Не так давно Минздрав опубликовал новые данные по употреблению табака в России: в нашей стране курящими считаются 34% граждан, из них 54% мужчин и 19% женщин. А умирает от курения ежегодно около 400 000 человек. Не правда ли, цифры впечатляют?
Вслед за многими странами Россия стала внедрять меры по поддержанию здорового образа жизни – помимо прочего, было запрещено курение в общественных местах. Кроме того, в этом году Минздрав разработал мобильное приложение «Здесь не курят», которое позволяет сообщать в полицию о курении в неположенных местах.
Чтобы узнать, как смотрят в корпоративном мире на рабочие перекуры и что делается для уменьшения этой нездоровой привычки, мы обратились к экспертам – директорам компаний из совершенно разных сфер с вопросами о курении на работе.
Курение и эффективность труда
В некоторых организациях курение плохо влияет на репутацию компании.
«Какое будет отношение в компании, возле дверей которой толпятся курящие сотрудники, или какое впечатление от работы с компанией останется у клиента, если после строительства кроме роскошного дома на участке останется россыпь окурков.» — говорит Тимур Дасаев, Генеральный директор строительной компании «Дачный сезон».
«Конечно, если человек постоянно «дымит» и от него пахнет табаком, а он регулярно проводит встречи с клиентами, то ему стоит быть аккуратнее и последить за своей вредной привычкой», — добавляет исполнительный директор маркетингового агентства «Биплан» Евгений Карюк.
В целом же руководители единогласны: сотруднику, работающему эффективно, перекуры никак не помешают.
«Помимо того, что курить вообще вредно, сложно сказать однозначно, вредит это рабочему процессу или нет, — говорит Ольга Овчинникова, операционный директор компании Wyser Russia (кадровый холдинг Gi Group). — Хороший, результативный, правильно мотивированный, лояльный сотрудник, который выходит покурить в рабочее время, по моему опыту, не наносит никого ущерба своей компании «техническими перерывами» и продолжает выполнять свою работу на «отлично». Бесполезный сотрудник, который ленится, который ходит на работу, чтобы «отсидеть» положенные часы и два раза в месяц снять зарплату с карточки, — такого походы в «курилку» делают еще более бесполезным и непроизводительным. Такой сотрудник, даже если не ходит курить, постоянно наносит компании ущерб своим бездельем и непроизводительностью. Поэтому курение на работе сложно рассматривать как некий «отдельный» фактор, способный повлиять на рабочий процесс. Ольга Овчинникова, операционный директор компании Wyser Russia (кадровый холдинг Gi Group) |
Однако же во многих компаниях предпочитают знать, сколько времени в день сотрудник тратит на перекуры. Любопытной статистикой поделился Андрей Игнатов, руководитель проекта KickIdler (решения для мониторинга действий сотрудников за рабочими компьютерами):
«Принципиальное отношение некоторых компаний к курящим сотрудникам обусловлена тем, что на перекуры тратится довольно много рабочего времени, которое оплачено работодателем. То есть, подразумевается, что в течение этого времени сотрудник работает и создает прибавочный продукт. С помощью KickIlder наши клиенты получают объективные данные о том, сколько именно сотрудники тратят на перекуры. В среднем один курящий сотрудник отлучается в курилку или на улицу 7-8 раз за день. На каждый такой перерыв он тратит около 10 минут. Таким образом, на перекуры в течение рабочего дня тратится 1 час 20 минут. Вместе с тем, курильщики быстрее обедают. На прием пищи в середине дня они тратят чуть менее 30 минут.» Андрей Игнатов, руководитель проекта KickIdler (решения для мониторинга действий сотрудников за рабочими компьютерами) |
Что работает лучше – запреты или поощрения?
Судя по опыту экспертов, запреты действуют и сотрудники стараются не нарушать правил, чтобы избежать штрафов. Но жесткие правила дают побочный эффект: негативное отношение сотрудников к руководству, снижение уровня мотивации. То ли дело пряники и поощрения для тех, кто ведет здоровый образ жизни.
«Курение на работе сложно рассматривать как некий «отдельный» фактор, способный повлиять на рабочий процесс, — уточняет Ольга Овчинникова.- На мой взгляд, запрещать его бессмысленно: хороших сотрудников-курильщиков это демотивирует и заставит почувствовать себя в «полицейском участке», а с плохими надо бороться не запретом на курение, а работой с мотивацией, дисциплиной или увольнением. Привычки и пристрастия у сотрудников могут быть разными, но если они не влияют на рабочий процесс и не мешают другим сотрудникам, не стоит их запрещать и строить казарму».
«Чтобы дать клиентам чуть больше, чем могли дать другие компании, — рассказывает Тимур Дасаев, директор компании «Дачный сезон», — мы стали штрафовать бригады, которые оставляли после себя окурки на объекте строительства, но метод кнута работал не очень хорошо, в рядах сотрудников накапливался негатив, ведь тема здорового образа жизни тогда была еще очень непопулярна. Тогда мы применили обратные меры, и стали материально поощрять бригады, которые воздерживались от курения на объектах. Функцию контроля возложили на специалиста технадзора, который приезжал на объекты, чтобы проинспектировать качество и сроки строительства. Результат был очень положительным. За несколько лет порядок немного изменился — сейчас существует ряд критериев, на основании которых бригада получает ежеквартальную премию, но одним из основных пунктов как и раньше является ведение здорового образа жизни во время строительства». Тимур Дасаев, Генеральный директор строительной компании «Дачный сезон» |
«Мы в компании пропагандируем здоровый образ жизни, но не в приказном порядке. – добавляет Евгений Карюк. — Каждый сотрудник должен сам для себя определить, что ему удобнее и проще. Если стараться силой изменить привычки человека, то это может повлиять на его восприятие мира, нервозность, а следовательно, снизить работоспособность. Для многих людей, курение является неотъемлемой частью их жизни, определенной разрядкой в сложных ситуациях и приятным бонусом к рутинным делам. В этом нет ничего криминально, просто нужно курить в специально отведенных местах и делать это не слишком часто, так как вы находитесь на работе. Евгений Карюк, директор маркетингового агентства «Биплан». |
Не куришь? Получи шоколадку и дополнительный день к отпуску.
В ряде компаний к процессу продвижения здорового образа жизни подходят творчески.
«В среднем, -объясняет Тимур Дасаев, — каждый курящий сотрудник в среднем тратит от 30 минут в день на курение. За 22 рабочих дня в месяце это тянет на полноценный выходной. Чтобы уравнять права курящих и некурящих сотрудников и в том числе простимулировать к отказу от пагубной привычки — в нашей компании предоставляется дополнительный оплачиваемый выходной день некурящим сотрудникам».
А на предприятии «Промышленные силовые машины» (г. Ярославль) разработали целую кампанию поддержания здорового образа жизни. В том числе – благодаря личному примеру директора ПСМ Андрея Медведева.
«Вопрос справедливости разрешения или запрета каких-либо привычек или пристрастий сотрудников должен решаться в рамках корпоративной культуры компании, а не личных предпочтений её руководителей, — говорит Андрей Медведев.- Например, я не курю и предпочитаю вести здоровый образ жизни. В последнее время уделяю очень много времени бегу, участвовал в нескольких полумарафонах – в Ярославле, в Рыбинске, в Лиссабоне (Португалия), в Триесте (Италия). При этом не считаю правильным, навязывать свои мысли сотрудникам. Думаю, что лучше всего в таких ситуациях работает собственный пример. Так я стал инициатором корпоративного забега ПСМ на Ярославском полумарафоне «Золотое кольцо 2015», организовал бесплатные тренировки для сотрудников в школе бега, приобрел в библиотеку нашей компании книгу о том, как быстро бросить курить. К тому же мы всегда делаем ставку не на запреты, а на нематериальные бонусы для сотрудников, ведущих здоровый образ жизни». Андрей Медведев, директор предприятия «Промышленные силовые машины» |
«Вот уже 2 года в компании длится акция «Не куришь – получай шоколадку», — добавляет Андрей Медведев.- Ежемесячно некурящие сотрудники получают награду – брендированный шоколад ПСМ. Мы не преследовали цель — заставить всех бросить курить. Но увеличивающиеся затраты на приобретение «сладкого бонуса» говорят о том, что люди всё-таки задумываются о здоровом образе жизни. По рассказам самих сотрудников приходится честно выполнять условия акции. Ведь у некоторых даже жены требуют в конце месяца предъявить шоколад ПСМ в качестве доказательства, что муж на работе не курит. У других дети очень ждут шоколадной награды, а приобрети такую плитку в магазине нельзя».