В сети растет популярность так называемых «черно-белых» списков работников и работодателей. И если доступ к первым для многих закрыт, то вторые являются оплотом всех униженных и оскорбленных. Довольных условиями труда немного, зато полить руководство грязью не считается зазорным. Эти сайты изучал корреспондент «Фонтанки».

Самым известным порталом для обиженных россиян до недавнего времени был сайт antijob.ru. Просуществовал он относительно недолго. Поток жалоб работников прикрыли. Почему – темная история, однако одна из версий гласит, что некая крупная компания подала в суд за публикацию «заведомо ложных сведений». Изначально руководство сайта заявляло, что не несет ответственности за содержание постов на форуме, однако, возможно, на суд это впечатления не произвело.

С закрытием одного портала «черно-белая» жизнь работодателей не закончилась. Если внимательно прочитать форумы, можно составить небольшой список наиболее неблагожелательных к сотрудникам компаний. Правда, с оговоркой. Не всегда подобная информация соответствует действительности – кто-то может счесть, что его несправедливо обидели, и в порыве гнева написать разгромный пост, кто-то просто решит напугать работодателя. Есть те, кто, услышав информацию от знакомого, решили донести ее до общественности.

Петербургских жалобщиков оказалось немало. И многие претензии повторяются:
«Уже зовут в… хотя ищу работу на дому. Практически нереально, сплошной лохотрон… Зовут в помощники бизнесмена, что бы это значило? Работала в… на Литейном. З/пл. задерживали постоянно, трудовую книжку не могла получить 2 месяца, выписки о доходах нет (последняя з/пл 1900 р.) хотя деньги выплатили через месяц, сейчас переехали, и концов не найти. Умные люди убежали от них еще в прошлом году. В маркетинговых компаниях постоянная нестабильность с з/пл., никогда не знаешь, когда она будет. По трудовой практически не устроиться, договор заключают, наверное, только в очень крупных компаниях», — пишет петербургский маркетолог.

«Рекламное агентство… — секта (сайентология), постоянная задержка зп недели на 3, втягивают в секту, огромная текучка, недавно уволились почти все сотрудники, поэтому будут набирать новых. Будьте бдительны!!!!».

«Отработал барменом в этом жутком заведении ровно месяц! Никому не советую! Само место очень интересное и необычное из-за специфики своего формата, но коллектив — врагу не пожелаешь! Хочу сказать, что там постоянная текучка кадров — в основном барменов, ежемесячно накануне зар.платы увольняют несколько человек, бармены, которые работают там давно, подставляют молодых, в следствие чего у новичков появляются нереальные минусы по документам (так было у меня, пока я не заметил спрятанные за холодильник бутылки на след.день после закрытия своего бара) начальство молодым не верит, и без разговоров увольняет. Бар менеджеры наглеют не по-детски, постоянно приходится их угощать, а иначе облепят тебя штрафами за любую мелочь. Кладовщики при получении товара тоже пытаются обмануть (особенно в выходные дни, когда заказ на всю ночь огромный). Директор клуба (молодой парень) самолично посреди ночи вбегает в бар и пересчитывает кассу, если там оказывается малейший ПЛЮС, увольняет без разговоров».

Достается и кадровым агентствам Северной Венеции:

— «Мне пришлось два раза подряд рассказывать о себе, сначала одной рекрутерше, которая выслушав, извинилась и ушла, потом второй все тоже самое, такой дубль два…».
— «Собеседование короткое, вопросы избитые и стандартные, но они сразу схватывают суть вашей работы, суть проблем в компании, но узнав, что уровень английского средний или чуть ниже, ставят клеймо человека низшего сорта, дальше работать с вами не будут, хотя у них не только иностранные клиенты, но российские…».
— «Если у вас опыт, идеально подходящий для их клиента, а клиент является прямым и самым главным конкурентом вашего нынешнего или прошлого работодателя, то с удовольствием будут выуживать из вас всю информацию, самую подробную, но места вам не предложат».

На форуме сайта rabota.ru чаще всего в «черных» списках упоминаются сетевые гипермаркеты, консалтинговые агентства и дистрибьюторы. Несколько отличается портал badboss.ru. Здесь не прослеживается никаких закономерностей по «черным спискам», кроме того, многие негативные отзывы находят достойный ответ. Наиболее структурирован портал blackjob.spb.ru: оставить отзыв можно в строго опре
деленной рубрике (информационные технологии, бизнес, финансы, недвижимость, СМИ, торговля, сфера питания, медицина и здравоохранение).

На самом деле, подобные «черно-белые» списки не пересчитать и не перечислить. К счастью для работодателей, у них, как правило, всегда есть право вето на негативное сообщение. Схема работы подобных порталов выглядит следующим образом: когда поступает сообщение от фигуранта «черного списка», недовольного размещенной информацией, администратор сайта списывается с автором объявления. Уточняются детали, встает вопрос, насколько недовольный человек готов на диалог. Если администратор не получает ответа в течение нескольких дней, сообщение удаляется. Правда, администраторы этих сайтов говорят, что своим правом на ответ работодатели пользуются не так уж и часто (максимум два раза в месяц).

С «черными списками» работников дело обстоит гораздо сложнее. Найти информацию о них, как правило, непросто. На большинстве специализированных сайтов нужно не просто зарегистрироваться (указав при этом фамилию, имя, отчество, место работы, должность, ФИО руководителя, контактный телефон и электронный адрес), но и пройти проверку на соответствие действительности указанной информации.

Отметим, что многие фирмы создают «черные списки» для собственного пользования. В них заносят не только «настоящих вредителей», но и людей, уволившихся некогда по собственному желанию. В результате человек, покинувший работу по уважительной причине, впоследствии не всегда может вновь трудоустроиться. Один из самых первых и емких списков был создан совместными усилиями отельеров и рестораторов. Как правило, в их списки попадают люди, уличенные в алкоголизме, воровстве, наркомании, нетрудоспособности.

Наверное, резон в существовании таких порталов все-таки есть. Причем не только для соискателей, но и для самих работодателей. Первые, делясь друг с другом мнением и опытом, исключают возможность печальной практики общения с недобросовестными компаниями. Вторые – узнают о себе много новенького, и, отталкиваясь от полученных данных, могут либо усовершенствоваться, поменяв внутрикорпоративную политику, либо прояснить для себя, что у фирмы есть воинственные враги, пытающиеся помешать ее нормальному функционированию.

Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру»

(Visited 117 times, 1 visits today)