Почему сотрудники противятся введению корпоративного стиля одежды.

Бизнес — это в первую очередь игра. А у любой игры есть правила. И дресс-код — один из разделов этих правил. Нравится нам или нет, но бизнес предполагает некую философию внешнего вида. Причем эта философия может принимать достаточно строгие формы, а может быть очень расплывчатой и просто задавать направление. В любом случае дресс-код — вопрос актуальный, непростой и довольно часто болезненный.

Основная сложность тут заключается в человеческом восприятии. Ведь многие люди сопротивляются введению дресс-кода потому, что считают его опцией, ограничивающей их свободу. Хотя бывают и диаметрально противоположные ситуации — сотрудники, особенно больших компаний, сами обращаются к дизайнерам с просьбой разработать для них единый фирменный стиль.

Чтобы определить причины столь различного отношения к дресс-коду, понять, где и как его нужно внедрять, стоит углубиться в суть вопроса. С одной стороны, дресс-код — форма, позаимствованная бизнесом от армейских структур. Она несет в себе очень важную, хоть и не всегда осознаваемую функцию унификации. Ведь направленная трансформация индивидуальности в большей или меньшей степени характерна практически всем компаниям. О какой бы сфере мы не говорили — будь это мегакреативное рекламное агентство или стандартизированный ресторан быстрого питания. С другой стороны, одежда — это знак принадлежности к определенной социальной группе. Так исторически сложилось, что одежда в разных социальных слоях всегда отличалась.

Сегодня различия во внешнем виде не столь разительны, как, например, в средние века, да и общество несколько изменилось, но фундаментальный принцип остался прежним: мы идентифицируем социальную принадлежность человека по тому, как он одет. Кроме того, одежда помогает налаживать коммуникации и ограничивает доступ нежелательных людей в общественные места. Согласитесь, всем участникам деловой встречи будет, мягко говоря, не совсем комфортно, если один из них придет в спортивном костюме, пусть даже тот будет расшит золотом. А если этот виртуальный участник придет так в ночной клуб, то его просто не пропустит охрана. И это воспринимается совершенно нормально. Никто не против. Ну, может, тот, кого не пустили, и против, но его мнение не важно, по крайней мере для тех, кто попал внутрь.

Итак, одежда — это своеобразный «аусвайс» сотрудника компании. Логично было бы предположить, что сотрудник, уважающий свою компанию, стремящейся стать ее частью, не будет возражать против введения корпоративного формата одежды. Но что делать, если возражения все-таки возникают? Тут может быть несколько вариантов. Либо выбран не такой дизайнер, и сотрудник не может смириться с тем, как будет выглядеть его любимая фирма. Либо этот сотрудник не видит себя частью компании. Он может сам еще не осознавать этого, убеждать себя в том, что компания хороша и ему тут самое место, но подсознательно он будет сопротивляться всему, что связано с корпоративной культурой, а значит и выполнять свои обязанности кое-как. В таком случае подобное сопротивление — явный сигнал для руководства задуматься, а тот ли человек у них трудится.

Если же дизайнер хорош, а сопротивление массовое, нужно задуматься, есть ли у компании корпоративные ценности как таковые. И если есть, то насколько они донесены до сотрудников. Ведь причина массового сопротивления может скрываться и в недостаточно проработанной системе корпоративных коммуникаций. Например, когда людям сверху просто приказывают, что они должны одевать, и при этом не объясняют почему, то это, естественно, вызывает негативную реакцию. По-другому и быть не может. Поскольку таким отношением руководство показывает неуважение к своим подчиненным. Важно понимать, что такое сопротивление нельзя преодолеть, его можно только трансформировать. Но для этого должен измениться сам руководитель. Ему, во-первых, нужно начать относиться к сотрудникам по-человечески, и во-вторых, уделить достаточно внимания максимально подробному донесению до своих людей миссии и цели компании. К тому же не в общих красивых фразах, а максимально конкретно, желательно разложив глобальную задачу на более «осязаемые» локальные подзадачи. Тогда дресс-код будет восприниматься сотрудниками как эффективный инструмент роста компании, а значит и их собственного роста. Самой собой разумеется, что ни о каком сопротивлении в этом случае не может быть и речи.

Тут же хотелось бы предостеречь владельцев и топ-менеджеров от тотального и необдуманного использования дресс-кода. Дело в том, что есть профессии и специальности, где он совершенно не нужен. Связано это в первую очередь с психологическими особенностями людей эти профессии выбравших. Например, все технари. Будь то IT-специалисты или инженеры вентиляционных систем — это все непубличные люди. Это их жизненная позиция. Им так удобно. Кроме того, они не видны клиентам, потому заставлять их одевать что-то определенное просто нет смысла. Особенно если это что-то им придется покупать за свои деньги. Еще, чего доброго, можно потерять хороших специалистов. Это же касается и представителей творческих профессий. Например, был такой американский журналист Хантер Томпсон. Он писал для небезызвестного журнала Rolling Stone. Это был идол, человек, создавший свой стиль, он летал в президентском пуле, и его публикации в 1977 году помогли Джимми Картеру победить на президентских выборах. Этот человек практически всегда ходил в шортах и белых кедах на босу ногу. И это рядом с первыми лицами государства. Почему ему это позволялось? Да потому что Томпсон сам стал брендом. Причем таким мощным, что его публичная поддержка была нужна кандидату в президенты. Это очень показательный случай. Важно понимать — это не исключение из правила, а скорее его яркое подтверждение. Дресс-код — неотъемлемая часть бренда. Шорты стали частью бренда Томпсона. Поэтому, если ваша компания сотрудничает с таким индивидуумом, то заставлять его принимать ваши правила будет как минимум неразумно.

При этом есть сферы деятельности, в которых дресс-код обязателен. Это в первую очередь все, что связано с медициной, индустрией красоты, гостиничным и ресторанным бизнесам. Тут нет вопросов сопротивления, но есть вопросы выбора формы.

В одной стоматологической клинике выбрали превалирующим цветом одежды красный. Вроде бы все аккуратно, все в приделах нормы, да и профессионализм врачей на уровне, и оборудование современное, и перечень услуг не уступает конкурентам. Но вот незадача, дела идут плохо — клиентов у компании мало. Оказалось, ошиблись с выбором цвета. Красный очень агрессивный цвет — прямая ассоциация с кровью. Соответственно если вы решили вводить в компании дресс-код, позаботьтесь о том, чтобы он был удобен вашим сотрудникам и приятен вашим клиентам.

Источник: www.hrm.ua

(Visited 12 times, 1 visits today)