Невозможно стать хорошим лидером, не являясь при этом хорошим коммуникатором. При чем речь идет именно о коммуникации, а не просто об умении складно говорить. Лучшие коммуникаторы — отличные и проницательные слушатели. Они умеют «читать» своих собеседников и слушателей, чувствуя настроение, динамику, отношение, ценности и проблемы тех, с кем общаются. Они не только хорошо анализируют окружающую среду, но и обладают удивительной способностью адаптировать свои сообщения под любую аудиторию.
Итак, как же стать искусным коммуникатором? Постарайтесь следовать этим принципам:
Не общайтесь свысока
Эффективная коммуникация возможна только в случае, если люди доверяют друг другу. Если же вы пытаетесь проявить свое высокомерие, показываете пренебрежение или намеренно ставите себя выше других — ни о каком доверии не может быть даже речи.
Поддерживайте открытые коммуникации
Перестаньте забрасывать людей 24/7 корпоративными сообщениями с целью «информировать» их и начните думать о диалоге, а не о монологе. Дело вот в чем: чем более личным и увлекательным вы сделаете разговор, тем более эффективным он будет. Есть большая правда в следующей аксиоме: «Людям не важно, сколько вы знаете, пока они не знают, насколько вам не все равно». Классическая теория бизнеса советует лидерам держаться на расстоянии вытянутой руки. Но если вы хотите стать не просто формальным менеджером, а настоящим лидером — вам нужно игнорировать это правило. Иначе вы никогда не узнаете, что на самом деле у них на уме. Пока не станет слишком поздно что-либо предпринимать.
Кстати, на курсе КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ Школы ВК мы подробно поговорим о роли лидера в коммуникации культуры компании.
Не растекайтесь мыслью по древу
Простое и лаконичное всегда лучше, чем сложное и запутанное. Время никогда не было более ценным товаром, чем в наши дни. Ваша цель как руководителя — отсеять лишнее и сделать так, чтобы ваши слова имели значение. А еще, хватит говорить загадками и ходить вокруг да около, надеясь, что сотрудники должны понимать, чего вы от них хотите с одного вашего кивка. Научитесь говорить четко и однозначно, и никогда не тратьте свое время и время собеседника на неважные и необязательные вещи.
Концентрируйтесь на том, что вы можете дать, а не на том, что вы хотите получить
Лучшие коммуникаторы умеют не только считывать настроения и анализировать происходящее, но также вдохновлять собеседника своим видением и идеями. Ключ к этому лежит в умении по-настоящему понять того, с кем вы разговариваете и попытаться дать ему то, что ему необходимо.
Держите сознание открытым
Конечно, нам часто кажется, что наше мнение, наш взгляд на вещи более правильный, а те кто считают иначе, еще не доросли. Проблема «закрытости» сознания чаще всего оказывается основным препятствием для новых возможностей. Помните, что важно не мнение, а скорее готовность обсуждать его непредвзято и учиться. Поэтому вместо того, чтобы слепо и агрессивно защищать свою точку зрения во всех ситуациях, попробуйте прислушаться к идеям других и проанализировать их. И, весьма вероятно, что благодаря этому вы откроете для себя много ценных вещей.
Замолчите и выслушайте
Простая трансляция вашего сообщения не даст такого результата, как участие в содержательном разговоре. Поэтому самая лучшая форма коммуникации происходит в разговоре, а не в лекции или монологе. В тот момент, когда вы поймете, что коммуникация в первую очередь базируется на умении слушать, а не на умении говорить — вы сделаете важный шаг к тому, чтобы стать искусным коммуникатором.
Замените эго эмпатией
Эмпатичные коммуникаторы демонстрируют такой уровень подлинности и прозрачности, который отсутствует у тех, кто предпочитает общаться за тщательно созданным фасадом, поддерживаемым очень хрупким эго. Понимание этого принципа общения помогает превратить ненависть в уважение, а сомнения — в доверие.
Умейте читать между строк
В наш век мгновенной коммуникации все так спешат высказать то, что у них на уме, что не успевают оценить подлинный смысл происходящего, а очень часто ваши собеседники доносят свою мысль не словами, а жестами, интонацией и настроением. И их истинное сообщение может полностью отличаться от того, что они говорят вслух.
Говорите только о том, в чем реально разбираетесь
Возможно неприятно это осознавать, но очень часто ваши собеседники оказываются гораздо более компетентными в каких-то вопросах, чем вы. Не стоит пытаться вслух рассуждать о вещах, в которых вы не являетесь экспертом, только для того, чтобы продемонстрировать свою власть и авторитет.
Говорите с группами как с отдельными людьми
У руководителей не всегда есть возможность поговорить с каждым сотрудником один на один. Но лучшие коммуникатора могут обращаться к аудитории любого размера (неважно, сидят в зале 10 или 10000 человек), при этом каждый из присутствующих будет ощущать, что лидер обращается лично к нему.
Бонус: будьте готовы изменить сообщение в случае необходимости
Еще один компонент коммуникационной стратегии, который редко обсуждается, — как предотвратить провал сообщения и что делать, если он произошел. Опять же, вы должны помнить, что для успешного взаимодействия ваша цель должна совпадать с целями тех, с кем вы общаетесь. Если ваша компетентность, эмпатия и т.д. не дают желаемого эффекта, что, кстати, случается крайне редко, вы должны уметь оказывать влияние, меняя ситуацию на ходу. Используйте вопросы, юмор, истории, аналогии, релевантные данные и, при необходимости, смелые заявления, чтобы помочь установить контакт.
Вы не обязаны следовать плану или заранее записанному на бумаге сообщению. Лучшие коммуникаторы мгновенно адаптируются к ситуации, даже если она меняется в самый неподходящий момент.
По материалам статьи Forbes «10 Communication Secrets Of Great Leaders»