Виртуальность все больше привлекает к себе внимание специалистов в сфере электронного обучения. Уже больше десяти лет дистанционное обучение с успехом применяется в организациях и учебных заведениях. Для обучаемых создана такая среда обучения, при которой не только воссозданы очные встречи, но и предоставляются различные инструменты для совместной деятельности. Для неформального обучения и обучения по конкретной тематике созданы учебные порталы. Подобные среды в настоящее время получили название «виртуальные среды обучения».
Главная задача для организаций сейчас – подготовить необходимые условия для постоянно действующих центров обучения, в которых учащиеся будут погружены в такие виртуальные среды.
Тренды рынка
Elearning Media Group провело исследование, которое показало, что уже 64% корпоративных респондентов используют у себя виртуальное обучение, а 18% намерены внедрить его в ближайшем будущем. Использование виртуальных миров при обучении увеличится в следующем году на 250% в 20% организаций. В этом же исследовании отмечается, что совместная работа и социальное обучение также набирает обороты – 77% организаций планируют или уже используют такие подходы для обучения персонала.
Классификация виртуальных инструментов
На сегодняшней день наиболее часто применяются 4 типа учебных решений:
1. Веб встречи.
Данный инструмент, например, от компаний-разработчиков WebEx Meeting Center и Citrix GoToMeeting, включает в себя аудио подкасты, ведение записей, работа с архивом, совместная работа с рабочим столом, программное обеспечения для рисования и черчения, а также общение в чате.
2. Виртуальные классы.
Позволяют организовывать библиотеки контента, тематические архивы, тестирование по пройденному материалу, опросы учащихся и оценивающие инструменты. Примером виртуальных классов может служить ПО от WebEx Training Center и Adobe Connect.
3. Виртуальная среда обучения.
Это постоянно действующая среда на браузерной платформе. Она предоставляет легкий доступ к информации, тематическим экспертам и коллегам в режиме реального времени. Подобные инструменты используются для интеграции в единое учебное пространство неформальное и формальное обучение на основе одновременного использования видео и аудио подкастов, виртуальных классов, сетевых ресурсов и социальных сетей. Хорошие отзывы имеют продукты от Unisfair и Virtual Events365.
4. Виртуальные миры.
Самые сложные и самые перспективные инструменты для организации электронного обучения. Используют очень сложное программное обеспечение и, как следствие, предъявляют повышенные требования к преподавательскому составу и обслуживающему персоналу. Позволяет внедрять самые сложные сценарии неформального и формального обучения. По мнению специалистов Массачусетского Технологического Института и Университета Нотр-Дам виртуальные миры являются самым экономичным и эффективным решением для организации дистанционного обучения. Здесь вне конкуренции Second Life. Виртуальная среда обучения берется на вооружение в организациях благодаря экономичности, интерактивности и простоте реализации. Данная новелла электронного корпоративного обучения нравится и педагогам и учащимся. Взрослым ученикам гораздо сложнее адаптироваться в реальном учебном классе – их пугает возможность сделать ошибку на глазах у своих коллег. В виртуальной среде они чувствуют себя гораздо увереннее. Этим и объясняется симпатия к виртуальным средам, к тому же они ориентированы на тематический контент и постоянно развиваются технологически.
Преимущества виртуальной среды обучения
Ведущие мировые компании, такие как Healthcare Financial Management Association, Intuit, ADP, Medco, IBM, CA и другие, регулярно применяют в своей практике виртуальные среды обучения. В них организованы курсы практически по всем видам деятельности современного предприятия: производство и сбыт продукции, менеджмент, маркетинг, управление персоналом и т. д. Они дают возможность:
- уменьшить расходы на обучение и увеличить эффективность учебы;
- сократить срок выпуска услуги или продукции на рынок;
- повысить ROI (возврат от инвестиций) для обучения;
- создать оптимальную среду/симулятор для обучения;
- охватить максимальную аудиторию для обучения;
- иметь постоянный доступ к контенту и экспертам.
Помимо организации обучения, виртуальные среды обеспечивают детализированную отчетность по всем формализованным критериям учета и прямой доступ к контенту в любое удобное для работника время.
Рекомендации для внедрения виртуальных сред обучения в компании
План интеграции виртуальной среды обучения на предприятии состоит из шести последовательных действий:
1. Стратегия и планирование.
Начинать следует с постановки целей и составления плана. Подобрать квалифицированного вендора с опытной и знающей командой. Потребуется тестовый период для обкатки и коррекции программы – хотя бы три месяца. Оптимальный вариант – создать единую бизнес модель и под нее привлекать специалистов от каждой сферы деятельности предприятия. Чем шире будет профессиональный охват, тем эффективнее будет процесс обучения.
2. Накопление опыта.
Необходим лидер, который будет двигателем и душой проекта внедрения виртуальной среды обучения, вокруг которого кристаллизуется команда единомышленников. Благодаря его авторитету со временем работы по организации обучения будут идти строго по намеченному плану и в оговоренные сроки.
3. Придайте мероприятию привлекательность.
Дайте рекламу своему мероприятию в каждом подразделении за месяц-полтора до его начала. Важно, чтобы каждый работник знал о его целях, задачах и возможностях.
4. Подготовка и обучение.
На этапе подготовки удостоверьтесь, что технический персонал обучился должным образом, а у потенциальных посетителей не будет проблем с доступом к ресурсам, заявленным для целей обучения и сопровождения.
- Подключите виртуальную среду или виртуальное событие именно в день начало работы мероприятия.
- Сопровождение и анализ.
Необходимо рекламировать мероприятие и привлекать сотрудников к использованию контента виртуальной среды постоянно, даже после окончания действия очередного учебного цикла. Создайте обратную связь процесса обучения, периодически анализируйте ход учебы и поведение учащихся и, при необходимости, оперативно корректируйте среду обучения.
Заключение
Создание виртуальной среды обучения на предприятии является мощным инструментом для решения задач по подготовке и повышения квалификации кадров. Вместе с тем, они постоянно развиваются, совершенствуются и выводят корпоративное обучение на новый, более качественный уровень. Сейчас возможно создание собственных сценариев виртуального обучения, которые будут освещать узконаправленные тематики и в то же время являться рентабельными для предприятия.
Источник: сайт http://bakalavr-magistr.ru/news/386