Обоснование разработки профессионального стандарта «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре»

 Предпосылки к созданию профессионального стандарта «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре».

Российский рынок труда в современных условиях диктует появление  и развитие профессий и специализаций, акцентирующихся на идеологической работе в области управления персоналом внутри предприятий (организаций). Требования к ним характеризуются рядом особенностей, включающим в себя необходимость одновременного усиления влияния на разные возрастные и социальные категории работников организаций и предприятий.  Тенденция резкого увеличения среднего возраста работающих и недостаточной мотивированности молодежи при общем снижении уровня квалификации персонала, в силу постоянно обновляющегося рынка профессий и отставание высшей школы от потребностей рынка труда, диктует появление и развитие новых профессиональных стандартов в области внутренних коммуникаций и корпоративной культуры организаций и предприятий для повышения эффективности человеческих ресурсов и повышения их лояльности. 

Современная стадия развития государства и общества в целом, в том числе организаций и предприятий  должна обеспечиваться наличием высококвалифицированных специалистов в области внутренних коммуникаций и корпоративной культуры, являющихся проводником идеологических программ в области управления персоналом организаций и предприятий. 

Таким образом, зафиксирован запрос на специалистов нового типа, обладающих необходимыми знаниями и навыками для реализации данных программ.

Настоящую задачу и призван решить профессиональный стандарт «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре».
 
Цель введения профессионального стандарта «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре»

Профессиональный стандарт «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре» направлен на удовлетворение потребностей предприятий и организаций в формировании и развитии корпоративной культуры и внутренних коммуникаций с целью повышения эффективности, производительности труда и лояльность персонала  предприятия (организации). 

Профессиональный стандарт «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре» определяет нормативы профессии «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре», стандартизирует профессиональную деятельность внутренних специалистов по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре предприятий (организаций), а также организаций, привлекаемых на основе договора и предоставляющих консультационные услуги по выстраиванию внутренних коммуникаций предприятий (организаций), исходя из специфических для этого предприятия (организации) требований к внутренним коммуникациям и корпоративной культуре и потребностей в повышении их эффективности. 

Заказчиками и пользователями профессионального стандарта «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре» являются: 

  • государственные органы, осуществляющие регулирование в данной сфере; 
  • работодатели, в лице руководства предприятия, в том числе директор по управлению персоналом;
  • образовательные учреждения, осуществляющие обучение по программам «Управление персоналом», и другим более узким специализациям, например, «Управление коммуникациями», «Управление корпоративной культурой»;
  • специалисты по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре, занятые в сфере управления внутренними коммуникациями предприятия (организации) или в сфере оказания консалтинговых и обучающих услуг;
  • учащиеся высших учебных заведений, слушатели программ дополнительного образования и повышения квалификации по специальности «Управление коммуникациями»; «Управление корпоративной культурой».
Принятие профессионального стандарта «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре» приведет к повышению конкурентоспособности и эффективности предприятий и организаций за счет появления стандарта в профессии, которая позволяет повысить эффективность использования человеческих ресурсов на предприятии (организации), лояльность всех уровней персонала, прозрачность внутренних информационных потоков. Получив данный профессиональный стандарт,  сообщество получит базовые стандарты о области создания образовательных программ и программ по повышению квалификации, инструмент сертификации специалистов в данной области, что приведет к повышению профессионального уровня специалистов и возможности контроля качества на данном сегменте рынка.
Содержание профессиональной деятельности специалистов по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре
 
Основная цель вида профессиональной деятельности:
  • повышение эффективности предприятия и производительности труда посредством создания информационной среды, соответствующей стратегическим целям и задачам предприятия; 
  • поддержание и улучшения репетиционной составляющей предприятий (организаций); 
  • участие в реализации управления корпоративной культурой предприятий (организаций);
  • повышение лояльности, вовлеченности и удовлетворенности отношения сотрудников к предприятию (организации)
 
Основное содержание трудовой функции специалистов по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре: 
  • участие в планировании комплексной системы мероприятий, направленных на формирование и развитие корпоративной культуры и разработке и внедрению политик и процедур;
  • реализация функционала по внутренним коммуникациям в рамках комплексной работы по развитию/изменению корпоративной культуры в сегменте создания эффективной коммуникационной среды и управление внутренними потоками информации предприятий (организаций); 
  • повышение лояльности и вовлеченности сотрудников;
  • организация и участие в измерении показателей корпоративной культуры путем проведения исследований внутри организации
  • разработка комплекса мер по улучшению/сохранению показателей на основе результатов исследований;
  • информационное сопровождение программ изменений на предприятии (организации), включая слияния и поглощения предприятий; 
  • участие в разработке и внедрение программ повышения компании как работодателя,
  • создание и управление информационными пространствами предприятия (организации);
  • информационное сопровождение бизнес-процессов и отдельных внутренних проектов;
  • формирование каналов обратной связи от сотрудников,  консолидация полученной информации и доведение ее до руководителя; 
  • организация транслирования стратегических и тактических инициатив и решений компании сотрудниками; 
  • участие в бюджетировании и контроль исполнения бюджета в рамках своего функционала;
  • постоянное повышение профессиональной квалификации в рамках своего функционала. 
 
Профессиональный портрет специалиста по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре приведен в Приложении 1 к обоснованию разработки профессионального стандарта.
 
 
Приложение 1
к обоснованию разработки
профессионального стандарта
«Специалист по внутренним коммуникациям
и корпоративной культуре»
 

Профессиональный портрет специалиста по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре

Профессия «Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре» – это своевременный и долгосрочный ответ на запрос предприятий (организаций) и общества в целом на создание необходимых условий и формирование информационной среды, способствующей повышению уровня эффективности и лояльности персонала предприятий (организаций). 

Ключевыми должностями, отвечающими за внутренние коммуникации на предприятиях (организациях), включая привлекаемых внешних специалистов, на сегодня являются: специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре, специалист по внутренним коммуникациям, менеджер по внутренним коммуникациям, менеджер по развитию корпоративной культуры, специалист по внутренним связям, специалист отдела корпоративных коммуникаций.

Должности, наиболее близкие к разрабатываемому стандарту: менеджер по связям с общественностью, специалист по связям с общественностям, менеджер по внешним коммуникациям, специалист по внешним коммуникациям.

Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре должен иметь представление о специфике экономики предприятий разных сегментов рынка, инструментах разработки стратегии и операционных планов,  организационной структуре и бизнес-процессах компании, различных функционалах в области управления человеческими ресурсами, в том числе системах материальной и нематериальной мотивации, иметь базовые знания в области социологии. Данный специалист должен обладать знаниями и навыками в следующих предметных областях: экономики предприятий, бюджетировании, управлении проектами, менеджмента, управлении информационными потоками, базовыми навыками создания и управления корпоративной культурой.

Специалист по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре в своей работе использует различные инструменты внутренних коммуникаций: информационные (электронные рассылки, сайт (Интранет), корпоративные СМИ, информационные стенды, листовки, постеры и т.д.); коммуникативные (корпоративные праздники, конкурсы, акции; волонтерские, социальные и образовательные проекты и т.д.); аналитические (системы обратной связи, анкетирование, фокус-группы, мониторинг персонала, исследования вовлеченности и т.д.); организационные (собрания, совещания, выступления руководства, разработка и внедрение корпоративных стандартов и т.п.) и др.

Органическим выводом из вышенаписанного следует необходимость появления профессионального стандарта для специалиста/менеджера по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре.
 
Документ с портала profstandart.rosmintrud.ru
(Visited 8 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *