В условиях кризиса компании сокращают ФОТ

По результатам глобального исследования Haygroup, в ситуации экономической неопределенности, организации вносят существенные изменения в программы вознаграждения. Экономический кризис вызывает обеспокоенность практически у всех компаний. Многие из них ожидают снижение финансовых показателей в предстоящем году.

 

Половина компаний сократили бюджеты на ФОТ, почти четверть компаний сокращает число рабочих мест

В ответ на сложившуюся ситуацию Хэй Груп провела исследование в 91 стране мира о мерах, которые компании предпринимают в области управления персоналом. Исследование охватило 2589 компаний (96 в России).

По итогам исследования 31% компаний во всём мире прогнозирует ухудшение финансовых результатов уже в этом году; в марте в ходе аналогичного исследования только 12% компаний ожидали ухудшение финансовых показателей. Самый высокий процент (39%) указали респонденты из США, а самый низкий (9%) был отмечен в Африке. В России 12% компаний ожидают, что их бизнес-результаты окажутся ниже намеченного уровня. Из числа компаний, прогнозирующих снижение финансовых результатов, существенную долю (63%) составляют компании сектора розничной торговли. Компании связывают это прежде всего со сложностями в привлечении заёмного капитала и снижением потребительских расходов населения.

Ниже представлены основные выводы глобального исследования Хэй Груп по изменениям, которые были предприняты в системе управления персоналом:

  • Снижение численности персонала: почти половина (48%) организаций в мире «замораживают» (33%) или даже сокращают (15%) текущую численность персонала (по сравнению с 20% респондентов, согласно исследованию, проведённому в марте). Размер сокращений колеблется от 3% до 12%. В России 53% компаний сообщили, что сохранят штат сотрудников согласно запланированному бюджету, 21% респондентов сообщили, что провели или планируют провести сокращение персонала в пределах от 15% до 19%.
  • Сокращение бюджета на увеличение заработной платы: 65% респондентов планируют или уже вносят изменения в свои бюджеты на увеличение заработной платы сотрудников в 2009 году. Из числа этих организаций — 58% урезают свой бюджет и еще 24% «замораживают» уровень оплаты труда для всех категорий сотрудников, или планируют предпринять такие шаги в дальнейшем. В России 53% компаний пересматривают свои годовые бюджеты, в среднем только 12% компаний планируют на данный момент заморозить фонд заработной платы, а 23% тсрочили принятие решений.
  • Система краткосрочных поощрений существенно не изменилась: только 19% компаний в мире планируют внести коррективы в дизайн системы. Аналогичная ситуация и в России (21%). В основном, изменения коснулись величин выплат: 30% компаний в мире (42% в России) сократили размеры выплат. Только 10% компаний в мире (26% в России) совсем отказались от выплат премий в этом году. 20% компаний в мире пересматривают целевые показатели.
  • Сокращение затрат коснется льгот: на текущий момент большинство организаций (88% в мире, 50% в России) сохраняют существующие пакеты льгот, но в дальнейшем планируют их пересмотреть. Компании, которые уже сейчас пересматривают пакеты льгот, прежде всего, сокращают расходы, связанные с командировками (13%), с предоставлением автомобилей (6%). В России уже сокращены или в плане сокращения программы медицинского страхования (42% компаний) и предоставления служебных автомобилей (19% компаний).
  • Пересмотр бюджетов на обучение и развитие персонала: 16% организаций в мире сокращают или сворачивают программы по обучению и развитию персонала. В России доля таких компаний значительно выше (76%).

Комментарий Хэй Груп

«Кризис совершенно по-разному отразился на ситуации в различных регионах, странах и отраслях, но все же влияние рецессии ощутили многие организации», — подчеркивает Ник Боултер, управляющий директор Хэй Груп в области вознаграждения. «Поскольку нет уверенности в том, как будет развиваться экономическая ситуация в следующем году организации не спешат увеличивать фиксированный уровень твердого оклада. Многие из них выбирают осторожную тактику: откладывают, снижают размер надбавки к зарплате или же „замораживают“ уровень твердого окл
ада, а также пересматривают программы вознаграждения с целью удержания высококвалифицированных сотрудников.

Если компании не будут рассматривать и решать вопросы, которые беспокоят сотрудников в условиях неопределенности, это немедленно скажется на уровне мотивации персонала и приведет к оттоку кадров и, как следствие, снижению экономического результата компании. Руководству компаний следует воздержаться от поспешных действий, которые, возможно, помогают улучшить ситуацию в краткосрочной перспективе, но могут поставить под вопрос экономическую стабильность компании в долгосрочной перспективе. Руководители по управлению персоналом должны сосредоточить свое внимание на нескольких актуальных вопросах, поддерживая таким образом свою компанию в процессе преодоления кризиса: чёткая и регулярная коммуникация, стратегическое снижение затрат, удержание талантов, пересмотр программ вознаграждения, разъяснение сотрудникам стоимости пакета общего вознаграждения».

Об исследовании

В ноябре 2008 года компания Хэй Груп провела исследование в 91 стране мира. Исследование было посвящено мерам, которые компании предприняли в области управления персоналом в ответ на разразившейся кризис. Исследование охватило 2589 компаний (96 компаний в России). В ходе исследования были затронуты следующие вопросы: изменения в заработной плате, программах краткосрочного и долгосрочного вознаграждения, а также планируемые изменения в других аспектах, связанных с компенсацией сотрудников (например, привлечение сотрудников, льготы, программы по обучению и развитию персонала).

Источник : Training.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *