Интервью проекта «Ответственное лидерство» с  Марком Ле Грасье, генеральным директором «Рено Украина», который высказал свое мнение о том, связаны ли понятия лидерство и ответственность, почему сложно быть справедливым и сколько должна компания тратить на социальные проекты.

 Марк, считаете ли вы себя ответственным лидером?

Во всяком случае, я хочу им быть. Во-первых, потому, что я работаю в компании, которая уделяет много внимания социальной ответственности. И, во-вторых, по личным убеждениям: я считаю, что быть ответственным лидером значит работать более эффективно.

Что для вас ответственное лидерство?

Во-первых, ответственный лидер должен понимать свою главную задачу — приносить прибыль компании. Потому что, если бизнес компании не приносит прибыли, работа руководителя на этом заканчивается.

Во-вторых, ответственный лидер для меня отличается от того лидера, которого нельзя назвать ответственным тем, что ответственный лидер никогда не работает на короткую перспективу. Нужно немного «приподниматься» и работать в средней и долгосрочной перспективе. Ответственный лидер должен уметь находить баланс между актуальными вопросами, которые требуют действий в конкретную минуту, и проектами в долгосрочной перспективе.

Лидерство и ответственность — это взаимосвязанные понятия?

Главное — это ответственность по отношению к сотрудникам. Это в частности образование сотрудников, которое должна им давать компания.

В «Рено Украина» в период кризиса, когда продажи автомобилей уменьшились в 4 раза, мы приняли решение не увольнять ни одного сотрудника. Безусловно, это стало возможным благодаря поддержке со стороны центрального офиса. И именно в кризисный год мы решили сохранить все рабочие места и усилить нашу команду за счет ее обучения и повышения квалификации. Таким образом, это позволило нам выйти из кризиса более сильными, нежели до него.

Сама компания как юридическое лицо, которое существует в обществе, должна быть ответственной. Если говорить о компании «Рено», то можно привести в качестве примера продвижение темы дорожной безопасности. Мы продаем автомобили, и может так произойти, что из-за автомобиля человек может погибнуть. Компания «Рено в Украине» в 2009 году, несмотря на кризис, договорилась о сотрудничестве с ГАИ с целью образования детей по вопросам дорожной безопасности. И когда мы заявили в ГАИ о нашем желании сотрудничать, меня удивило, что мы оказались первой автомобильной маркой, которая обратилась к Госавтоинспекции с таким предложением. Хотя на автомобильном рынке по результатам продаж мы не на первом месте. За три года, несмотря на улучшение ситуации на рынке, мы остались единственными партнерами ГАИ по теме дорожной безопасности.

Ваш рассказ о программе «Безопасность на дорогах» напомнил об одной ситуации. На конкурс бизнес-кейсов Центра «Развитие КСО в Украине» одна из автокомпаний подала благотворительные проекты. Международные эксперты удивились. Мы не понимаем, говорили они, почему автомобильная компания занимается благотворительностью, но при этом не занимается безопасностью на дорогах.

Здорово, что вы это делаете. И все-таки, как, по-вашему, связаны ли лидерство и ответственность?

Считаю, на данный момент в большинстве компаний — нет, не связаны. Но все же хочу обратить внимание, что ответственность лидера позитивно сказывается на имидже компании. А также помогает сплотить команду, потому что сотрудникам доносятся ценности и идеология компании.

И хотел бы еще добавить: если компания ответственная, это не всегда означает, что она лидер. Но если ответственности вообще нет, то для компании это может быть смертельным.

Личная благотворительность важна для ответственного лидера?

Для меня главное в ответственном лидерстве, это быть справедливым. Иногда из-за этого приходится говорить людям неприятные вещи. Но порой это более справедливо, нежели быть неудовлетворенным работой сотрудника и молчать об этом, оставляя его в неведении.

Справедливость — это одно из основных качеств руководителя, помимо лидерства. Я уверен в том, что лидер не может преуспеть, если он не обладает таким качеством, как справедливость.

Марк, а сложно быть справедливым?

Да, это сложно. Для этого нужно быть смелым. Я это понял для себя, когда работал во Франции (до того, как приехать в Украину, я работал в Renault во Франции).

Когда ты высказываешь подчиненному свои замечания, указываешь ему на ошибки — это, безусловно, облегчение для обеих сторон, потому что проблема озвучена и теперь ее нужно решать. Конечно, в критических ситуациях нужно ставить вопрос ребром, т.е. прекращать работу с сотрудником, если на данной должности он не может себя реализовать. Это позволит ему перевернуть страницу, а компании — найти более эффективного сотрудника на это место.

Но еще хотел бы отметить, что сложно быть хорошим лидером, не обладая таким качеством, как доброжелательность. Руководителю нужно заниматься другим делом, если он не хочет воспринимать профессиональный рост своих сотрудников, помогать их развитию. Даже если это приводит к тому, что сотрудники покидают предприятие, чтобы развиваться в других сферах.

Но это совсем частные случаи. Я лично предпочитаю видеть развитие своих сотрудников. К примеру, полтора года назад мы отправили нашу коллегу из отдела маркетинга «Рено Украина» на работу в Центральный офис Renault в Париже. И я очень горжусь этим.

В начале кризиса было много нападок на бизнес-школы. Говорили: вот, вы научили менеджеров зарабатывать деньги, но не научили их быть ответственными. Лидеров много, а ответственных мало. Можно ли научить лидеров ответственности?

Я считаю, что в бизнес-школах людям, которые готовятся стать лидерам крупных компаний, необходимо прививать чувство ответственности. В то же время, когда бывший студент приходит в компанию, он будет копировать то, что видит там.

Если человек работает в ответственной компании, развивается в ней, он постепенно становится ответственным лидером. Это напоминает воспитание детей, которые берут пример со своих родителей.

Очень важно определить правила игры. Если в бизнес-школах студента будут учить социальной безопасности, а, придя работать в компанию, он увидит, что этот вопрос никого не волнует, то это абсолютно ни к чему не приведет и никому не нужно.

В этом контексте вспоминается пресловутый пример: банки и финансовый кризис.

Если в определенный период законы или государство и власть могут навязать определенные правила игры… Тут стоит задуматься, а надо ли быть социально ответственным. Есть необходимость иметь арбитров и выработать правила игры, которые были бы абсолютно прозрачны и понятны.

И другой пример из автомобильной области. Если говорить о конкуренции между автомобилями, произведенными в Европе и Китае: условия труда рабочего в Европе и рабочего в Китае абсолютно разные. Так нужно ли тогда соглашаться с тем, что китайские автомобили на равных конкурируют с европейскими? Вот это справедливый и настоящий вопрос.

В какой-то момент возникает вопрос о правилах игры и другие нюансы, которые касаются того, может ли социальная ответственность влиять на дополнительную прибыль предприятия. Это дорого стоит.

Когда ты являешься производителем и применяешь элементы социальной ответственности — я говорю о сотрудниках, об оплате их труда, вопросах экологии (чтобы заводы как можно меньше влияли на окружающую среду), — то это стоит колоссальных денег. Поэтому необходимо, чтобы в какой-то момент о себе заявили структуры, которые регулировали бы ситуацию. Чтобы предприятия, имеющие чрезвычайные затраты на качество продукции, экологическую чистоту, не оказались наказанными.

Если уж речь зашла о деньгах, сколько должна компания тратить на проекты развития общины? Когда мы говорим о социальных программах, например, о безопасности на дорогах, это больше, чем деньги?

Не существует формулы «сколько завод тратит»: производство, поделенное на какой-то коэффициент и так далее. «Рено» инвестирует 100 млрд. евро, чтобы развивать электрические автомобили — это такое, если хотите, технологическое пари, которые мы приняли в качестве социальной ответственности. Потому что в будущем эти автомобили помогут сберечь планету. Это действительно отважный вызов, который приняли наши руководители. Ведь если на автомобиль приходится 15% газовых выбросов, то их уменьшение ведет к позитивным изменениям на нашей планете.

«Рено» делает много в плане экологии. Вы можете сравнить покупателей в Европе с покупателями в Украине?

Украинский покупатель любит высокие технологии. И спрашивает, когда же электромобиль появится в Украине. И я буду счастлив, если именно «Рено» выведет этот автомобиль в приоритет, когда мы говорим об экологии. Но электромобиль не является панацеей от всех проблем. Даже если он будет развиваться в западных странах, это будет только 15-20% авторынка.

По-моему, в Украине приоритетной с точки зрения экологии должна быть замена всех старых автомобилей на современные, более экологичные. И таким образом выбросы углекислого газа уменьшатся на 20-30%. Автомобиль с оптимизированным бензиновым или дизельным двигателем — это уменьшение показателей вредных выбросов на 20-30% по сравнению с автомобилем 20-летней давности.

Тем, кто меняет машину на новую, может быть дана какая-то скидка. Эта мера (скидки при покупке) не забирает у государства много денег, потому что стоимость компенсируется налоговым перераспределением. Финансовые механизмы могут быть с точки зрения экологии чрезвычайно мощными и полезными.

Ваши рекомендации тем, кто хочет стать ответственным лидером?

Если мы хотим быть ответственными, то не стоит судить о мире, увидев его в щелку. Стоит подняться и посмотреть шире, не только на финансовые результаты фирмы, но и понять, что происходит в обществе. В мире полно примеров, которые показывают, что для всей планеты самое ужасное и разрушительное — это отсутствие ответственности в поведении.

Я не хотел бы представлять ответственного менеджера этаким белым ангелом. Я скорее хотел бы видеть его ответственность, проявленную через конкретные ежедневные к действия. И не только в отношении к работе, но и в отношении к жизни за пределами предприятия.

Насколько каждый из нас ответственный, настолько коллеги наши ответственны. Конкретные, каждодневные вещи — это важнее, чем высокие полеты. В любом случае, нужно что-то делать. Действие определяет наше отношение к этим вопросам.

 

СПРАВКА

Ле Грасье Марк (Андре Александер)

Родился в г. Ренн (Франция) 24 февраля 1963 года.

В 1986 году окончил факультет экономических наук и прикладной экономики управления университета города Ренн.

В группе Renault проработал более 20 лет.

С 2008 года является генеральным директором «Рено Украина».

Женат, воспитывает двоих сыновей.

 

Источник http://delo.ua

(Visited 24 times, 1 visits today)