Что нужно сделать, чтобы гениальные изобретения служили людям, а не хранились в лабораториях, какая среда необходима для прорывных инноваций и что должно измениться в корпоративной культуре российского бизнеса

Необходима ли поддержка инноваций государством или бизнес и научное сообщество справятся самостоятельно? Можно ли инноваторам надеяться на помощь чиновников или лучше рассмотреть другие возможности: акселераторы, бизнес-ангелов или венчурные фонды?

Активная позиция государства в инновационном процессе может значительно ускорить темп развития отдельных отраслей. Агентство McKinsey выделяет пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.

Государство как заказчик инноваций

Первый фактор успеха инноваций — это наличие спроса на новые технологии и продукты. Государственный заказ — значительный стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний, а также для последующего распространения новых технологий в разных отраслях. Хороший пример — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.

Инновационная инфраструктура включает в себя систему образования, инновационные кластеры и особые экономические зоны, агентства и институты развития инноваций, защиту интеллектуальной собственности и правовую систему, систему стандартов, сертификации и аккредитации, а также институциональную среду, в том числе благоприятные условия ведения бизнеса и фискальную политику. Из пяти типов институтов развития инноваций в России успешно функционируют четыре:

  • финансирование фундаментальных или прикладных исследований — Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
  • технопарки, инкубаторы и прочие институты по предоставлению услуг инновационным компаниям — «Сколково», технопарк «Мосгормаш» и прочие;
  • прямое финансирование инновационных компаний — например, Фонд содействия инновациям, VEB Ventures;
  • финансирование отдельных приоритетных направлений — например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

В меньшей степени в нашей стране развиты институты, развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.

Государство и создание новых компетенций

По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Важнейшей задачей в ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков. Бизнес может организовать обучение сотрудников без отрыва от работы. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.

С помощью регуляторной политики государство стимулирует развитие НИОКР, создает государственные и частные центры компетенций, поддерживает их функционирование, а также занимается трансфертом зарубежных технологий. Также государство выборочно привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок.

Государство и культура инноваций

Важную роль государство играет в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно активно занимается популяризацией инновационного предпринимательства.

Венчурные фонды, бизнес-ангелы, акселераторы

На растущем венчурном рынке у стартапов увеличивается количество вариантов, куда они могут пойти за знаниями, поддержкой и капиталом: в акселераторы, к бизнес-ангелам или в венчурные фонды. Другими словами — выбирать менторов, условия привлечения и объемы инвестиций стало значительно проще.

Бизнес-ангелы

Бизнес-ангелы — это частные венчурные инвесторы, обеспечивающие финансовую, экспертную и менторскую поддержку стартапа на самых ранних этапах его развития, и способные привлечь первых клиентов и сотрудников.

Венчурные фонды

Венчурные фонды также ориентированы на работу со стартапами, но обычно имеют регламентированные критерии оценки и принятия решений по проектам. Они предпочитают вложения в зрелые проекты, где сумма инвестиций колеблется в промежутке $1-5 млн. Венчурные фонды чаще всего инвестируют в ценные бумаги или доли предприятий с относительно высокой степенью риска. Они ожидают значительную прибыль просто потому, что 70-80% проектов не приносят отдачи, а прибыль от 20-30% оставшихся должна окупить все убытки. Ясное понимание стадии стартапа позволяет сделать корректный выбор инвестора:

Pre-seed — стадия, когда потенциальную емкость рынка для стартапа рассчитать достаточно сложно, но у команды уже есть MVP и гипотеза относительно клиентского сегмента.

Seed — стадия, когда есть не только команда и продукт, но и ясные каналы продаж и получения прибыли.

Акселераторы

Венчурные фонды по всему миру, крупные корпорации, технопарки и университеты запускают бизнес-акселераторы. Это программы поддержки и развития стартапов, как правило — краткосрочные. Формализованный подход венчурных фондов к экспертизе и оценке заявок усложняет возможности инвестирования для недостаточно развитых стартапов. А вот акселератор ускоряет выпуск продукта на рынок. За несколько месяцев участия в бизнес-акселераторе стартап может получить первых клиентов и увеличить продажи. Команда получает менторскую поддержку и экспертизу, позволяющие проверить продуктовые гипотезы на реальных клиентах. Участвовать в акселераторе могут стартапы на самой ранней стадии.

Акселератор может получать долю в стартапе (как правило, это 4-10%) или оплату за участие в программе, реже это происходит на безвозмездной основе.

Почва для инноваций

Помимо заинтересованности государства и бизнеса для внедрения инноваций нужна подготовленная почва. Это значит, что придумать и принять новые идеи способно только инновационное общество. Директор по продуктам Google Андрей Дороничев на примере Кремниевой долины объясняет, какие условия нужны, чтобы это общество появилось.

Два типа людей

Первое условие появления Кремниевой долины — это наличие двух типов людей: богатые и нерды (от англ. nerd — ботаник, умник), то есть технари. Богатые люди щедро вкладываются, потому что инвесторов много и они конкурируют между собой. А большое число технарей и мечтателей готовы серьезно рисковать, чтобы поменять этот мир. Нерды изначально хотят не просто построить бизнес: они в большей степени искатели и исследователи, чем предприниматели.

Толерантность к риску

Важная особенность местной культуры в том, что, «провалив» компанию, человек не становится изгоем, считает Дороничев. Наоборот, его ценность повышается: инвесторы с радостью дадут ему деньги на новый проект, и работодатель будет заинтересован в нем больше, чем в другом кандидате без похожего опыта. Люди с опытом провала ценнее тех, у кого его не было. Большинство обычных людей не могут сделать шаг в неизвестность. Большинство людей не готовы делать что-то такое, что другие до них не делали. А те, кто рискнул, чтобы, к примеру, сесть на корабль и приплыть на неизвестный континент ради золотой лихорадки, способны на лидерство и создание инноваций.

Больше о мотивационных программах и о том, как работают инструменты корпоративной культуры для развития бизнеса, вы узнаете на ОЧНОМ ИНТЕНСИВЕ ШКОЛЫ ВНУТРЕННЕГО КОММУНИКАТОРА. Он стартует уже 7 декабря!

Свободный обмен идеями

В Калифорнии практически невозможно через суд кого-то заставить выполнять обязательства по неконкурированию. Даже если у сотрудника есть контракт, по которому он обязуется не создавать конкурирующую фирму в ближайшие пять лет после увольнения, местный суд его игнорирует. Люди уходят из Google и идут в Facebook, потом они уходят из Facebook в Snapchat: таким образом знания перетекают из компании в компанию. Почему все научные статьи есть в открытом доступе? Потому что ученые из одной сферы могут создавать что-то новое на идеях других ученых.

Культ трудоголизма

В Долине трудятся несравнимо больше, чем в Великобритании, Ирландии или России. В 7 утра уже вовсю идет деловая переписка. Ларри Пейдж и Илон Маск — миллиардеры, но работают с утра до вечера. Не потому, что вынуждены, а потому что выбрали такую жизнь. Если бы они работали только ради денег, то давно бы пили коктейли и курили сигары на островах. Но они любят не это, они любят создавать.

Из сумасшедших идей рождается норма

Серьезные инновации появляются только в либеральном обществе по той причине, что оно спокойно воспринимает в том числе и сумасшедшие идеи. Любое мнение, которое сейчас является общепринятым, в какой-то момент казалось безумным. Да, у человека странные мысли, но они имеют право на жизнь. И потом из ста сумасшедших идей одна прорастает и становится сначала революционной, затем общепринятой, а после — нормой.

Инновационная культура

Чтобы внедрять инновации, менеджеры должны не терять контакт с подчиненными. Руководители, которые вдохновляют сотрудников своим примером, сами инициируют инновации и умеют «гуманизировать» программы изменений, имеют все шансы на успех. Что конкретно надо делать менеджерам?

Слушать и реагировать по-новому

Когда начальник слушает, проявляет интерес, когда он является для своих подчиненных источником эмоционального вдохновения, сотрудники ощущают свободу самовыражения. Профессор организационного поведения Лондонской школы бизнеса Дэн Кейбл называет это «проецированием эмоций». В такой ситуации во главу угла ставятся способность к адаптации и обучаемости в противовес «жестким» мерам, например повышению производительности. Пространство для экспериментов дает сотрудникам возможность проявлять свои лучшие качества. Подобная свобода активирует в человеке «поисковую систему» — способности исследовать и осмыслять — и дает ему понять, что оценивают его не только по результатам, но и по креативности и инициативности.

Выявлять лидеров мнений

Руководители должны быть всегда на виду, но при этом обязаны искать и находить среди сотрудников тех, кто выступит проводниками перемен. Это так называемые «аутентичные неформальные лидеры»: они обладают как развитой эмоциональной интуицией и социальными связями, так и влиянием на других сотрудников.

Настоящий неформальный лидер может быть представителем профсоюза или менеджером одного из региональных подразделений, который снискал себе всеобщее уважение. Или же это может быть просто «старый кадр», повидавший уже много изменений на своем веку.

Стимулировать личное участие

В любой организации — особенно большой — менеджерское видение перемен неизбежно будет наталкиваться на проявления скептицизма, внутренней усталости и даже прямого сопротивления. Лучший способ избежать такого поворота событий — сделать так, чтобы сотрудники сами вносили личный вклад в перемены. Необходимо говорить с ними о них, а не только о бизнесе или задачах — эмпатия творит чудеса.

Необходимо продемонстрировать личную приверженность изменениям. Сделать это можно с помощью передачи четкого понимания цели, проявления вовлеченности, высказывания своих убеждений и мотивации, организовав открытый диалог со всеми сотрудниками.

Без поддержки рядовых сотрудников трансформация бизнеса забуксует. Поэтому инновации — это не только про новые бизнес-процессы, продукты и сервисы, но, прежде всего, про трансформацию корпоративной культуры и сознания людей. Однако усилий одного только бизнеса недостаточно. Государство должно активно участвовать в развитии инновационной инфраструктуры: регулировать, инвестировать в технологичные стартапы, выдавать гранты, финансировать исследования и создавать технопарки и прочие институты, поддерживающие инновационные компании.

Полный текст на РБК Тренды

Автор — Людмила Клейменова

(Visited 682 times, 1 visits today)