Каждый день на работе мы должны пребывать в прекрасном настроении, ведь это повышает производительность. Мы читаем об этом в статьях и слышим на многочисленных тренингах. Но всё не так однозначно. Некоторые исследования подтверждают: если постоянно гнаться за счастьем, становишься несчастным.

Счастье делает нас здоровее, добрее, продуктивнее. Счастливые люди с удовольствием работают и быстро идут вверх по карьерной лестнице. Эту идею сейчас всё чаще можно услышать на семинарах о мотивации сотрудников.
 
Руководители компаний всегда были и остаются заинтересованными в повышении производительности работников. Ещё в далёком 1920 году на фабрике Western Electric исследователи проводили эксперимент (известен как хоторнский), в результате которого хотели понять, что влияет на производительность труда.
 
В погоне за высокой производительностью сейчас руководители тратят деньги на тимбилдинг, игры, нанимают консультантов по веселью, тренеров по созданию позитивной атмосферы в коллективе и главных менеджеров по счастью (да-да, такой есть в Google, например). И всё это руководители компаний воспринимают совершенно серьёзно.
 
Если же исследовать вопрос подробнее, выясняется, что попытки сделать сотрудников счастливыми на работе не такая уж хорошая идея.
 
Счастливые сотрудники вряд ли уволятся, они доброжелательны в общении с клиентами, безопасны, охотно участвуют в корпоративных и городских мероприятиях. Но загвоздка в том, что счастья на работе достичь невозможно. Это миф.
Во-первых, что такое счастье и как измерить его уровень? Можно ли, например, измерить глубину грусти или описать цвет любви? Даррин МакМагон (Darrin M. McMahon) упоминает в своей книге «Счастье: история» изречение мудреца Солона, обращённое к богатейшему в мире царю Крёзу ещё в VI веке до нашей эры: «Никто из живущих не счастлив». И эти слова можно отнести и к радости, удовлетворению или удовольствию.
 
Критик Сэмюэл Джонсон (Samuel Johnson) считал, что можно быть счастливым в настоящий момент, только если ты пьян. А Жан-Жак Руссо говорил, что счастье — это лежать в лодке, покачиваясь на волнах, и ощущать себя богом. Ничего общего с продуктивностью. Многие великие люди давали определение счастью, и все они в чём-то похожи на высказывания Джонсона и Руссо.
 
И несмотря на развитые технологии, мы не приблизились к точному определению счастья, утверждает писатель Уильям Дэвис (Will Davies) в книге «Индустрия счастья». Он приходит к выводу, что, разработав более совершенные методы измерения эмоций и прогнозирования поведения, мы упростили понятия о том, что означает «быть человеком» и «стремиться к счастью».
 

Счастье не обязательно приведёт к повышению производительности

 
Исследования связи счастья как удовлетворения от работы и производительности показывают противоречивые результаты. В одном из исследований в супермаркете Великобритании учёные даже выяснили, что есть обратная связь: чем несчастнее были сотрудники, тем лучше они работали. Несомненно, есть исследования, доказывающие, что чувство удовлетворённости работой способствует росту продуктивности. Но связь находилась очень слабая.
 

Счастье может быть утомительным

 
Погоня за счастьем может быть неэффективной, но разве может она приносить боль? Да! Необходимость быть счастливым — это тяжёлое бремя и ответственность, потому что никогда нельзя полностью выполнить задачу. А сосредоточение внимания на том, чтобы стать счастливее, напротив, заставляет нас чувствовать себя несчастными.
 
Недавно это было продемонстрировано в ходе эксперимента. Группе испытуемых показали фильм, в котором фигурист выигрывает медаль. Этот фильм обычно приносит ощущение счастья после просмотра. Но до просмотра половине группы дали прочитать заметку о важности счастья в жизни. После просмотра те, кто читал заметку, были менее счастливы, чем остальные испытуемые.
 
Когда счастье становится обязанностью, люди чувствуют себя несчастными, если не могут с ней справиться.
Это стало проблемой сейчас, когда счастье проповедуется как моральное обязательство. Как сказала французский писатель Паскаль Брюкнер (Pascal Bruckner), несчастье — это не просто не счастье, это, что ещё хуже, неспособность быть счастливым.
 

Счастье не должно сопровождать вас в течение всего рабочего дня

 
Вы знаете, что для сотрудников call-центров и ресторанов быть в приподнятом настроении — обязанность. И весьма утомительная. Если вы будете пытаться целый день находиться в таком состоянии, вас не будет покидать ощущение, что вы общаетесь с клиентом.
 
Но сейчас всё чаще даже тех сотрудников, которые не общаются с клиентами, просят выглядеть веселее. И это имеет непредвиденные последствия. Например, люди в хорошем настроении не так виртуозно ведут переговоры: они не замечают ложь. Люди в плохом настроении в данном случае достигают лучших результатов. Счастливый сотрудник не везде и не всегда хорош. Всё зависит от специфики работы. Порой хорошее настроение только мешает.
 

Ожидание счастья может испортить отношения с боссом

 
Если вы считаете, что работа — место, где можно найти счастье, то босс становится тем, кто это счастье приносит. Те, кто надеется испытать счастье от работы, нуждаются в эмоциональном тепле. Им хочется получать от руководителей постоянный поток признания и утешения. А когда они вдруг не получают привычных эмоций, им кажется, что ими пренебрегают, и бурно на это реагируют. Даже незначительное замечание со стороны босса такие сотрудники воспринимают как то, что тот полностью от них отрёкся и собирается уволить. Ожидание счастья в таком случае делает их эмоционально уязвимыми.
 

Счастье портит отношения в семье и с друзьями

 
В своей книге Cold Intimacies социолог Ева Иллуз (Eva Illouz) замечает побочный эффект того, что люди стараются быть эмоциональнее на работе: они начинают относиться к личной жизни как к работе. Они привносят в неё техники и приёмы, которым их научили коучи по счастью. В результате атмосфера в семье становится холодной, расчётливой. И неудивительно, что многие из этих людей предпочитали проводить время на работе, а не дома.
 

Потеря работы производит разрушительный эффект

 
Если мы ожидаем, что рабочее место обеспечит нас счастьем и смыслом жизни, возникает опасная зависимость от него. Социолог Ричард Сеннетт (Richard Sennett) рассказывает, что сотрудники, которые видели в работодателе источник смысла для себя, были опустошены, если их увольняли. Потеряв рабочие места, эти люди не просто потеряли доход, они потеряли надежду на счастье. Они стали эмоционально уязвимы, что опасно во время экономической нестабильности, когда приходится часто менять работу.
 

Счастье делает вас эгоистом

 
Если вы счастливы, то, скорее всего, добры к окружающим, верно? Не совсем. В очередном исследовании испытуемым выдали лотерейные билеты и спросили, сколько из них они готовы отдать окружающим, а сколько оставят себе. Те, кто был в хорошем настроении, оставляли для себя больше билетов. Если человек счастлив, он совсем не обязательно щедр. Иногда даже наоборот.
 

Счастье — это одиночество

 
Психологи попросили нескольких людей вести дневник в течение двух недель. И вот что они обнаружили: те, кто высоко оценивал желание быть всегда счастливым, оказывались более одинокими. Постоянная погоня за хорошим настроением отстраняет нас от других людей.
 
Так почему же, несмотря на все исследования, мы продолжаем думать, что счастье помогает работать лучше? Как считают исследователи, ответ кроется в эстетике и идеологии. Счастье — удобная идея, которая хорошо выглядит на бумаге. Это эстетика. И погоня за всеобщим счастьем помогает уклониться от более серьёзных корпоративных проблем, конфликтов на рабочих местах — это идеология.
 
Когда предполагается, что счастливые сотрудники — хорошие сотрудники, все остальные неприятные вопросы можно спрятать под коврик. Особенно удобно считать, что человек счастлив, если правильно выбрал работу. Удобно бороться со всеми, кто нежелателен в корпоративной жизни, кому не нравится политика компании и режим.
 
Теория о том, что все должны быть счастливы, помогает легко разрешать спорные ситуации об увольнении. Барбара Эренрейх (Barbara Ehrenreich) рассказывает в книге Bright-Sided, что идеи о счастье на работе становятся особенно популярны во времена кризиса и массовых увольнений.
 
Результаты этих исследований — веские основания, чтобы переосмыслить наши ожидания счастья от работы.
 
Когда мы постоянно ищем или ожидаем счастья, мы утомляемся, остро реагируем на любые перемены, лишаем смысла нашу личную жизнь, повышаем свою уязвимость, становимся слишком доверчивыми, эгоистичными и одинокими. Сознательно преследуя счастье, мы перестаём радоваться действительно хорошим вещам — вот что самое поразительное.
А работа, как и любой аспект нашей жизни, вызывает множество эмоций. Невозможно постоянно быть счастливым. Счастье необходимо, но не нужно класть всё на алтарь его достижения. Чем меньше стараешься быть постоянно радостным на работе, тем больше искренней радости испытываешь. Радости спонтанной, а не навязанной тренингами и тимбилдингом. И важно смотреть на работу трезво, видеть настоящую картинку, а не ту, которую преподнесли руководители вместе с тренерами по счастью.
(Visited 298 times, 1 visits today)