В интерьвью проекту «Ответственное лидерство» Кестутис Слиузас рассказал о том, как ему удается продвигать идею раздельного сбора отходов и выстраивать «прозрачную» цепочку поставщиков.
Кестутис, что для вас значит быть не просто лидером, а ответственным лидером?
Когда речь идет о работе той или иной компании, главное — определенный бизнес-результат. И если говорить об ответственном лидерстве, то ключевую роль играет то, как мы к этому результату идем. Можно идти, допустим, путем, который даст в короткой перспективе хороший результат, но будет абсолютно несостоятельным. А нужно идти состоятельным путем, чтобы можно было повторять положительный опыт в разных обстоятельствах, в разное время, в разных сферах бизнеса. Я считаю, что ответственность — это умение видеть больше, чем цифры, написанные на бумаге.
Разве для акционеров не главное — цифры, свидетельствующие об успехе бизнеса: прибыльности, доходности, объемах продаж?
Естественно, есть финансовые цели, финансовые результаты, которых необходимо достигать. Но снова возникает вопрос: каким образом? И это, наверное, как спринт — можно собраться и хорошо пробежать стометровку, но вторые 100 метров в таком же темпе не получатся.
А мы бежим длинную дистанцию — это наша философия. А она такова: нам не удастся повторять хорошие результаты из года в год, из квартала в квартал, если мы не будем думать о людях, которые с нами работают, о том, какой уровень сервиса мы предлагаем нашим заказчикам, и о том, как мы взаимодействуем с обществом и властью.
Если об этом не заботиться, то результат может быть хорошим один-два раза, но со временем он сильно ухудшится. Люди не будут вкладывать в работу максимум усилий, соответственно, позитивной репутации компании в обществе не будет, а это, в свою очередь, со временем повлияет и на бизнес-результаты.
В чем Вы как лидер компании видите свою ответственность перед обществом? Кризис заставил компании задуматься о значимости социальных программ для бизнеса, жестко обозначить приоритеты в КСО, от чего-то отказаться. ДТЭК, например, объявил, что не будет заниматься благотворительностью, сосредоточившись на программах социального партнерства в городах присутствия. Надо сказать, что бюджет на КСО при этом они увеличили…
В нашем случае все намного проще. Одна из причин, по которой как мне, так и, наверное, многим другим сотрудникам приятно работать в Тетра Пак — это миссия компании. Она гласит «make food safe and available ewerywhere» — «делать продукты безопасными и доступными повсеместно».
В социальной сфере у нас есть несколько направлений. Одно из них — это программа «Школьное молоко» (она действует практически в каждой стране, где работает компания). Мы способствуем тому, чтобы дети как минимум начальных классов (первоклассники, второклассники) могли ежедневно выпивать необходимую им дневную норму молока.
Вместе с тем мы рассказываем школьникам о здоровом питании и о том, как нужно заботиться об окружающей среде. Объясняем, как можно экономить воду, электроэнергию, как совершать рациональные покупки.
Объясняем, почему нужно сортировать отходы. Рассказываем, что использованная упаковка из-под сока или молока может быть полностью переработана. Показываем, как происходит переработка и что можно изготовить из переработанного сырья.
Мы делимся своими ноу-хау
Какова сейчас ситуация с переработкой использованной упаковки?
Несмотря на то что законодательная база в Украине в этой сфере нуждается в улучшении, мы активно работаем со своими заказчиками и партнерами, чтобы собрать использованную упаковку. В Украине у нас есть партнер, который занимается сбором использованной потребительской упаковки и ее переработкой — корпорация «АСС», основные мощности которой находятся в Харькове.
Процент переработки использованной упаковки компании Тетра Пак в 2011 году составил около 15% от всего объема упаковки, поступившей на рынок Украины. При отсутствии инфраструктуры и законодательной базы это очень хороший показатель.
Законодательство в этом вопросе движется в сторону улучшения? Вы способствуете как-либо этому движению?
Здесь можно выделить два ключевых момента. Первый — мы вместе с заказчиками и другими компаниями, которые производят упаковку, способствуем продвижению определенных инициатив через разные ассоциации — ЕBА (Европейская бизнес-ассоциация), АСС (Американская торговая палата), УкрПек (Украинская упаковочно-экологическая коалиция) и т.д.
Второй — мы участвуем в разработке законодательных инициатив. У нас большой опыт в этой сфере: мы хорошо знаем, как эти вопросы регулируются в других странах, понимаем, какие механизмы работают эффективно, а какие — не очень. И мы делимся своими ноу-хау, чтобы самые лучшие мировые практики были учтены в нашем законодательстве.
Как далеко продвинулись в этом вопросе?
На данный момент уже никого не нужно убеждать в том, что необходимо внедрять систему раздельного сбора отходов. Все понимают, что это одна из ключевых вещей, которая позволяет увеличить процент их переработки. Сейчас мы обсуждаем, как это сделать: какая инфраструктура должна быть, как это должно регулироваться — на государственном уровне или местах. Местным властям нужны хорошие механизмы, которые позволят сделать так, чтобы у каждого подъезда стояли контейнеры для разного типа отходов.
И каковы ваши прогнозы — когда в вопросе вторичной переработки упаковки Украина будет похожа на европейские страны?
Сложно прогнозировать такие вещи. Это зависит от того, насколько эффективная законодательная база будет разработана и принята, и — насколько рационально будут использоваться финансы.
А когда законодательные документы будут приняты? Через год, два?
Есть законопроект, регулирующий вопросы обращения с отходами тары и упаковки, но он не финальный — его сейчас обсуждает вся индустрия. Поэтому точные сроки назвать пока не могу.
Наверняка, того количества использованной упаковки, которое собирают сегодня в Украине, очень мало…
Да, пока что этого слишком мало, чтобы по максимуму задействовать имеющиеся мощности по переработке упаковки. Мы, например, можем легко удвоить объемы перерабатываемой упаковки. Но необходима инфраструктура сбора, нужно работать с населением, убеждать людей сортировать отходы. А это уже вопросы изменения сознательности — чтобы люди понимали, что решение глобальных задач сохранения планеты начинается с себя. Вот тогда будут изменения. А если мы будем ждать, пока первым начнет сосед, ничего же не изменится.
Важно управлять своей цепочкой поставок
Кроме двух приоритетов — молока для детей и переработки использованной упаковки, что еще считаете важным?
Экологичность нашей упаковки. Древесина, из которой производится картон, поступает исключительно из лесных хозяйств, прошедших аудит и признанных допустимыми, либо имеющих сертификат FSC. (FSC — Лесной попечительский совет — независимая неправительственная, некоммерческая организация, призванная содействовать ответственному ведению лесного хозяйства в мировом масштабе.)
Мы можем выбирать и других поставщиков, но сознательно этого не делаем. Управляя своей цепочкой поставок, мы выбираем партнеров, которые также думают о долгосрочной перспективе, ответственно относятся к окружающей среде. Конечно, в нашем «зеленом офисе» есть и такие очень простые вещи, как напоминания над выключателями: «Уходя, не забудьте выключить».
Я считаю, что очень важно начинать с себя — и начинать с простого. И тогда в итоге мы получаем что-то конкретное.
Если начнешь ходить по тропинкам — к большой цели никогда не придешь
Чем компании выгодны социальные и экологические проекты — ведь они требуют и финансовых, и человеческих ресурсов?
Все зависит от того, о каких временных рамках идет речь. В этом году нашей компании исполнилось 60 лет, и мы планируем успешно развиваться еще не один десяток лет. Вот временные рамки, которые мы себе задаем.
Какая-то компания, которая краткосрочно относится к своей деятельности, к своему успеху, наверное, примет другие решения. Как я уже говорил, мы не на спринтерской дистанции, мы, скорее, — на марафонской. Поэтому считаем, что КСО должна быть неотъемлемой частью бизнеса. Иначе конечный потребитель или общество не смогут адекватно и в полной мере оценить то, что мы действительно делаем.
В Украине сложно вести бизнес с долгосрочной перспективой?
И да, и нет. Временные сложности, которые появляются чуть ли не каждый день, намного легче преодолевать, когда впереди есть четкая понятная цель. Когда этой цели нет, очень легко сбиться с большой дороги на тропинку. А если начинаешь ходить по тропинкам — к большой цели никогда не придешь или придешь намного позже и заплатишь более высокую цену. Поэтому я считаю, что выгоднее иметь долгосрочные цели. Это помогает в «турбулентных» ситуациях.
А каким образом вы лично участвуете в КСО-деятельности компании? Что контролируете сами, а что делегируете?
Я отвечаю за бизнес в целом, поэтому заниматься всем детально у меня нет возможности. Но при планировании я очень активно участвую в выборе приоритетов, в постановке целей и задач: куда мы идем, что делаем, где нам нужен стремительный прогресс, какие ресурсы и для каких целей компания выделяет. Что же касается ежедневной работы, то есть люди, которые имеют намного больше знаний и специальных компетенций в области устойчивого развития, и они эту работу выполняют. Для этого у нас и есть команда.
Но наверняка что-то вы не делегируете никому?
Лидерство нельзя никому делегировать — это ключевая вещь. Можно делегировать задачу, когда понятны цели, сроки, ресурсы. Но процесс убеждения — нет.
Потому все, что касается сотрудничества с ассоциациями или партнерства с другими компаниями и заказчиками, я считаю своей компетенцией: встречаемся, убеждаю, договариваемся.
Открытое общение — ключевая вещь в лидерстве
Какова политика в отношении персонала?
У нас хороший социальный пакет — начиная от спортзала и заканчивая очень хорошей столовой. Определенные социальные пакеты есть у всех сотрудников.
Можно было этого всего не делать, и — да, это было бы дешевле, но, как я уже говорил, мы не на спринтерской дистанции. Надо закладывать правильный фундамент. И из этих маленьких, но правильных вещей складывается большая картина.
Возьмем ту же переработку: я приношу из дома картонную упаковку Тетра Пак, многие наши сотрудники — тоже. У нас есть место, где ее взвешивают, бросают в контейнер. Есть соревнования — кто собрал за год больше. Нужно с себя начинать, и мы своих сотрудников в этом плане поощряем.
Вы доступны для рядовых сотрудников?
Абсолютно. Они всегда могут прийти, высказаться и пожаловаться или остановить меня в коридоре, на заводе — где угодно. Открытое общение я считаю одной из ключевых вещей в лидерстве.
У нас есть совет директоров, в который входят все главы отделов. Все ключевые вопросы мы решаем сообща. И мне не нравится, когда все со мной согласны — это подозрительно. Значит, кто-то что-то недосказал. Следовательно, при воплощении в жизнь какого-то решения могут возникнуть барьеры. Поэтому все решения нужно обсуждать. Лучше иметь несколько тяжелых разговоров до того, как вы начали что-то делать, а не после.
В Платинум Банке ввели «платинового уполномоченного», к которому сотрудник может обратиться с гарантией конфиденциальности с какой-то рабочей проблемой или за помощью. А в BDO считают, что если люди говорят о проблемах анонимно, значит, изначально в компании что-то не так. Ваше мнение?
У нас тоже есть ящик, в котором сотрудник может оставить любой вопрос. И я могу сказать, что при наличии открытого общения не очень-то много вопросов туда попадает.
Можно ли научить ответственности? И где — в бизнес-школах? Но после кризиса стал расхожим как раз такой афоризм насчет выпускников бизнес-школ: «Лидеров много, ответственных мало».
Учить ответственности обязательно нужно — в стандартной образовательной системе. Иначе мы будем иметь специалистов исключительно узкого профиля, которые смогут складывать цифры, но не смогут, смотря в окно, понимать, что там, за окном, происходит. Из таких людей лидеров не получится.
Но, возможно, из-за того, что тема социальной ответственности относительно новая в украинском бизнесе, немного людей знают какие-то конкретные факты, успешные примеры, осознают долгосрочную выгоду КСО-проектов и понимают, как следует действовать. А любой разговор, который не затрагивает конкретики, оставляет привкус: о чем-то поговорили, но кроме лозунгов — ничего нет. Всегда должна быть возможность измерять и сравнивать. В сравнении все и познается.
СПРАВКА
Кестутис Слиузас (5 июля 1972 г.)
Получил степень магистра в Вильнюсском университете (иностранные языки).
Присоединился к команде компании в 1996 году в Вильнюсе, занимался продажами и маркетингом.
В 2004-2010 гг. работал в Москве. Занимал руководящие должности в отделе продаж и маркетинга в Тетра Пак Восточная Европа и Центральная Азия.
С 2011 года Кестутис Слиузас является генеральным директором «Тетра Пак Украина», кластерным лидером по продажам и маркетингу в Восточной Европе и Центральной Азии.
Источник http://delo.ua