Научные исследования показали, что медитация, а именно практика внимательности, влияет не только на качество жизни, но и на качество бизнеса. Российские топ-менеджеры взяли на вооружение западный опыт и учатся жить здесь и сейчас.

В зале для переговоров компании Odgers Berndtson сидят десять человек и наблюдают за своим дыханием. За тем, как на выдохе чуть более теплый воздух выходит через ноздри, а на вдохе более прохладных воздух касается кончика носа. Инструкция проста: если вы замечаете, что ваше внимание отвлеклось на ощущения в теле, эмоцию или мысль, вы мягко возвращаете внимание обратно на дыхание, используя его как фокус.

Спустя 15 минут все открывают глаза. «Поразительно, — говорит одна из участниц, — я вчера показала эту практику моим домашним. Мы подышали всего три минуты, но разговор за ужином стал совершенно другим: более глубоким, более спокойным и одновременно содержательным. Может быть, нам стоит сделать это частью корпоративной культуры и медитировать перед началом совещаний?»

Медитировать перед началом совещаний начала уже добрая половина крупных американских компаний. Но в России это пока в новинку. Да и слово «медитация» многих отечественных работодателей и сотрудников скорее пугает, чем привлекает. Хотя в Азии, где медитативные техники зародились много веков назад, этот термин не подразумевал ничего пугающего. В дословном переводе с санскрита или с тибетского «медитация» значит просто «знакомство» — знакомство с нашим собственным умом и с тем, как мы можем им управлять.

А управлять своим умом в современном мире хочет каждый — не случайно тиражи научно-популярных книг о том, как, изменив свой мозг, вы измените свою жизнь, стремительно растут. Для современного человека мозг и его ресурсы, в частности внимание, стал одним из главных активов. Дэниэл Гоулман даже написал на эту тему книгу «Фокус: скрытый механизм превосходства», которая пока что не переведена на русский. В этой книге Гоулман пишет о том, что с нейробиологической точки зрения внимание — это базовый механизм нашей психики. Именно то, насколько мы внимательны, определяет нашу способность понимать других людей, обучаться, запоминать, осознавать себя и последствия своих действий, испытывать эмпатию и легко взаимодействовать с окружающими.

«Внимание — это мускул. Если вы его не тренируете, он становится дряблым. Если тренируете, он укрепляется, — утверждает Гоулман. — А то, насколько он у вас тренирован, определяет качество всей вашей жизни, от здоровья до общего благополучия».

В результате 20 лет нейронаучных исследований оказалось, что медитация, а именно практика внимательности, едва ли не самый эффективный способ этот мускул укрепить. Практика внимательности обучает нас возвращать внимание в настоящий момент и присутствовать в нем расслабленно и без суждений, но при этом сохраняя огромную бдительность по отношению к мельчайшим аспектам этого настоящего момента. По сути, за этим определением кроется множество различных техник: сфокусированное наблюдение за своим дыханием, наблюдение за ощущениями в теле, а также собственными мыслями и эмоциями, открытое внимание, когда абсолютно все происходящее вокруг из отвлекающих факторов превращается в предмет медитации.

В феврале американский журнал Time вышел с обложкой, провозгласившей наступление в США «Революции внимательности». Ежегодно начинают медитировать полтора миллиона американцев, и многие делают это впервые на рабочих местах. Google, Apple, Toyota, Deutsche Bank и еще сотни крупнейших компаний по всему миру тратят свои бюджеты на медитацию для сотрудников не просто так. Оказалось, что практика внимательности существенно снижает уровень стресса и его последствий (высокое давление, бессонница, переедание, тревожность, неспособность сосредоточиться на рабочих задачах), улучшает иммунитет (а это сокращает количество дней, пропущенных по болезни, и выплаты по страховкам), способствует развитию более открытых и доверительных отношений в команде.

Кроме того, оказалось, что уровень стресса связан не только с силой внешнего воздействия на человека, но и с тем, насколько гибко его психика способна адаптироваться к внешней среде. Практика внимательности обучает человека наблюдать за собой и за собственными реакциями в различных рабочих ситуациях и замечать моменты, когда он действует импульсивно или неосознанно. А заметив это, человек может изменить свой привычный сценарий поведения, который зачастую и приводит его к стрессу.

Тогда же французская бизнес-школа INSEAD сообщила о результатах интересного исследования, которое ее профессора провели совместно с коллегами из Wharton School, Пенсильвания (США). Оказалось, что 15-минутная медитация наблюдения за собственным дыханием существенно влияет на способности руководителей принимать более взвешенные и разумные решения. Один из исследователей, Эндрю Хэфенбрэк, объясняет этот факт тем, что, вернув внимание в настоящее и перестав находиться под властью эмоциональных импульсов, руководитель способен более широко и трезво взглянуть на любую ситуацию.

В России корпоративные программы по практике внимательности компания «Внимательный бизнес» стала предлагать еще год назад. Программа «Внимательный руководитель» ориентирована на топ-менеджеров и состоит из двухдневного семинара и четырех двухчасовых встреч в течение месяца (раз в неделю) для закрепления практики. Программа «Внимательный сотрудник» чуть короче и может быть адаптирована под конкретные нужды: программистов, менеджеров по продажам, журналистов, бухгалтеров.

Когда автор этих строк только начала разрабатывать программу два года назад, многим эта идея казалась безумием. Говорили, что в России никто и никогда не согласится тратить корпоративные бюджеты на медитацию для топ-менеджеров, а сами руководители не воспримут эту идею всерьез. Однако все оказалось ровно наоборот.

Алексей Евгеньев, управляющий директор компании Alvarez & Marsal в России, одним из первым рискнул проверить действие практики внимательности на себе и своих коллегах. «Я — человек циничный и не склонный к духовному поиску, но любопытство перевесило, — рассказывает Алексей. — Понравилось то, что в программе используется исключительно светский язык, много научных данных. Из полезного — стал просыпаться в полшестого без будильника, в голове стало ощутимо спокойнее и яснее, обратил внимание на то, как строю общение с коллегами, и кое-что поменял».

Коллеги Алексея, которые вслед за ним прошли программу, говорят, что практика внимательности повысила эффективность их переговоров с клиентами, улучшила отношения в команде и, что немаловажно, с членами семьи. Помогла им начать осознавать свои эмоции и их влияние на рабочий процесс, но главное — научила изменять собственный эмоциональный фон не через подавление, а через осознание и принятие.

Также выяснилось, что практически в каждой компании, где проводилась программа «Внимательный руководитель», есть один-два человека, которые уже давно медитируют — дзен, тибетский буддизм, випассана. Но делают это тайком, «чтобы не выглядеть фриком», и очень рады, что теперь «появился способ объединить медитацию и работу, не разделять жизнь на части, а сделать ее более целой». И всегда есть люди, которые признаются, что, если бы им кто-то объяснил раньше, что медитация — это не мантры, транс и благовония, а способность лучше узнать себя и работу своего ума, избавиться от стресса и обрести внутреннее равновесие, получать радость от жизни и работы, они бы начали практиковать 10 — 20 лет назад. «Для меня речь идет прежде всего о психической гигиене, — говорит Андрей Черняков, партнер Odgers Berndtson. — Для современных офисных сотрудников ум — главный рабочий инструмент. И логично заботиться о его здоровом и эффективном функционировании».

Здесь кроется один из подводных камней обучения медитации в бизнес-контексте. Корпоративный мир хочет цифр и четко замеряемых результатов. И тогда велик соблазн превратить внимательность в очередной суперинструмент. Но парадокс в том, что, согласно всем нейронаучным исследованиям, практика внимательности начинает менять структуру нашего мозга и, как следствие, наши реакции и наше мироощущение именно тогда, когда мы ничего от нее не ждем.

Это связано с тем, что в мозге человека есть два нейронных контура, которые работают во взаимоисключающем режиме. Первый — нарративный — всегда включен по умолчанию, и именно он заставляет нас тревожиться о будущем, сожалеть о прошлом, принимать необдуманные импульсивные решения, а также доверять исключительно цифрам. Второй — контур прямого опыта — отвечает за интуицию, озарения, целостное восприятие, парадоксальные решения. Этот контур активируется медитацией. И именно поэтому та же INSEAD и Harvard Business School назвали способность быть в настоящем «важнейшим навыком современного топ-менеджера».

…Дар практики внимательности заключается в следующем: тому, кто с ней познакомился, больше не приходится выбирать между эффективностью и гармонией. Джанис Мартурано, бывший вице-президент Generall Mills, «подружившая» этот продуктовый гигант с медитацией, говорит, что «неверно искать баланс между жизнью и работой — при таком подходе все равно остается противоречие. У нас всего одна жизнь. И важно пробудиться к ней во всей ее полноте». Здесь и сейчас.

Источник: Сайт http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/36003531/rossijskie-top-menedzhery-uvleklis-meditaciej

 

(Visited 366 times, 1 visits today)