В интервью проекту «Ответственное лидерство»  Владимир Шаров, глава представительства Intel в Украине, Беларуси и Молдове, высказал свое мнение о том, что такое ответственное лидерство, можно ли научиться ответственности и должен ли ответственный лидер заниматься частной благотворительностью.

Владимир, вы считаете себя ответственным лидером?

Считаю. Потому что работаю в такой компании, как Intel. У нас есть специальная система, которая принята на уровне философии корпорации — она стимулирует развитие и реализацию именно тех качеств человека, которые позволяют ему быть ответственным. Позволяют смотреть на корпорацию не только как на возможность получения личного дохода, но и как на возможность развиваться персонально. И в то же время философия корпорации стимулирует человека не только развиваться самому, но и развивать то сообщество, в котором он находится.

В первую очередь мы фокусируемся на том, чем можем поделиться. А это наработки, которые могут помочь обществу поддержать какие-либо интересные инновационные идеи — те, что, действительно, помогут всем нам развиваться дальше. Прежде всего фокусируемся на образовании, и не столько на повышении квалификации учеников и учителей, сколько на понимании принципов, как новые технологии можно использовать для более эффективной деятельности. По нашим образовательным программам в мире обучено более 10 млн. учителей, в Украине — более 200 тысяч учителей и студентов педагогических вузов.

Как вы понимаете ответственное лидерство?

Конечно, цель любого предприятия — получать прибыль. Это один из основных показателей, по которому компанию оценивают и фондовые рынки, и совладельцы этого бизнеса.

Ответственное лидерство заставляет думать, что можно сделать по-другому. По-другому с точки зрения эффективности процессов, которые происходят внутри корпорации. По-другому фокусироваться на том, как развивать персонал, чтобы каждый был более эффективен на своем месте, независимо от того, работает ли человек за станком, в финансовом отделе или занимается продажами.

Ответственное лидерство заставляет стимулировать подход к инновационности. Поэтому для нас ответственное лидерство — внутренний стимул эволюционировать. Точнее — революционизировать. Потому что любая инновация — это не столько количественный, сколько качественный скачок, позволяющий что-то делать на так, как вчера. Движение в этом направлении заставляет думать по-другому.

Лидерство и ответственность — это взаимосвязанные понятия? И обязательно ли они должны рассматриваться в долгосрочной перспективе?

Мне кажется, что нельзя говорить о краткосрочности или долгосрочности в контексте лидерства и ответственности. Все зависит от того, в какой сфере ответственности вы хотите быть лидером. И в зависимости от цели выстраивается структура: что можно сделать краткосрочно, что — среднесрочно, а что — долгосрочно.

Если говорить о среднесрочной и долгосрочной перспективах, то тут важно, что у нашей корпорации есть, с одной стороны, опыт создания и развития информационных технологий, С другой стороны, Intel — это производственная компания, имеющая 18 заводов в мире.

Для того чтобы сделать процессор размером не больше ногтя мизинца, используются кислоты, агрессивные металлы и очень много воды. Это опасное производство. И здесь возникает момент среднесрочной перспективы: что может сделать ответственный бизнес, чтобы уменьшить негативные последствия своей производственной деятельности.

Мы нашли инновационный способ исключения из производства свинца. Как минимум в два раза снизили использование воды — ввели процесс ее рециркуляции, чтобы можно было воду повторно использовать. Мы инвестировали в этот процесс существенные средства, причем инвестировали в те проекты, которые были разработаны нашими сотрудниками. Для этого объявили конкурс, чтобы каждый сотрудник мог предложить свое решение.

А если говорить о долгосрочной перспективе?

В долгосрочной перспективе — это развитие образовательных программ. Это то, что даст эффект человеку и обществу и сегодня, и завтра, и послезавтра. Мы стараемся помочь тем, кто сейчас учится, определяется с профессией, кто завтра будет обеспечивать благосостояние государства и общества.

У нас есть международный опыт проведения долгосрочных программ корпоративной социальной ответственности, направленных на развитие образования и подготовку нового поколения молодых людей к информационному обществу и экономике знаний. И это стратегическое долгосрочное ответственное лидерство.

Сколько должна компания тратить на проекты развития громады?

Мне кажется, вряд ли кто-то вам ответит на этот вопрос. Не все можно измерять деньгами. В нашем офисе работает 30 человек. Если мы высадили 25 деревьев и поделились своими знаниями с 7 тыс. учеников и студентов, сколько это денег? В принципе, можно пересчитать, так как это наше время.

Но все-таки деньги в большей степени прерогатива той части благотворительности, которая связана с финансированием чего-либо. Для нас благотворительность — это более широкое понятие.

Я имею в виду, что для кого-то благотворительность — просто подарить детскому дому игрушки, для кого-то — пожертвовать деньги школе или интернату. А кто-то понимает, что по-настоящему поможет не рыба, которую мы даем, чтобы накормить кого-то, а удочка, и готов предоставлять такие «удочки».

Ежегодно Intel системно и последовательно вкладывает 100 млн. долларов в развитие образования в мире. Наши программы корпоративной социальной ответственности направлены на трансформацию образования, на формирование навыков и компетентностей молодых людей, формируют у них навыки 21 века, которые и станут той «удочкой», которая поможет им в будущем быть успешными в экономике знаний.

Как думаете, личная благотворительность важна для ответственного лидера?

Если он хочет быть лидером — да. Но здесь важно понимать, что благотворительность как понятие зачастую вопринимают только как пожертвования и меценатство, хотя оно гораздо шире. Если человек исповедует принципы социальной ответственности, то, наверное, да. Нужно начинать с себя, и как можно с более раннего возраста. Ко мне осознание социальной ответственности пришло лет 10 назад. А до этого — молодой, «зеленый», вижу цель — не вижу препятствий.

Но рано или поздно начинаешь понимать, что не все можно получить пробивным характером или тем или иным проектом, который может оказаться идеальным с точки зрения экономики корпорации. Мотивация — это осознание, что ты лично полезен обществу и можешь его изменить, а только потом — деньги, которые ты получаешь.

Участвуете лично в каких-либо благотворительных проектах?

У Intel есть проекты корпоративного волонтерства. Мы стимулируем вовлечение сотрудников в волонтерскую деятельность. Этот проект начался в 2008 году, когда Intel праздновал свое 40-летие, была идея подарить миру 1 млн. волонтерских часов. И мы это сделали. С тех пор мы ежегодно дарим миру 1 млн. волонтерских часов, своей личной благотворительности.

И я, как лидер команды, не стою в стороне. Небольшой пример: я живу не в Киеве и с удовольствием посещаю четыре школы в городке, где живу. Детям — выпускникам 10-11 классов, рассказываю, каким образом информационные технологии могут повлиять на их жизнь. Может быть, кому-то из них это поможет в выборе будущей профессии.

Это лидерство или ответственность?

Наверное, это социальная ответственность моя лично как человека. Это не требует денег, но требует желания заниматься этим, делиться своим опытом, умением. Это идет от души. Мне это несложно, я, наоборот, считаю это за честь.

А сложно быть справедливым руководителем?

Быть справедливым очень сложно, потому что нужно четко понимать свою команду, быть мудрым, не перегнуть палку в работе с людьми. Я считаю, что каждый человек имеет право на ошибку, поэтому ему нужно дать шанс, ему нужно помочь. В этом и состоит искусство эффективного и ответственного менеджера.

Мы всегда даем человеку шанс. Несмотря на все кризисные проявления, мы смогли полностью удержать весь состав нашего офиса, мы не уволили ни одного сотрудника, и 2009 год прошли достаточно ровно. В 2010-2011 годах мы увидели эффект от тех усилий, которые предприняли в 2009-м.

В начале кризиса было много нападок на бизнес-школы. Говорили, что они научили менеджеров зарабатывать деньги, но не научили их быть ответственными. В итоге — лидеров много, а ответственных мало. Можно научить ответственности?

Для меня бизнес-школа это место, которое помогает человеку структурировать практические знания, выстроив некую «правильную» матрицу и заполнить пробелы в этой матрице. Да, в первую очередь это легко применимо с точки зрения зарабатывания денег, но с другой стороны, это осознание происходящих вокруг человека процессов. И тут только человек может решить о той ответственности, которую он готов взять на себя.

Хотя считаю, что в системе подготовки менеджеров ответственность очень важна, но зачастую для этого полезнее показать пример будущему менеджеру, будущему лидеру, чем дать определенный объем теории.

Как думаете, почему бизнес-школы, в том числе и те, которые существуют в Украине, не хотят вводить курс социальной корпоративной ответственности?

Я могу сделать только личное предположение — очень мало реальных примеров в бизнес-среде. В бизнес-школу человек идет за определенными знаниями. А социальная ответственность — это не знание, это философия и потребность человека.

Этому научить, посадив кого-то за парту, на мой взгляд, нельзя. Это нужно прививать либо со школьной скамьи, либо развивать внутри компании, в которой работает человек.

Ваши рекомендации тем, кто хочет стать ответственным лидером?

Прежде всего, как мне кажется, это должно идти от души. Старайтесь думать по-другому, это помогает внутренней самоорганизации, саморазвитию. Постарайтесь что-нибудь сделать по-другому. Не бойтесь экспериментировать. Эксперимент всегда помогает вам развиваться. А ошибка — это тоже опыт, как сделать по-другому. Помните, что лидер — не тот, кто идет впереди, а тот, кто ведет за собой, поэтому важно, чтобы чувством социальной ответственности прониклась вся ваша команда.

СПРАВКА

Владимир Шаров, 39 лет — глава представительства Intel в Украине, Беларуси и Молдове с августа 2005 года.Начинал работу в Intel в мае 2002 года директором по развитию корпоративных проектов в Украине, курируя деятельность в банковской сфере и государственном секторе. Отвечал за взаимоотношения с государственными и регулирующими структурами в области ІТ, а также за проекты в сфере беспроводных технологий и их развитие в Украине.Имеет 18-летний опыт успешной работы в ІТ-бизнесе на украинском рынке. До прихода в корпорацию Intel он был вице-президентом и членом наблюдательного совета компании «Софтлайн». В 1993-1997 годы работал в компании «КомпьютерЛенд Киев», пройдя путь от торгового представителя до исполнительного директора компании. В 1995 году с отличием закончил Киевский политехнический институт. В 2001 году получил степень магистра в области управления бизнесом (MBA), пройдя обучение в Международном институте менеджмента (Киев). Затем стажировался в Левенской бизнес-школе (Бельгия).


Награды Intel в сфере КСО

«Благотворитель года — 2009».
Золотые медали в 2011 г. и 2012 г. на выставках «Современное образование в Украине», «Современные учебные заведения» и др.
Серебренные.медали в 2006 г. и 2008 г.
Медаль им.Сухомлиского.
Диплом «Лидер современного образования».
Диплом «За продвижение практики партнерства» на национальном конкурсе бизнес-кейсов по КСО.
Медаль им. Петра Могилы за содействие развитию науки в Украине.
Диплом «За весомый вклад развития интеллектуального потенциала Украины».
Почетное звание «Лидер в создании современных средств обучения» АПН, МОН Украины 2010 г.

Источник http://delo.ua

(Visited 120 times, 1 visits today)