров. Именно они особо не держатся за рабочее место и увольняются, если становится скучно. Так что одна из главных задач геймификации — добавить элементы соревнования и интерактивности в ежедневные рутинные задачи, так сказать, завлечь и встряхнуть сотрудников.
Более того, геймифицируя разные процессы можно решить целый спектр задач. Среди них
- ускоренное и эффективное обучение персонала
- формирование здорового климата внутри команды
- упрощение введения новых правил
Конечно, важно понимать, что внутри компании почти всегда найдутся сотрудники, которые скорее согласятся остаться без обеденного перерыва, чем станут отмечать, что они выполнили или же будут принимать участие в даже самых маленьких активностях. И это тоже важно учитывать.
Если хотите разобраться в том, как же всё-таки выстроить систему цифровых коммуникаций внутри компании так, чтобы вовлечь как можно больше сотрудников — заглядывайте к нам на онлайн-курс DIGITAL коммуникации для HR и Внутрикома.
Как это работает?
Современная геймификация тесно связана с ее аркадными родственниками. Главный мотив для участников процесса — стремление победить и вернуться вновь за новыми достижениями. Опираясь на соревновательность и любознательность людей, внутрикомы и HR-ы могут поощрять поведение на рабочем месте с помощью легко внедряемых стимулов, которые не требуют больших затрат и при этом приносят высокую отдачу.
Суть не в том, чтобы один раз разыграть что-то среди сотрудников в виде «разовой акции». Это приносит реальный результат только тогда, когда удается выстроить многоуровневую систему, постоянно удерживая интерес сотрудника. Такая система позволяет её участникам зарабатывать
- достижения, которые открываются за выполнение заданий
- leaderboards, место в рейтинге, которое нужно не только получить, но и удержать
- бонусы за выполнение рабочих задач и другие дела, связанные с жизнью компании (онбординг, презентация, участие в социальных проектах и т.д.).
И что, геймификация правда работает?
За нас на этот вопрос красноречивее ответят результаты исследований. Так, согласно опросу TalenLMS, геймификация увеличивает продуктивность 89% опрошенных сотрудников, а 69% из них планируют проработать в компании дольше, если она будет использовать нестандартные приемы мотивации.
Большинство респондентов (87%) также считают, что геймификация делает их более продуктивными, более занятыми (84%) и более счастливыми (82%) на работе. И не менее любопытно, что лишь 7% указали, что мотивацией для выполнения рутинной задачи для них станет избежание наказания.
Инструменты геймификация
Игровые механики можно внедрить практически в любую деятельность для повышения вовлеченности и мотивации. Особенно удобно встраивать их в процессе формирования цифровой системы внутренних коммуникаций. Например, сотрудники могут проходить уровни, преодолевая этапы онлайн-обучения или зарабатывать внутреннюю валюту на портале за завершение проектов. Это работает, потому что видимый прогресс и немедленная обратная связь дают дополнительный стимул постоянно развиваться и улучшать что-то в своей работе.
Есть много доступных и эффективных способов внедрить геймификацию в цифровое рабочее пространство. Вот несколько из самых актуальных и распространенных:
Доски лидеров (лидерборды)
Здоровая конкуренция — это хорошо и даже полезно для коллектива. В этом случае геймификация основывается на духе соперничества и стремлении к успеху, и абсолютно нормально поддерживать эту атмосферу. За счет неё лидерборды стимулируют производительность. При этом важно понимать одну проблему такого инструмента. С одной стороны, лидерам приятно наблюдать себя в верхних строчках рейтинга, а с другой — мотивация отстающих в таком случае стремится к нулю. Решить проблему можно демонстрируя основной лидерборд и тот, который отображает положение сотрудника в рейтинге вместе с коллегами со схожими результатами.
Бейджи и уникальные значки
Давать бейджи можно за самые разные вещи: получение уровня, достижение какого-то показателя, за внутрикорпоративные конкурсы, за прохождение тестов и т.д. Еще их можно использовать для идентификации людей с нишевыми знаниями. Кажется, что мелочь, но если придумать что-то оригинальное — сотрудникам это придется по душе.
Внутренняя валюта за достижения
За выполнение разных задач и за достижения сотрудники могут получать очки, являющиеся по сути игровой виртуальной валютой. Как её тратить — каждый решает сам в специальном магазине. «Товары» тоже важно подобрать так, чтобы они были связаны с компанией или с профилем деятельности. К примеру, одежда или посуда с логотипом, профильная литература, заказ еды в офис или даже возможность «купить» дополнительный отгул.
Система уровней
Уровни работает так: для каждой ключевой точки определено, что сотруднику необходимо сделать, чтобы перейти на новый этап. Например, привлечь 150 клиентов или обработать 50 заявок. За достижение уровней можно начислять очки или давать бейджи. При этом, сложность достижения следующих уровней возрастает.
Грамотно продуманная система уровней хороша, потому что дает понять сотруднику, какие же действия ему необходимо сделать, чтобы совершенствовать себя как профессионала, а за счет повышения сложности его заинтересованность в работе постоянно поддерживается. В идеале, если сотрудник прошел все уровни на своей должности, его следует повысить, чтобы развитие скиллов продолжалось, а мотивация не падала.
Главное помнить: геймификация ради геймификации — это не лучший подход. Простое добавление очков и уровней в попытке сделать скучные вещи более интересными не сработает в долгосрочной перспективе. Невозможно купить вовлеченность сотрудников, просто наклеив на их аватарку стикер «лучший специалист!». Игровые механики работают и приносят ощутимый результат тогда, когда геймификация продумана до мелочей. Поэтому, прежде чем начинать играть, убедитесь, что игра стоит свеч.
В любом случае, если у сотрудников не хватает мотивации и интереса к работе, геймификация поможет оздоровить рабочее пространство игровыми механиками и системой поощрения.