Практика привлечения удаленного персонала занимает все более прочную позицию на рынке труда. Преимущества для обеих сторон очевидны. Для работодателя это прежде всего серьезное снижение затрат. Подсчитано, что удаленные сотрудники обходятся компании минимум на 40% дешевле по сравнению с персоналом, работающим в офисе.

Удаленному сотруднику не нужно предоставлять рабочее место. Его можно приглашать под разовые проекты, по окончанию которых компании не нужно придумывать, куда «пристроить» специалиста до момента, когда он снова потребуется. «Удаленка» позволяет работодателю привлекать узкоспециализированных высококлассных профессионалов под конкретные задачи без необходимости нести потери по «содержанию» таких специалистов в то время, когда в их услугах или консультациях компания перестает нуждаться. Огромные преимущества появляются у работодателя благодаря несовпадению размера оплаты труда в различных регионах – привлечение менее дорогих, но не менее профессиональных специалистов из других регионов существенно снижает затраты, а зачастую является единственной возможностью для развития и «выживания» бизнеса.

Работа на удаленном рабочем месте не менее привлекательна и для профессионалов. По статистике количество людей, работающих на дому, увеличивается в мире ежегодно примерно на 20-30%. Это удобно прежде всего благодаря гибкому графику работы и возможности «удаленщику» самому планировать свой рабочий день. Для таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, где дорога в офис может занимать около двух часов, удаленный режим работы приобретает особенное значение. Согласно внутренним опросам одной из крупных московских компаний, активно практикующей привлечение «удаленных» работников, 60% времени, сэкономленного на отказе от поездок в офис, сотрудники тратят на работу, а остальное — на личные дела.

Словом, «удаленная» работа имеет сколько плюсов, что пренебрегать этой формой привлечения персонала как минимум неразумно.

Однако, работодателю нужно понимать, что наряду с неоспоримыми преимуществами сотрудничества с «удаленщиками», возникают и определенные трудности, связанные, в частности, с мотивацией и контролем фрилансеров. 

С материальной мотивацией проще. Важно понимать, что компенсационный пакет «удаленного» работника должен быть сформирован с учетом предложений ключевых конкурентов на рынке труда и отвечать ожиданиям работника.

Также необходимо принимать во внимание специфику оплаты труда в регионе «удаленного» работника — средние показатели рынка по заработным платам, традиционные выплаты или льготы. Принцип оплаты труда должен быть понятен и прозрачен как работодателю, так и фрилансеру. Как правило, это оплата за результат по факту сделанной работы или же по факту вклада «удаленного» сотрудника в общее дело.

Обеспечить нематериальную мотивацию «удаленного» работника сложнее, поскольку зачастую он не чувствует себя частью коллектива и традиционные способы мотивации не всегда подходят. Очень важно, чтобы такие сотрудники понимали собственную сопричастность к общему процессу. Работодателям, которые привлекают фрилансеров, необходимо разработать комплекс мер, направленных на нематериальную мотивацию «удаленных» сотрудников, применяя в т.ч. и проверенные методы.

Такие традиционные методы мотивации как публичное признание высоких результатов работы, отзывы во внутрикорпоративной прессе, направление на обучающие семинары, тренинги и конференции, организация групповых экскурсий и поездок, особые привилегии, которыми пользуются все сотрудники компании, работают и применительно к фрилансерам.

Большое значение имеет оснащение рабочего места «удаленщика» необходимой техникой и ПО для обеспечения бесперебойной обратной связи между сотрудниками «виртуального» офиса и другими сотрудниками компании. «Удаленный» работник должен принимать участие в онлайн совещаниях, «летучках», «мозговых штурмах» наравне с другими сотрудниками.

Для своевременного решения возникающих вопросов «аутсорсер» должен быть обеспечен возможностью обращаться за советом или помощью к другим сотрудникам компании. Поддержка коллег и здоровый климат в коллективе – один из серьезнейших мотивационных факторов для работника.

Не менее важным фактором является повышения профессионализма сотрудников. Этот фактор также непосредственно влияет на рост производительности труда. Работодателю необходимо понимать, какие дополнительные навыки нужно дополнительно приобрести специалисту для максимально эффективного решения поставленных задач.

При постановке задач для сотрудника важно учитывать, что огромную роль играет конкретность, четкость и определенность. Это прежде всего помогает самому работодателю осуществлять контроль за работой «удаленного» специалиста и получать «на выходе» то, что ожидалось.

Вопросы контроля для работодателя, сотрудничающего с фрилансерами, являются особенно чувствительными. Несмотря на растущий опыт такого сотрудничества, комплекс мер, обеспечивающий 100% контроль за получением результата от «удаленного» работника, еще нельзя назвать совершенным.

В основном, к мерам контроля можно отнести следующий опыт компаний.

Программное обеспечение, позволяющее установить связь между компьютером «аутсорсера» и корпоративной сетью.

Прежде всего, подключая «удаленщика» к своему ПО, компания должна трезво оценивать связанные с этим риски. Для повышения информационной безопасности необходимо проводить инструктаж сотрудников, регулярно менять пароли доступа, жестко регламентировать права доступа в сеть работодателя, использовать средства защиты от вирусных и хакерских атак удаленного компьютера. 

При этом множество технических разработок позволяют осуществлять эффективную координацию работы «удаленщика». Например, качественная видеосвязь. Используя такие программы как «Skype», можно в любой момент организовывать видеоконференцию с сотрудником, подключив его к своему компьютеру, наглядно со своего рабочего стола показывать примеры документов, задания, получать доступ к его рабочему столу, знакомиться с промежуточными результатами работы, проверять правильность выполнения поставленных задач, указывать на допущенные ошибки и недочеты.

Многие компании просят аутсорсера направлять в начале рабочего дня личный план на день. Это с одной стороны позволяет контролировать правильность понимания поставленных задач, с другой стороны отслеживать их выполнение. Соответственно, в конце дня сотрудник направляет отчет о выполнении. Такая система эффективна не только как способ контроля, но и как организующий фактор для самого работника. Некоторые компании практикуют сбор скриншотов с компьютеров «удаленных» сотрудников.

Практически проверено, что проблемы возникают там, где менеджеры особенно обеспокоены контролем за каждым шагом «удаленных» сотрудников. На самом деле особенно эффективным способом контроля признан не надзор за персоналом, а прежде всего надзор за работой, за ее результатами, в том числе и промежуточными.

Согласно современным методам управления персоналом, результат не должен зависеть от степени удаленности сотрудника от руководителя. Метод контроля, при котором руководитель «стоит у сотрудника за спиной» уже давно признан неэффективным. Проведенные исследования показали, что качество и производительность труда при ориентированной на результат дистанционной работе повышаются.

Поэтому, если компания-работодатель хочет получить максимальный результат от сотрудничества с «удаленными» работниками, необходимо грамотно сочетать мотивацию и разумный контроль, тем самым обеспечивая взаимовыгодное, эффективное и плодотворное взаимодействие с профессионалами, ведущее к быстрому и стабильному развитиию бизнеса.

По материкалам hrm.ru

 

 

(Visited 176 times, 1 visits today)