Часть II. Начало здесь

Данная статья подготовлена в рамках проекта Корпоративное волонтерство

Как это можно реализовать?

Ниже перечислены основные формы реализации корпоративного добровольчества:

  • Благотворительные пожертвования компании (в денежной форме).
  • Пожертвования в натуральной форме — передача предприятием своей продукции и оборудования (например, фирма может обеспечить воспитанников детского дома спортивной обувью, которую производит), или предоставление компанией профессиональных услуг, опыта и знания сотрудников (например, в таких областях, как налоговое и финансовое консультирование, юридическая помощь, маркетинг). Возможна также организация комплексных программ пожертвования (например, содействие НКО в фандрайзинге: создание фонда грантов, консультационная и экспертная помощь, системная поддержка — обмен и стажировка членов общественных групп и т.д.)
  • Организация сбора пожертвований сотрудников на рабочем месте — сотрудники получают возможность жертвовать определенную сумму (или процент) от своей зарплаты на выбранный ими социальный проект. Компания может добавить свои средства к вкладу сотрудника, увеличивая, таким образом, размер пожертвования.
  • Поощрения работников к добровольчеству — работники должны знать и понимать, что такое добровольчество, что их добровольческая активность поддерживается и поощряется руководством. В качестве признания и поощрения могут использоваться статьи и фотографии в корпоративных газетах, награждение грамотами и сувенирами, объявление благодарностей и т.п.
  • Наставничество (менторство) — передача личного опыта и знаний с целью помочь в развитии навыков межличностного общения и адаптироваться в новой социальной среде (например, работа с социально незащищенной или безработной молодежью с тем, чтобы помочь молодым людям найти свое место на рынке труда).
  • Предоставление дополнительного свободного времени (выходного, отпуска) — организация может выделить сотруднику для его добровольческого труда несколько свободных от основной работы дней в году. Эти дни могут быть также оплачиваемыми.
  • «Банк времени» (Time Bank) — существует несколько вариантов реализации этой идеи, однако общая схема организации банка времени в компании такова: компания выделяет определенный «бюджет» рабочего времени, который может быть потрачен на социальные волонтерские программы, работники по желанию принимают участие в этих программах в рабочее время, оплачиваемое компанией. Время, потраченное на волонтерскую деятельность, заносится на «счет» работника; затем накопленное таким образом время может быть использовано в виде отгулов.
  • Временное командирование сотрудников (секондмент) в местное сообщество или НКО — индивидуальное или групповое участие сотрудников в социальных проектах на условиях частичной или даже полной занятости на срок от 1 недели до 1 года (и более). В течение такой командировки за работником сохраняется место и он продолжает получать зарплату.
  • Участие в проектах местного сообщества — краткосрочное командирование сотрудников с целью предоставления им дополнительных возможностей профессионального и личностного развития. Обычно такие командировки организуются в дополнение к традиционным корпоративным тренингам и позволяют волонтеру развить новые навыки (инициативность, креативность, навыки управления временем, проектного менеджмента и др.).
  • Организация Дня или Недели Добровольца — такие мероприятия проводятся ежегодно, отражаются в годовом плане организации и вовлекают в добровольческую деятельность сотрудников всех офисов компании.

 КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В КОМПАНИИ ЧИТАЕМ ТУТ >>>

Как это бывает на самом деле?

Программы корпоративного волонтерства за рубежом развиваются практически всеми ведущими компаниями. В России добровольческая актививность пока что характерна для отделений крупных международных корпораций, и многие российские компании даже не знают, что это такое. По словам Н.В.Новичкова, председателя Национальной ассоциации добровольческих объединений (НАДО), «добровольчество сейчас в России находится ещё в зачаточном состоянии, его роль в обществе важна, но, к сожалению, невелика». По разным оценкам, в России количество населения, задействованного в добровольном труде на благо общества, составляет не более 2-5%, а на Западе — 50% и более. Тем не менее, свой опыт внедрения технологий корпоративного добровольчества в практику есть уже и у российского бизнеса, и опыт этот постоянно обогащается. Об этом свидетельствует как признание важности добровольчества на общероссийском уровне (например, с 2005 года в России ежегодно присуждается Национальная общественная награда в области добровольчества, одной из номинаций которой является «Корпоративное добровольчество»), так и деятельность отдельных компаний и организиций, стремящихся соответствовать принципам и стандартам устойчивого развития (sustainability) и создавать новые решения для улучшения жизни каждого человека, в настоящее время и для будущих поколений. Ниже приведены несколько примеров таких компаний.

IBM

Программы социальной активности IBM сфокусированы на образовании — обеспечение равного и всеобщего доступа к цифровым технологиям. В рамках этого направления созданы Технологические школы, где с помощью сотрудников IBM-волонтеров школьники знакомятся с новыми перспективными технологиями, проводят научные эксперименты он-лайн, получают возможность заглянуть в мир будущих профессий; по завершении Школы, компания продолжает работать со школами, принявшими участие в программе, через программу наставничества детей и учителей IBM Mentor Place; с 2006 года Технологические школы работают и в Москве. Также оказывается помощь некоммерческому сектору — создание и поддержка мировой сети World Community Grid (глобального сообщества пользователей, которые предоставляют неиспользуемое время своих компьютеров для реализации исследовательских инициатив — борьба со СПИДом и онкологическими заболеваниями, моделирование и прогнозирование природных явлений и др.).

Корпоративное волонтерство реализуется в рамках стратегии On Demand Community. В помощь добровольцам разработана система ODC, в которой представлены более чем презентации, руководства для проведения экспериментов, брошюры, видеоматериалы. На ODC Интранет-сайте освещается опыт и история общественных программ IBM, представлены лучшие практики корпоративного волонтерства по всему миру, программы обучения добровольчеству, система учета отработанных часов, система поощрения. On Demand Community делает акцент на поддержке волонтерской деятельности своих пенсионеров — в 2007 году был зарегитрирован стотысячный участник волонтерского движения IBM для пенсионеров.

Кроме того, в 2007 году разработана новая стратегия IBM Global Citizen’s Portfolio, целью которой является признание ценности знаний и профессиональных навыков своих сотрудников и использование их для разработки новой кадровой политики корпорации.

Подробнее http://www.ibm.com/ibm/ibmgives/ru/index.shtml

Hewlette Packard

Основной фокус корпоративно-социальных программ HP направлен на образование в области информационных технологий. Программы делятся по двум направлениям: образовательные программы для школьников, студентов и преподавателей (глобальное название программы «К-12») и образовательные программы для предпринимателей (Get-IT). В рамках каждой программы компания НР передает компьютерное оборудование, собственные учебные программы и учебно-методические материалы. Для реализации программ НР привлекает партнеров из числа негосударственных образовательных и благотворительных организаций. Специалисты НР также проводят обучение преподавателей центров и все необходимые тренинги и консультации.

НР поддерживает отдельные локальные проекты, которые соприкасаются с деятельностью Цифрового Сообщества HP и программой вовлечения сотрудников в решение социальных проблем, связанных с образованием и здоровьем детей. Программа корпоративной социальной ответственности активно освещается среди сотрудников, руководство компании постоянно акцентирует внимание сотрудников на важности социальных программ как части корпоративной культуры и стратегии ведения бизнеса. С 2007 года сотрудники компании участвуют в программе терапии творчеством и благотворительном аукционе для детей, проходящих лечение в НИИ детской онкологии и гематологии им. Блохина совместно с общественной организацией «Творческое партнерство». В августе 2007 в сотрудничестве с общественным проектом «Веселый муравейник» добровольцы из HP Россия участвовали благотворительном проекте по озеленению территории детского дома-интерната №24 г. Москвы для детей-инвалидов. Кроме того, сотрудники передают собственные средства для помощи различным учреждениям, нуждающимся в помощи.

Подробнее http://h41179.www4.hp.com/csr/index.html#3

РУСАЛ

Компания РУСАЛ основной формой социальной вовлеченности выбрала наставническую деятельность по развитию и поддержке добровольческих инициатив жителей регионов присутствия и поднятию статуса добровольцев в обществе. В каждом городе при Центре социальных программ сформирован актив волонтеров до 15-20 человек (в основном студенты вузов, учащиеся колледжей и лицеев). Для участников добровольческого движения регулярно проводятся тренинги по работе в команде, лидерству, коммуникационным навыкам. Волонтерские отряды помогают организовать деятельность Детских комитетов текущего учебного года. Волонтеры компании вместе с подросткам из Детских комитетов разрабатывают и реализуют проекты. В рамках программы «Шагни за горизонт» было поддержано и реализовано 8 проектов из 6 городов России и Украины, направленных на вовлечение молодежи в добровольческую деятельность. В Иркутске в рамках проекта «Сделай шаг – стань добровольцем» прошли семинары по популяризации идей добровольчества среди молодежи города, в результате молодые людей сами организовали и провели несколько социальных акций. В Николаеве при поддержке волонтеров РУСАЛа и местных некоммерческих организаций будущие социальные работники организовали на базе Центральной библиотеки информационный центр для «детей улицы», пенсионеров и инвалидов, рассказали, как работать на компьютере и научили пользоваться офисной техникой.

Компания РУСАЛ стала одним из пионеров в поддержке экологии со стороны бизнеса. Разработанная ей программа «Зеленый дозор» охватывает просветительскую деятельность и вовлечение населения в решение проблем малой экологии, организацию форумов, акций, фестивалей, выставок (в том числе и фото) по экологической тематике, экологические экспедиции и поисковые работы природоохранной направленности знаний и опыта работы по охране окружающей среды, организацию общественно-полезной добровольческой деятельности с детьми и подростками в сфере экологии и защиты окружающей среды.

Подробнее http://www.rusal.ru/social_investment.aspx

УРАЛСИБ

Корпоративное волонтерство является одним из стратегических направлений Корпоративного благотворительного фонда Финансовой Корпорации «УРАЛСИБ», основное направление деятельности которого — помощь детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. В 2007-2008 гг. в рамках ключевой благотворительной программы «УРАЛСИБ — за здоровое поколение» совместно с Детским фондом «Виктория» было реализовано более 500 проектов на всей территории России. Проект «УРАЛСИБ дает надежду: образование, работа, жилье» направлен на комплексную долговременную помощь детям-сиротам в получении профессионального образования, дальнейшем трудоустройстве и получении жилья. Этот проект уникален, аналогов в России не имеет. Проект «УРАЛСИБ — за равные возможности» направлен на создание возможностей и дополнительных стимулов у детей-инвалидов к получению высшего образования и престижных профессий. Проект реализуется совместно с Челябинским Государственным Университетом и Российским Государственным Гуманитарным Университетом. Оба проекта предполагают финансирование дополнительных образовательных услуг для детей-сирот и детей-инвалидов, систему именных стипендий, закупку специализированного оборудования для обучения детей-инвалидов. Новаторство проектов — в волонтерской деятельности сотрудников, посещающих детские учреждения с общеобразовательными и познавательными лекциями и экскурсии детей в филиалы Банка УРАЛСИБ. Более 2000 сотрудников УРАЛСИБа ежегодно участвуют в благотворительных декадах: к Новому году, Дню защиты детей, Дню знаний. Сотрудники не только сами подключаются к волонтерским программам, но и привлекают членов своих семей, оказывают посильную помощь конкретным детям и семьям, приобретают на свои личные средства подарки для нуждающихся детей. На сегодняшний день большинство проектов инициировано именно волонтерами-сотрудниками корпорации.

Подробнее http://www.uralsib.ru/about/kbf/about.wbp

АБС Холдингс

Все программы вовлеченности холдинга в общественные дела администрирует собственный фонд «АБС Славянский», деятельность которого распространяется на все регионы присутствия. Через «АБС Славянский» Фонд АБС Холдингс участвует в программе ЮНЕСКО по поддержке слепых детей «Каждому слепому ребенку книжки в подарок», оказывает помощь в восстановлении храмов и монастырей в России и Сербии, поддерживает детские больницы, приюты и многодетные семьи в Чувашии (Россия). Помощь детским учреждениям носит постоянный и адресный характер. Сотрудники АБС Холдингс частые гости в детских домах, интернатах и школах, участвуют в сборах денежных средств и подарков для детей из подшефных детских домов и школ. Поскольку сегодня бюджеты сокращаются, Фонд старается разрабатывать акции, которые не требуют финансовых затрат, а больше вовлекают работников в социальную адаптацию детей из детских домов. Например, проект «Мир на ладошке», в рамках которого сотрудники компании приходят к детям подшефных детских домов и просто рассказывают о своих путешествиях во время отпусков или командировок, пользуется большой популярностью как среди детей, так и среди персонала.

Подробнее http://absholdings.biz/absnew/social/

 КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В КОМПАНИИ ЧИТАЕМ ТУТ >>>

Источник — http://www.hrm.ru/

(Visited 211 times, 1 visits today)