От вас уходит ценный работник? Не расстраивайтесь. Может быть это к лучшему? Исследователи, изучающие knowledge management пришли к неожиданным результатам. Потеря сотрудника еще не означает потерю знаний, а в области высоких технологий — даже наоборот. Проведя исследование в компаниях хайтека, они пришли к результатам, которые меняют наши представления о knowledge management.

Уход сотрудника всегда считался потерей – в том числе потерей знаний, опыта и связей. Но, оказывается, это не всегда так – по крайней мере, в сфере высоких технологий. «Фирмы могут накапливать еще больше знаний, когда сотрудник уходит, что противоречит общепринятому мнению о том, что фирмы борются за знания, переманивая сотрудников», — говорит профессор Wharton School Лори Розенкопф. Совместно с Рафаэлем Корредойрой, слушателем докторантуры Wharton, она провела исследование и пришла к результатам, которые меняют наше представление о knowledge management.

Розенкопф и Корредойра исследовали феномен «исходящей мобильности» в фирмах-производителях полупроводников. Проанализировав индексы цитирования патентов, они показали, что компании могут извлечь выгоду из оттока сотрудников. Объясняется это существованием больших социальных сетей, превосходящих по своим размерам отдельные фирмы, которые позволяют работникам, оставшимся в компании, получать доступ к знаниям, производимым ушедшим сотрудником на новом рабочем месте. Речь идет не о корпоративном шпионаже, а об обмене знаниями между профессионалами, работающими в одной области.

Исследование феномена «входящей мобильности» позволило зафиксировать оборот знаний, «приходящих» в компанию вместе с новым сотрудником.

Когда работники рассматриваются как «человеческий капитал», уход сотрудника означает потерю таланта и «интеллектуальных мощностей», восполнить которую может лишь приход нового сотрудника. Картина становится совсем другой, если рассматривать работников как «социальный капитал». Сотрудники – не хранилище знаний и навыков, но часть социальной сети, охватывающей многие компании. Сети могут включать как формальные объединения – например, стратегические альянсы, — так и неформальные – профессиональные конференции, блоги, общение по e-mail, общение в нерабочей обстановке. Такой подход позволяет фирме рассчитывать на то, что с уходом сотрудника она получит доступ к знаниям конкурента-работодателя.

Такое явление, как социальные сети – не новость, но в последнее время оно привлекает все больше внимания. Считается, что любой житель нашей планеты знаком с любым другим жителем планеты через цепочку из шести или менее человек. Захватывающая теория, хотя и непроверенная.

В бизнесе социальные сети долгое время определяли составы советов директоров. Как правило, члены высшего руководства компаний не знакомы с тонкостями производства или организации – зато у них есть «связи». Иными словами, знакомства имеют значения. На более низком уровне «внутриофисные» сети играют роль проводника информации, циркулирующей по компании, о чем свидетельствуют оргаграммы (графическое изображение организационных связей между структурными подразделениями компании). Имеет значение и кто с кем общается, и к кому сотрудники предпочитают обращаться за советом.

Значимость социальных сетей очевидна в науке и медицине. Исследователи регулярно докладывают о результатах своих научных изысканий и клинических экспериментов на научных конференциях и в специализированных изданиях. Открытый обмен знаниями – важная часть научного процесса.

Мир высоких технологий устроен несколько иначе. Результаты исследований, уже проводившихся в этой области, показали, что обмен информацией в сфере hi-tech отличается от обмена информацией в сфере науки. Многие исследователи были убеждены, что обмена информацией среди информационных и высокотехнологичных компаний вообще нет в силу жесткой конкуренции. Однако Лори Розенкопф показала, что именно неформальные сети – такие, как профессиональные организации инженеров, — приводят к формированию стратегических альянсов.

Она рассмотрела 154 фирмы-производителя полупроводников в 23 регионах США и 11 фирм в Японии и Индии. Производители полупроводников интересны, считает Розенкопф, потому что «это индустрия, в которой огромное значение имеет именно интеллектуальный потенциал». Широкое использо
вание патентов позволяет оценить масштабы «перетекания» знаний за счет перемещений работников. «Ссылки на патенты позволяют отслеживать ситуации, когда одна фирма черпает знания из актива другой», — говорят исследователи. Они также старались проследить и географию перемещений сотрудников.

Результаты исследования показали, что уход сотрудника не означает потерю знаний. Фирмы, «потерявшие» сотрудника, на 8% чаще использовали разработки фирм, переманивших у них работников, чем других фирм, работающих в той же области. Обратный поток знаний может иметь место, когда сотрудник уезжает в другой регион. В этих случаях фирма, являвшаяся его прежним местом работы, на 22% чаще цитирует патенты фирмы, взявшей сотрудника на работу. Эффект «исходящей мобильности» проявлял себя даже в тех случаях, когда исследователи исключали влияние других факторов – таких, как приглашение новых сотрудников, стратегические альянсы или просто похожесть фирм. Вывод исследователей – эффект «исходящей мобильности» сильнее, когда сотрудники уезжают в другие регионы.

Исследователи полагают, что в границах одного региона – особенно такого, как, например, Силиконовая Долина, — уже существуют механизмы для обмена знаниями. Поэтому эффект от смены сотрудником места работы не будет значительным.

Исследователи указывают на несколько причин, обуславливающих обратный поток знаний после ухода сотрудника. Во-первых, между прежним и новым местом работы сотрудника могут быть налажены неформальные каналы коммуникации – иными словами, он продолжает общаться со своими бывшими коллегами и друзьями. Во-вторых, уход сотрудника может подвигнуть фирму к более близкому знакомству со всем, что происходит в данной области.

Когда сотрудник покидает фирму, бывшие коллеги получают больше сведений о его или ее новом месте работы. «Компания, принявшая нового сотрудника, подвергается более внимательному мониторингу на предмет инновационных возможностей», — пишут Розенкопф и Корредойра.

Исследователи попытались подсчитать и сравнить выгоду от «исходящей мобильности» по сравнению с «входящей мобильностью». «В результате мы получили занятную головоломку — эффект «исходящей мобильности» более устойчив, и хотя различий между ними нет, в целом он немного выше, чем эффект «входящей мобильности»».

Исследователи рассматривали эффект «исходящей мобильности» исключительно в рамках цитирования патентов, и исключительно в сфере высоких технологий. В других областях, таких, как юриспруденция или консалтинг, вместе с ценным сотрудником могут уйти и ценные клиенты. Авторы исследования отмечают, что их работа ни в коем случае не должна рассматриваться как призыв к увольнению сотрудников. Ее цель – показать, что в некоторых случаях уход работника может принести выгоду. «Компании должны воспринимать уход сотрудников дружелюбно, насколько это возможно, взращивая социальные связи», — пишет Лори Розенкопф.

17.10.2006. E-xecutive

Реферат статьи The Social Network Benefit: Losing an Employee Doesn’t Have to Mean Losing Knowledge, опубликованной на сайте Knowledge@Wharton, Wharton School

(Visited 210 times, 1 visits today)