В последнее время все больше и больше людей чувствуют себя «выгоревшими» на работе. Выгорание, или непреодолимое чувство психического и физического истощения, затрагивает даже тех, кто влюблен в свою работу и обычно получает от неё удовольствие. Не застрахованы от него и специалисты по внутренним коммуникациям. Несмотря на то, что работа коммуникатора разнообразна и увлекательна, повышенная загруженность, жесткие дедлайны, перенасыщение информацией могут приводить к выгоранию, особенно в условиях растущего давления, которое ставит под угрозу отдых, к которому мы все стремимся (но, кажется, никогда не находим на него времени). Мы решили разобраться, почему профессионалы в сфере коммуникаций часто сталкиваются с выгоранием, и понять, как найти вдохновение, чтобы продолжать работать и двигаться вперед.
Масштаб бедствия
Большая рабочая нагрузка и жизнь в режиме многозадачности — это уже привычные явления. Ну кто хотя бы иногда не чувствует себя перегруженным или истощенным? Другое дело, когда непрекращающийся стресс от работы приводит вас к ощущению полного опустошения и истощения, которое мы называем выгоранием. По своей сути синдром выгорания это состояние хронического стресса. У «выгоревшего» человека падает мотивация, а даже самые базовые задачи отнимают у него больше сил и времени, чем обычно.
По данным совместного исследования платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и health tech компании AIBY, 54% россиян чувствовали себя выгоревшими во втором квартале 2022 года, еще 39% отметили, что у них нет его признаков, а 7% указали на то, что не считают выгорание легитимной болезнью.
И действительно, выгорание еще не стало клиническим термином, отдельным от стресса. При этом ряд исследований связывают эмоциональное и физическое истощение от работы со многими негативными последствиями для физического и психического здоровья, включая ишемическую болезнь сердца, гипертонию, нарушения сна, депрессию и тревожность. Более того, было доказано, что выгорание вызывает чувство бесполезности и отчуждения, подрывает качество отношений и снижает долгосрочные карьерные перспективы.
Причины выгорания
В уже упомянутом выше исследовании 2022 года респонденты обозначили и ключевые причины, которые приводят их к выгоранию:
- 50% россиян назвали главным фактором напряженный график и чрезмерную нагрузку
- 37% указали на неудовлетворительный размер оплаты труда
- 32% беспокоит внутренняя неудовлетворенность и «синдром самозванца»
- 31% выделили нехватку времени на личные и рабочие задачи
- 29% сослались на напряженные отношения в коллективе
Симптомы выгорания
Основным симптомом выгорания является истощение. Оно включает в себя глубокую физическую, когнитивную и эмоциональную усталость, которая подрывает способность работать эффективно и чувствовать позитив от того, что вы делаете. Это может быть следствием сильного дефицита времени или просто слишком большого объема работы, особенно если вы не контролируете свою работу, не любите ее или не обладаете необходимыми навыками для ее выполнения. В состоянии истощения вы обнаруживаете, что не можете сосредоточиться или увидеть общую картину, даже рутинные и ранее приятные задачи кажутся тяжелыми, и становится трудно заставить себя войти в офис и выйти из него.
Цинизм, который представляет собой эрозию вовлеченности. По сути, это способ психологического дистанцирования от своей работы. Вместо того чтобы чувствовать себя заинтересованным в своих заданиях, проектах, коллегах, клиентах и других сотрудниках, вы чувствуете себя отстраненным и даже черствым. Постоянный цинизм — это сигнал о том, что вы потеряли связь с работой, удовольствие от нее и гордость за свои достижения.
Неэффективность — это чувство некомпетентности, отсутствие достижений и продуктивности. Люди с этим симптомом выгорания чувствуют, что их навыки снижаются, и беспокоятся, что не смогут добиться успеха в определенных ситуациях или выполнить определенные задачи. Этот симптом часто развивается одновременно с истощением и цинизмом, потому что люди не могут работать с максимальной отдачей, когда у них нет энергии и они потеряли связь с работой. Выгорание может начаться с неэффективности, если вам не хватает ресурсов и поддержки, чтобы хорошо выполнять свою работу.
Коммуникаторы в зоне риска?
Когда вы заняты заботой о своих сотрудниках, слишком легко упустить из виду собственные потребности. Большую часть времени внутренние коммуникаторы заняты тем, что пытаются поддерживать настроение и моральный дух каждого сотрудника в компании: разговоры, советы, рекомендации, предложения, вдохновение, помощь. Внутренние коммуникации — это сердцебиение организаций, а потому крайне важно, чтобы о коммуникаторах также заботились.
По данным исследования немецкого информационного агентства dpa*, News aktuell, и берлинской компании Civey, специалисты по коммуникациям нередко сталкиваются с отсутствием доверительных отношений в команде, некомпетентным руководством, которое слабо представляет себе функции и задачи внутрикома, а также с нечеткой постановкой задач и постоянной работой в условиях многозадачности. И именно эти факторы являются ключевыми причинами стресса и выгорания в коммуникационной сфере.
Как коммуникаторам поддерживать собственное благополучие?
Часто выгорание подводит нас к мысли о том, что увольнение — единственный выход. Но для того чтобы выйти из тупика не всегда нужно полностью перестраивать свою рабочую жизнь. Для большинства специалистов эффективные перемены могут заключаться в небольших, но действенных корректировках.
Не плывите по течению
Когда мы хотим выполнять свою работу как можно лучше, мы часто говорим «Да» всем и набираем кучу проектов и задач. Ну а как иначе, мы же, в конце концов, работаем в команде, хотим помочь, не хотим упустить возможность. Всё бы ничего, да вот только неспособность трезво оценить свои силы и привычка соглашаться на всё подряд может стать разрушительной и для вашего состояния, и для конечного результата работы. Посудите сами: как расставить приоритеты в работе, если вы постоянно принимаете сверху все новые и новые задания?
Осознайте, что отказ не означает ни слабость, ни силу характера. Он показывает, что вы контролируете ситуацию, отвечаете за свою работу и трудитесь на качество, а не на количество.
Просите о помощи
Каждый человек время от времени нуждается в помощи, и нет ничего плохого в том, чтобы просить о ней, когда она нужна. Разделение задач помогает сблизить команды и понять, какая нагрузка ложится на вас. Бессмысленно пытаться продолжать работу, когда идет через «не могу». В результате пострадаете и вы, и ваша работа.
Не забывайте отдыхать
Очень важно восполнять свою физическую и эмоциональную энергию, отдавая предпочтение хорошему сну, питанию, физическим упражнениям, общению с людьми и практикам, способствующим спокойствию и благополучию, таким как медитация, ведение дневника и отдых на природе. Если вам трудно втиснуть такие занятия в свой плотный график, попробуйте оценить, как именно вы проводите время и на что тратите больше всего сил.
Взгляните на работу под другим углом
Хотя отдых, расслабление и восполнение сил могут облегчить истощение, обуздать цинизм и повысить эффективность, они не могут полностью устранить коренные причины выгорания. Вернувшись к работе, вы можете столкнуться все с той же непосильной нагрузкой, конфликтами или отсутствием ресурсов. Вы должны оценить, какие аспекты профессиональной жизни работы вы можете изменить, а что от вас не зависит.
Если ключевой проблемой является переутомление, спросите себя, какие задачи вы могли бы делегировать, чтобы высвободить время и энергию для другой важной работы. Есть ли способы изменить структуру вашей работы, чтобы получить больше контроля или сосредоточиться на наиболее важных задачах?
Если цинизм является основной проблемой, можете ли вы оградить себя от тех процессов, которые вас разочаровывают, но при этом вновь включиться в свою конкретную роль и в работу всего предприятия? Ответы на эти вопросы помогут понять, можете ли вы преодолеть кризис без радикальных изменений.
Общайтесь с коллегами по внутрикому
Лучшим противоядием от выгорания, особенно если оно сопровождается цинизмом и неэффективностью, является насыщенное межличностное взаимодействие и постоянное личностное и профессиональное развитие.
Тут могут помочь как курсы и тренинги, так и хороший обмен опытом с коллегами из сферы. Нетворкинг может быть разным, и иногда дельный совет может прийти со стороны. К примеру, запустить обсуждение волнующих и насущных вопросов можно в рамках Сообщества внутренних коммуникаторов. Сделать это можно в чате Клуба коммуникаторов в Телеграме. Поддерживать друг друга — это очень здорово.
А за профессиональным и личностным развитием приходите на курсы Школы внутреннего коммуникатора, где мы помогаем искать вдохновение и иначе смотреть на ключевые процессы в корпоративных коммуникациях.
Устанавливайте и соблюдайте границы
В диджитализированном мире, особенно после массовой удаленки и пандемии, границы между рабочим и нерабочим временем размываются, что приводит к переработкам и загруженности практически 24 на 7. Поэтому действительно важно установить границы рабочего времени. Но обозначить их нужно не только для себя, но и для ваших коллег. Поэтому инструменты, которые вы используете для рабочего общения, должны иметь функции, позволяющие вашей команде знать, что вас нужно оставить в покое в нерабочее время. Также помните, что вам действительно нужны выходные дни, когда рабочие чаты молчат.
Конечно, ситуации бывают разные, иногда волне можно доделать что-то в свободное время, особенно, если возникли какие-то непредвиденные обстоятельства. Но важно, чтобы постоянный режим доступности для рабочих вопросов не становился нормой и не слишком влиял на вашу личную жизнь.
Определите свои триггерные точки
Разные люди испытывают стресс от разных вещей. Например, большая рабочая нагрузка может мотивировать одних, но подавлять других. Что бы это ни было, важно знать, какие триггерные точки есть именно у вас.
Наверняка есть способы преодолеть эти стрессовые факторы и не позволять им слишком сильно усугублять вашу рабочую жизнь. Обсудите их со своей командой и найдите баланс в своем рабочем пространстве.
Берегите себя и своё здоровье!