Почти 300 лет назад Немецкий алхимик, врач, механик и легендарный мошенник-авантюрист Иоганн Эрнст Элиас Бесслер-Орфиреус в присутствии известных физиков продемонстрировал своему покровителю изобретенный им «вечный двигатель». За семь лет активных экспериментов Бесслер построил более трехсот прототипов двух моделей «вечного двигателя». Был ли Бесслер мошенником, гениальным инженером или безумцем, наверное, уже не узнать. Принципы действия его двигателей точно не известны. Тем не менее, и сегодня многие верят, что Иоганну Бесслеру удалось в начале восемнадцатого века построить «вечный двигатель», тайна которого канула в лету вместе со своим создателем.
О том, как работают с идеями и изобретателями в корпорациях, нам рассказали эксперты: предприниматели, HR, владельцы бизнеса.

Инновации – это актуально

Новаторство — тема для многих компаний важная, в особенности – там, активно используется промышленное оборудовние, информационные технологии. С этим согласна Екатерина Бражникова, управляющий партнер Агентства QR (консалтинг и коммуникации): «Наша компания специализируется на внедрении изменений в компаниях нефтегазовой, энергетической и ИТ индустриях. Инновации, импортозамещение, локализация технологий и внедрение новых технологий, эти темы волнуют наших клиентов последние несколько лет».

«Мы работаем на рынке IT, где способность генерировать новые идеи и умение их воплощать являются обязательными качествами, и мы поощряем это в сотрудниках.
Инновации вписаны в корпоративную культуру нашей компании: у нас есть три ключевых понятия, Драйв/Новаторство/Клиентомания, что вместе складывается в ДНК компании»,- комментирует Анна Клепова, руководитель HR-отдела ИТ-компании Navicon (автоматизация предприятий и внедрение информационных систем).

«Мы разрабатываем мобильные приложения,- рассказывает Михаил Вайсман, CEO Trinity Digital, —  и для нас изобретательность сотрудников – это одно из главных качеств. Процесс разработки — это процесс непрерывного изобретательства, нет единого рецепта для решения всех возникающих задач, приходится включать изобретательские извилины. Наши разработчики — это не бородатые интроверты в больших очках, какими принято считать программистов. Они интересуются всеми новинками, следят за тем, что происходит в мире, не зациклены только на разработке. Приведу пример — стояла задача идеально сверстать страницу приложения. Готовых решений для проверки, на сколько процентов правильно сверстана страница, не нашлось, и сотрудник написал собственное решение для подсчета процентов. Теперь с успехом применяем его на всех наших проектах, и его используют и другие студии».

Однако, актуальность не означает усердной работы по развитию рационализаторского мышления сотрудников. «Во многих компаниях иерархическая культура мешает изобретениям сотрудников найти продвижение и место в бизнесе, — подытоживает Екатерина Бражникова. — Многие руководители просто не ценят «инициативу снизу» и стараются, в лучшем случаи, выдать изобретения за свои. Но есть компании, в которых менеджмент осознает – чем закупать инновации извне, намного выгоднее иметь свои. А значит нужно всячески поддерживать и мотивировать новаторов и рационализаторов».

Больше о мотивационных программах и о том, как работают инструменты корпоративной культуры для развития бизнеса, расскажут эксперты-практики на ОЧНОМ ИНТЕНСИВЕ ШКОЛЫ ВНУТРЕННЕГО КОММУНИКАТОРА. Он стартует уже 7 декабря!

Инновационный потенциал и программы поощрения изобретательства

Инновационный потенциал компании напрямую связан с инновационностью мышления персонала, утверждает Екатерина Бражникова. А потом, управление такими сотрудниками должно быть основано на определенных правилах:
• Прием на работу креативных специалистов
• Постановка задач по созданию инноваций и правильная их оценка
• Награждения и поощрения новаторов
• Обучение созданию инновационных технологий и правильному их использованию
• Удержание талантливых специалистов-новаторов

«Ведущие нефтегазовые компании, — приводит пример Бражникоа, — уделяют большое внимание творческим возможностям кандидатов, их готовности генерировать и развивать инновационные решения, а также использовать новейшие технологии и подходы. Некоторые из них, как например ВР, обозначают инновационное мышление как одно из обязательных качеств, которым должен обладать успешный соискатель на ряд вакансий по техническим специальностям».

Кроме того, утверждает Екатерина Бражникова, во многих нефтегазовых компаниях мира существует двойная карьерная лестница, предоставляющая сотрудникам выбор: либо развиваться как технический специалист, либо расти как управленец, либо совмещать эти две области: «Например, в Shell существует звание «старшего научного сотрудника» (Chief Scientist), которое присваивают специалистам, являющимся признанными экспертами в своей области, вне зависимости от того, какую позицию в управленческой иерархии компании они занимают. Таким образом, ученые-новаторы получают признание своих заслуг, более широкие возможности для реализации своих идей и дополнительные стимулы к работе в данной компании. Необходимо создавать и проводить обучающие программы, направленные на то, чтобы профильные специалисты были знакомы с последними разработками и технологиями, присутствующими на рынке. А так же, что не менее важно, реализовывать обучающие программы, направленные на развитие умения специалистов оценивать применимость технологий, их потенциальный эффект, уметь выбирать лучшие из них и применять на практике».

В компании Navicon существует программа поощрения изобретательства, рассказывает Анна Клепова: «Любой сотрудник может подать рационализаторскую или инновационную идея – касательно его собственной работы, проекта, департамента или развития бизнеса всей компании. Идеи можно отправлять прямо на личную почту руководителей компании, сейчас мы внедряем специальный раздел для подачи идей на корпоративном портале Npeople. Также сейчас мы внедряем новый, более управляемый механизм сбора и систематизации идей сотрудников, который позволит нам быстрее и качественнее проверять интересные гипотезы, формировать команду единомышленников для реализации понравившихся идей. Там же, на портале, можно будет идею оперативно обсудить, будет организовано распределение людей по ролям в новом проекте.

Если кому-то понравилась предложенная идея, он сможет подать заявку на участие в проектной группе. Если идея связана с развитием бизнеса, то решение о ее воплощении в жизнь принимается на уровне руководства компании. Если идея выражена на уровне инновации/улучшения продукта или бизнес-процессов, то она реализуется на уровне департамента.
Недавно мы проводили конкурс на лучшую бизнес-идею. Выиграла идея по созданию интересного нового ИТ-продукта для банков. Сейчас эта идея реализуется».

Где найти настоящего новатора?

Эксперты утверждают: рождать новые и даже прорывные идеи может практически каждый сотрудник, главное – искренне интересоваться его идеями и считать новаторское мышление ценностью компании или команды.

«Самый главный мотивационный фактор для людей, — говорит Анна Клепова, — заключается в том, что любой сотрудник может возглавить инновационный проект и развивать бизнес-идею в компании в дальнейшем. Это подразумевает не только финансовый стимул, но и возможность выхода за рамки ежедневной работы, привычных обязанностей и круга сложившихся интересов или общения. На самом деле, довольно много людей готовы придумывать новое, если дать им такую возможность. Важно разговаривать с сотрудниками и поощрять идеи, культивировать инновационность как ценность в команде. В компании декларирована полезность ошибок, руководство поощряет новые идеи, даже если 80% из них не попадут в цель или не будут реализованы, так и оставшись на уровне идеи. Не менее важно создавать возможность для генерации идей и правильную среду внутри компании, с самого начала отбирать правильных людей в команду. А для этого компания должна определиться со своими ценностями и решить, какое место среди них занимают инновации.»

Между тем, можно и нужно привлекать в компанию творчески мыслящих сотрудников, создав определенную модель компетенций. А для этого нужно знать особенности настоящих новаторов и транслировать особенности своей корпоративной культуры во внешний мир, считают профессионалы.

 «Человеку с инновационным мышлением и навыками присущи определенные специфические черты, — рассказывает Екатерина Бражникова, — которые ложатся в основу создания модели компетенций:

  • Творческое сознание: постоянное стремление искать новые подходы и решения к актуальным проблемам и задачам. Способность максимально активизировать резервы, необходимые для развития индивидуальности, самостоятельности суждений по всему спектру профессиональной деятельности.
  • Понимание механизма и умение внедрять достижения технического творчества в производство и эффективно работать над практическим освоением новых технических разработок.
  • Мышление, бесспорно, должно быть активно экономическим. Неразумно без экономического обоснования что-то изобретать, внедрять, «доводить». Научно-техническое оснащение производства не может осуществляться с экономическими потерями. Инновационный продукт есть не что иное, как реальный рычаг экономии различного рода средств: сырья, энергии, финансов, времени.
  • Умение соединить экономическую и научно-техническую составляющие подходов к решению актуальных проблем производства.
  • Способность и желание изменять рутинный ход событий, применяя альтернативные способы даже под риском наказания. Пример – Коперник и Галилей.»

 «Для того, чтобы привлечь в компанию именно таких людей, — добавляет Анна Клепова, — компании используют определенные слова и образы, через которые транслируется корпоративная культура во внешний мир. Например, недавно Ларри Пейдж (глава Google), объявляя в своем блоге об изменении управленческой структуры Google и переименовании корпорации в Alphabet, три раза повторил слово «crazy» (ненормальный, помешанный, бредовый), использовал слова «extraordinary» («необычный», «незаурядный»), «innovations» («инновации»), «revolutionary ideas» («революционные, прорывные идеи»). Очевидно, что компания, при помощи сильной корпоративной культуры, привлекает в бизнес нестандартно мыслящих людей, которые обладают способностью придумывать радикально новые вещи и решать задачи, которые никто не решал до них». 

(Visited 223 times, 1 visits today)