Корпоративной прессе — профессиональное решение

Лауреат Премии «Медиа-Менеджер России» 2007 г., генеральный директор издательства «МедиаЛайн» Лариса Рудакова рассказала в интервью «НСМИ» о своем издательстве, его становлении и развитии, о российском рынке корпоративной прессы и позициях, завоеванных на нем ИД «МедиаЛайн».

— Лариса, расскажите, пожалуйста, как и когда было создано издательство «МедиаЛайн»?

— Пять лет назад в Агентство гуманитарных технологий, где я работала (сегодня это Коммуникационная группа АГТ) обратилась компания «Ростелеком» с вопросом: «Вот вы, ребята, консультируете нас по PR-программам, а корпоративную газету для наших сотрудников сможете издать?». Тогда тема корпоративных СМИ еще не была столь модной и «раскрученной», как сейчас, но, тем не менее, новой задачи мы не испугались. Тем более что у меня лично был достаточно большой опыт журналистской и издательской деятельности в различных общественно-политических медиа. Через пару месяцев вышел в свет первый номер газеты «Вестник «Ростелекома». Увидев эту газету на одной из профильных выставок, к нам пришли сотрудники другой телекоммуникационной компании — «ЦентрТелеком» — ровно с тем же предложением: «Хотим свою газету!» Сегодня «ЦентрТелеком» в сотрудничестве с нами выпускает уже 32-полосный глянцевый журнал «ЦентрТелеком Вести» и журнал для подростков об Интернете — «Отличный журнал».

Потом появился «Мегафон» с идеей сделать издание для молодежной аудитории — сотрудников и клиентов компании: «Хотим что-то похожее на „Большой город“, но только круче — и про мобильную связь». Задача была не из легких, этот проект мы готовили и «мариновали» в режиме «пилота» примерно полгода. Но сегодня газета «Твой Мегафон» — не только наш самый тиражный (231 тыс. экз., распространение во всех федеральных округах России), но и самый «титулованный» проект, лауреат многих российских и даже зарубежной премии в области корпоративных медиа.

Вместе с «Твоим Мегафоном» родилась идея создать самостоятельное издательство, дочернее предприятие АГТ, которое бы специализировалось на производстве корпоративной прессы. 1 сентября 2004 г. мы считаем официальным днем рождения компании.

— Кстати, о коллегах. Расскажите о команде «МедиаЛайна»…

— С арт-директором издательства Константином Юшиным я когда-то вместе работала в газете «Жизнь» (тогда она еще называлась «Московские ведомости»). Потом наши пути разошлись, Константин работал арт-директором известного издательского дома, издающего глянцевые журналы о технике, а в «МедиаЛайн» пришел с собственным проектом — стоматологическим журналом «Зубной доктор». Потом к нам присоединился Евгений Григорьев, директор по маркетингу и развитию ИД «МедиаЛайн» и Валентин Кулявцев, главный редактор издательства — с ними вместе в ИД «Логос-медиа» когда-то мы запускали достаточно нашумевший проект — «День. Ежедневная газета нового поколения». Так сформировался «костяк» команды. Начинали мы с пяти проектов и пяти сотрудников. Сегодня в портфеле издательства — 30 периодических изданий суммарным тиражом около 750 тыс. экземпляров для более чем 20 российских и зарубежных компаний, работающих в различных секторах экономики — телекоммуникации, химическая и пищевая промышленность, банковская сфера и аудит, автомобильная промышленность, энергетика, индустрия гостеприимства и т. д.

— На что первоначально была сделана ставка?

— На завоевание лидирующих позиций на рынке. Когда мы стартовали, корпоративные издания многие компании выпускали собственными силами, об аутсорсинге задумывались лишь единицы. Помню, на одной из первых российских конференций по корпоративным медиа мы спорили с главным редактором газеты крупнейшего российского банка, который доказывал, что корпоративные СМИ можно делать только внутренними силами компании — разве журналисты извне способны правильно и объективно писать о внутренних проблемах компании, разве в состоянии они соблюсти корпоративный стиль и привнести на страницы издания корпоративную культуру? Мы доказывали — да, могут, при этом они сделают это на гораздо более профессиональном уровне, чем сотрудники пресс-служб и PR-департаментов. И мы своим развитием за минувшие годы доказали свою правоту. В позиционировании и продвижении издательства мы сделали ставку на то, чтобы с течением времени стать ведущим специализированным издательств
ом корпоративной прессы. Ведь корпоративными газетами и журналами в последнее время занимаются и крупные издательские дома — «Коммерсантъ», Independent Мedia, «Афиша». Безусловно, у них гораздо более серьезные ресурсные возможности — бренд большого издательства, огромный штат высокопрофессиональных журналистов, фотографов, специалистов по маркетингу. Но есть и минусы — корпоративные медиа в этих издательствах выпускаются по остаточному принципу и стоят их услуги порой баснословных сумм. Издательство «МедиаЛайн» с первых дней своего существования было «заточено» на производство именно корпоративной прессы: у нас весь издательский процесс построен на максимально полное удовлетворение запросов и пожеланий клиента на всех этапах работы над изданиями — от написания концепции и разработки дизайн-макета до подготовки текстов и иллюстраций, верстки и допечатной подготовки издания, мы оказываем также полиграфические услуги и занимаемся логистикой, разрабатываем маркетинговые программы по продвижению и развитию изданий, собираем в них (по возможности) рекламу.

— А как вы находите клиентов? Или — как они находят вас?

— Уже в самом начале пути мы сделали ставку на агрессивные продажи пакета наших услуг. Изучали рынок, создали базу из более чем 500 компаний, которые издают или потенциально могли бы издавать свои корпоративные газеты и журналы. И далее — «холодные» звонки, первые встречи, презентации, переговоры… Участвовали в тендерах — и, несмотря на серьезную конкуренцию в лице «больших» издательств, начали в них побеждать. Так, например, два с лишним года назад было с минерально-химической компанией «ЕвроХим»: без всякой надежды послав документы на тендер, мы выиграли сначала право на производство газеты для этой крупнейшей компании, а чуть позже мы предложили лучшую концепцию журнала для партнеров «ЕвроХима» — он называется NPK (как элементы в таблице Менделеева) и очень нравится руководству компании.

Сайт «МедиаЛайна» — medialine-pressa.ru — разработали таким образом, чтобы он максимально помогал продавать наши услуги потенциальным клиентам издательства. Надо сказать, что сейчас нас активно приглашают к участию в тендерах российские и — в последнее время достаточно часто — зарубежные компании, наши клиенты рекомендуют нас как высоких профессионалов своим коллегам.

— Какова структура ИД «МедиаЛайн»?

— В штате издательства работают 70 человек. Есть три основных отдела: редакционный — это обозреватели, редакторы, фотокорреспонденты, бильд-редакторы — все те, кто занимается содержательным наполнением изданий. Далее — производственный отдел — это дизайн, верстка, пре-пресс, полиграфия и логистика.

Коммерческий отдел занимается продажами издательских проектов, продвижением самого издательства, сбором рекламы. Кроме того, ведет собственные проекты издательства — а это, помимо уже упомянутого «Зубного доктора» — два издания формата В2В — журнал «Стоматологический бизнес» и журнал для профессионалов гостиничного дела «PROотель».

— В чем «фишка» Вашего издательства?

— «Фишка» сформулирована в слогане — «Корпоративной прессе — профессиональное решение». Мы делаем корпоративные издания по всем законам жанра, ничуть не уступающие «большой прессе», Корпоративная газета или журнал должны иметь модный дизайн-макет, достойные тексты, которые действительно будут интересны аудитории издания (сотрудникам, клиентам, партнерам), качественную полиграфию. Корпоративные медиа надо правильно позиционировать и «преподносить» читателям.

И еще «МедиаЛайн» — это профессиональная команда — журналистов, фотокорреспондентов, дизайнеров, специалистов по маркетингу и рекламе и т.д. Работа над корпоративной прессой — очень специфическая, в ней много творчества, но много и тяжелого, порой рутинного труда, это настоящее испытание для любого как творческого, так и технического сотрудника.

Все, кто сейчас в команде издательства, прошли это испытание и с честью выдержали его, и каждым из них я могу гордиться. Если бы не было такой сплоченной команды, мы не смогли бы достичь определенных успехов в развитии бизнеса.

— Какое из изданий, которыми занимается «МедиаЛайн», вы считаете наиболее неординарным и ярким?

— Я все наши издания люблю. Многие из них уже перечислила. Могу добавить — Ideas for life для Panasonic, «Ваш автопарк» для «Дженерал Моторз СНГ», «Связной», «Наша газета» для ДТЭК, «Мир BDO Ю
никон», «Максималист» для сети отелей «Максима» и так далее.

— Кого Вы можете назвать лидерами на рынке корпоративной прессы?

— По количеству проектов и направлений лидируем мы. Также крупными игроками, безусловно, я считаю «Ателье-Афишу», корпоративные подразделения Independent Media и «Коммерсанта».

Из специализированных издательств могу выделить «Медиакрат» — они профессионалы с точки зрения контента, дизайна и новых оригинальных идей для корпоративных изданий.

— Каковы тенденции развития корпоративной прессы?

— Во-первых, массовый переход многих крупных компаний на издание корпоративной прессы на аутсорсинге. Второе — то, что корпоративная пресса пытается представить себя как рекламоемкий продукт. Преимущество корпоративных медиа как рекламоносителей заключается в том, что здесь рекламодатель обращается к совершенно понятной, четко сегментированной целевой аудитории. И еще одной тенденцией я могу назвать повышение качества корпоративных медиа. Большинство изданий стали выглядеть очень достойно и действительно уже мало в чем уступают своим большим «собратьям». Я по-прежнему называю деловую прессу большой, а корпоративную малой, хотя границы постепенно стираются. У нас в издательстве даже есть такая шутка: «Скоро вся пресса станет корпоративной!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *