Чему региональные благотворители должны учиться у федеральных компаний. А какой федеральный опыт не стоит брать на вооружение
Мы очень мало знаем про благотворительные инициативы в регионах, хотя во многих областях и городах уже сформировались пулы филантропов. Для местных администраций они являются верным источником решения социальных проблем. Время от времени о них пишут местные СМИ, но и только.
Наиболее распространенный тип регионального филантропа – представитель среднего бизнеса, восстанавливающий храмы, сооружающий детские спортивные площадки и ремонтирующий школы, проводящий концерты и аукционы для многодетных семей и детей-сирот, спонсирующий ночлежки и бесплатные столовые. Благодаря его поддержке в регионах функционируют локальные благотворительные фонды – около 70 так называемых фондов местных сообществ.
Региональные компании в отличие от федеральных редко выделяют благотворительность в отдельный вид деятельности. Ею занимаются отделы рекламы и маркетинга, либо руководство компании время от времени помогает нуждающимся оборудованием, товарами и т. п., либо учредитель компании выделяет на благотворительность личные средства, это его личный проект. Не хватает системности, а средства чаще всего идут на латание дыр в муниципальных бюджетах, решение политических проблем губернатора или материальных трудностей местных силовиков.
Мало кто из региональных филантропов может посчитать расходы, а значит, комплексно оценить социальный эффект от них.
ХОТИТЕ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ВОЛОНТЕРСТВА И КСО В ВАШЕЙ КОМПАНИИ? КУРС ОТ ШКОЛЫ ВК
Федеральные же компании в последние годы переходят от эпизодической к системной благотворительности, принимают стратегию и закрепляют ее во внутренних документах. Проблема в том, что вместе с водой они иногда выплескивают и ребенка. Трансляция благотворительных стратегий из штаб-квартиры в филиалы на местах не всегда учитывает особенности конкретного региона. Порой компании ради единого подхода закрывают программы, которые могли быть интересными и очень нужными в той или иной области или городе. Или наоборот: одобренные наверху проекты могут быть актуальны для большинства филиалов, но не учитывают специфику отдельных городов или областей. Например, федеральное руководство компании утверждает стратегию корпоративного благотворительного фонда. Допустим, он будет поддерживать молодые инновационные компании, музеи и ветеранов. Компания спускает стратегию в регион, а там и стартапов сроду не было, и ветеранов немного – актуальна лишь поддержка культуры. Зато остро нуждается в поддержке спорт или экология.
Региональным бизнесменам стоит поучиться у крупных компаний, как с помощью благотворительности укреплять имидж социально ответственной компании, развивать внутренние коммуникации и корпоративную культуру. Следует широко брать на вооружение популярную практику корпоративного волонтерства, которое сплачивает сотрудников и часто рассматривается ими как альтернативная, интересная форма досуга.
Заявить общественности о себе поможет участие в различных благотворительных премиях и конкурсах. Например, «Лидеры корпоративной благотворительности» выходят в 2018 г. в регионы – сначала в Сибирь, на Урал и в Северо-Западный федеральный округ.
Но конкурсов недостаточно – нужно постоянно обсуждать, например, в местных СМИ темы благотворительности, рассказывать о лучшей практике, углублять диалог с региональной и местной властью. Это тот редкий случай, когда общение важно ради самого общения и ради создания правильных процедур.
Словом, регионалам пора выходить из неизвестности и подключаться к современным трендам в благотворительности, которые уже использует крупный бизнес на федеральном уровне.
Дмитрий Поликанов, председатель совета Форума доноров
Источник — газета «Ведомости»