Странная цифра, не правда ли? Мистическая. Когда понимаешь, о чем идет речь, становится не по себе. Вроде, слышали от магов разных мастей о конце света, но чтобы о конце существования печатных СМИ – впервые. Но все же и такая дата появилась. И не случайно…
Ее автор – не маг и не провидец, а опытный журналист, медиа-аналитик и специалист по корпоративным изданиям, кандидат филологических наук Андрей Мирошниченко, написавший недавно целую монографию “Когда умрут газеты”. За его плечами 20 лет работы на руководящих должностях в журнале “Банковское обозрение”, газетах “Независимая газета”, “Финансовая Россия” и в других изданиях. Его участие в московском VII ежегодном профессиональном форуме российских издателей Publishing Expo-2011 привнесло особый колорит и споры даже между мэтрами российской журналистики – главными редакторами еженедельника “Огонек” и крупнейшей российской газеты “Комсомольская правда”. Но и они признали, что Мирошниченко прав – в ближайшей или дальней перспективе.
Что же предвидит медиамаг? Он считает, что классическая пресса к тому году отомрет по трем причинам. Первая из них – интернет, дающий широкие возможности цифровой передачи контента. Во-вторых, современная молодежь даже не знает, что такое подписка на периодические издания, она живет в окружении новейших гаджетов – и с их помощью может получить любую необходимую информацию, причем уже бесплатно. Но главную причину грядущего краха газет Мирошниченко связывает с несовершенной системой доставки. Сегодня свежую информацию даже в отдаленных регионах люди хотят и могут получать быстрее, чем печатную. И стало куда проще и дешевле провести в глубинку интернет, чем доставить газету.
— Уверен, что закат печатных СМИ начнется именно с краха распространения, – сказал в беседе Андрей Мирошниченко. – Пока мы находимся в пещерном веке эры электронных медиа. Но ежегодно появляются сотни новых электронных СМИ. К примеру, спортивных: нажимаешь на картинку, а там видео. В гиперссылке на слове собрана спортивная статистика, биографии и прочая мегаинформация. В мире глобализации от глобализации информации мы не уйдем.
Удивительно, но с мнением медийного маркетолога оказались согласны и мэтры российской журналистики – главные редакторы Владимир Сунгоркин из газеты “Комсомольская правда” и Виктор Лошак из журнала “Огонек”.
— Я склонен согласиться с ним, – отметил Владимир Сунгоркин. – Можно поспорить по поводу сроков – годом раньше, годом позже, но модель описана очень интересно. И правдиво. Тенденция эта отчетливо прослеживается. “Комсомолка” сегодня – это массовый продукт. В издательском доме “КП” есть уже все носители массовой информации, которые существуют: это и газета тиражом 700 тысяч экземпляров ежедневно, и сайт, на который заходят около 1.300.000 пользователей в день, и телеканал с шестью миллионами абонентов, и радио, которое вещает в 10, а в ближайшее время – в 14 городах России. Нам выжить легче. Что происходит сегодня в менее рейтинговых изданиях, даже страшно представить. У меня есть подозрение, что там публикуется большое количество материалов, которые вообще никто не читает. И этого лучше не знать тем, кто их издает.
Но я вас уверяю, что бизнес развивается в правильном направлении. Видно, как эти процессы влияют на состояние журналистики. И здесь я альтернативы превращению классического пишущего журналиста в снимающего и ораторствующего на радио не вижу, как нет альтернативы превращению газеты в мультимедийный носитель.
А вот мнение Виктора Лошака оказалось более глубоким и взвешенным:
— Я редактирую издание на бумаге. Читателем востребован не только бумажный формат, важнее – содержание. Наверное, это не тот продукт, который выдержит интернет-формат. Пока не думаю, как будет потом. И считаю, что страхи быть поглощенными Сетью несколько преувеличены. Бумажная пресса найдет другие рецепты, связанные не только с новостями.
В конкуренции с интернетом меня больше всего пугает не сам интернет. А человек, им воспитанный. Эту аксиому вывел Константин Эрнст: классическое телевидение убьет не интернет, а человек, им воспитанный. Для качественной печати эта формула еще более грустная. Потому что, кроме нажатия кнопки, телевидение не требует больших усилий, в отличие от более или менее неглупого чтения, где кроме необходимости потратиться на издание читателю еще нужны ум, совесть и сердце. Ведь текст требует интеллектуального обдумывания, возврата к предыдущим словам, абзацам и даже главам. Не бывает чтения без остановки, перечитывания, а это уже вещь невозможная и даже абсурдная в мире, где все изменчиво и текуче и не имеет устойчивой ценности.
Нужно учить молодого человека думать. Это возможно только с помощью текстов, которые заставляют думать, спрашивают. А мы воспитываем очень странное поколение, которому подсунули конфетку в виде компьютера. Оно растет вроде бы суперобразованным, 90% выпускников школ становятся студентами ВУЗов. Но какими читателями вырастут люди, которым для мышления не требуется никаких серьезных интеллектуальных усилий? У меня пока на этот вопрос нет ответа…
Если вы думаете, что белорусские журналисты со стороны пассивно наблюдают, как СМИ постепенно тонут в пучинах мультимедийной современности, то ошибаетесь. Анализ ситуации, где тиражи газет по независимым от журналистов причинам падают, где статистика неумолимо говорит о снижении читающего населения, где, безусловно, первенство захватил интернет – он лег в основу преобразований и в сфере наших СМИ.
Но развитие технологий не должно отвлекать нас от другой насущной проблемы: а чем будет наполнен контент интернет-СМИ? Останется ли там место творчеству и личному мнению журналиста? Сохранится ли редакционная атмосфера? Каждый ли читатель сможет открыть электронную страницу виртуальной газеты? Ответы на эти вопросы каждая редакция пока ищет сама…
Источник газета “Компьютерные вести”