Как вы понимаете, каждый новый сотрудник должен пройти в период адаптации в компании специальный вводный курс в рамках которого рассказывается о истории и традициях компании, её бизнесе, условиях работы, специфике рынка.
В целом существут три формата для проведения такого адаптационного обучения, применяемые как вместе, так и по отдельности:
- Очный групповой семинар который, для новых сотрудников проводит штатный тренер или HR специалист компании.
- Беседа с непосредственным руководителем и последующее изучение новым сотрудником различных учебных и демонстрационных материалов: фильма, видео-ролика, буклета, презентации, справочника, корпоративного портала и т.п.
- Наконец — проведение адаптационного (входного) обучения с помощью систем дистанционного обучения (СДО).
Каждый из этих способов имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Так, например, очный семинар хорошо создает атмосферу, позволяет проработать все детали программы, ответить на вопросы сотрудников. Однако он имеет ряд ограничений. Для проведения вводного семинара приходится ожидать когда наберется группа новичков, достаточная для запуска семинара. И в этих условиях многие сотрудники вынуждены приступать к работе, еще не пройдя адаптационный курс. Организация же такого семинара в удаленных офисах и филиалах Компании представляется еще более сложной, из-за отсутствия на месте квалифицированных кадров и малого потока новых сотрудников.
Личная беседа нового сотрудника со своим непосредственным руководителем необходима и несомненно составляет большую часть успешного процесса адаптации. Но где взять рукодителю столько времени, что бы обстоятельно и подробно поговорить с каждым новым сотрудником? Сможет ли руководитель избежать соблазна сократить адаптационную беседу до 10 — 15 минут, и нагрузив сотрудника материалами, завтра спросить «Все ли вам понятно?».
Дистанционное обучение позволяет использовать подготовленный курс адаптационного семинара там и тогда, когда он необходим. Отпадает проблема содержания и сложностей организации. Однако, как показывает практика, степень усвоения материала и, в первую очередь, трансляция новому сотруднику чувства вовлеченности, причастности к достижениям компании; отсутствие обратной связи и прямого общения во время обучения — снижают эффективность адаптационного курса, переданного удаленно.
Однако, HR мысль не стоит на месте. Современные технологии и тут проторили дорожку для создания новых решений и возможностей. И теперь наши коллеги могут обучать новых сотрудников компании — в режиме он-лайн , в виртуальном классе. Технология вебинара (виртуального, веб-семинара) позволяет с успехом сохранить и элементы живого, непосредственного контакта, и обеспечить удобство и относительную дешевизну организации процесса.
Успешный пример такого решения — адаптационный курс , организованный компанией «Молочное дело» для своих новых сотрудников, на базе виртуальных классов WebSoft .
Компания «Молочное Дело» — имеет распределенную федеральную сеть и наращивает свое присутствие в регионах, открывая новые территориальные отделы продаж, увеличивает численность менеджеров на уже освоенных территориях.
Ранее в компании «Молочное дело», обучение новых сотрудников осуществлялось с помощью СДО, разработанной с учетом специфики и потребностей компании.
Вводное обучение до недавнего времени проводилось в формате: очный адптационный семинар длительностью 8 часов плюс вводный дистанционный курс, состоящий из 13 учебных мероприятий. Средняя стоимость организации вводного семинара для менеджеров составляет до 60-70 тыс. руб. за счет высоких затрат на проезд и проживание участников мероприятия.
Попытки перевода вводного семинара в режим дистанционного обучения привели к более низкой лояльности новичков к компании и снижению уровня знаний (по результатам тестирования). Компании «Молочное дело» присуща особая корпоративная культура, существует ряд требований к «мягким навыкам» новых сотрудников, суть которых без «живого общения» в режиме вопрос-ответ достаточно трудно разъяснить и удостоверится в понимании этих требований новыми менеджерами.
В поиске более экономичных способов проведения знакомства новых сотрудников с историей, стратегией, технологией производства и корпоративной культурой в компании «Молочное дело» было принято решение воспользоваться виртуальным классом Websoft.
Оценку результатов вэбинара проводили с помощью тех же методов и КПЭ, которые применялись при проведении традиционного адаптационного семинара. Сразу же после окончания трансляции всем участникам были разосланы анкеты обратной связи для оценки на уровне реакции, спустя сутки — бланки тестов для оценки уровня знаний.
По результатам опроса — реакция 100% участников была позитивная. Сотрудники хотели бы продолжать обучение в формате вэбинаров, совмещать такой вид обучения с прохождением учебных мероприятий в корпоративной СДО.
На основе анализа результатов тестирования было установлено, что средний балл по группе, прошедшей вэбинар, соответствует среднему баллу по группам прошедшим традиционный вэлком-тренинг за последние 3 месяца.
Полученные результаты подтверждают возможность применения вэбинаров для решения задачи организации вводных семинаров в ситуации географической удаленности сотрудников.
Руководитель отдела обучения компании «Молоное дело» Ирина Александрова предполагает, что комбинация данной формы обучения с дистанционным прохождением учебных мероприятий позволит компании повысить эффективность всех видов обучения – вводного, планового, обучения изменениям технологии работы сотрудников.
О виртуальном классе компании Websoft
Виртуальный класс WebSoft — это инструмент для проведения вебинаров, т.е. обучающих семинаров и совещаний в режиме онлайн через Интернет или в корпоративной сети.