Дискуссии о том, нужно ли с размахом отмечать гендерные праздники, уже который год возникают накануне 23 февраля и не утихают до 8 марта. В 2023 году даже трудно сказать, с каким праздником больше проблем. И пока внутрикомы и HR-ы всея Руси активно обсуждают эту тему в профессиональных сообществах, мы тоже решили разобраться, в чем же проблематичность гендерных праздников и стоит ли организовывать в компании тематические корпоративные мероприятия.
В российских компаниях 23 февраля и 8 Марта иногда отмечают с размахом, сравнимым только с периодом новогодних мероприятий. Тем не менее, делать просто мероприятие потому что «так принято» — не очень эффективно для бизнеса. Одно дело, когда именно у вашей компании есть своя особая традиция празднования важных дат, которая работает на сплочение коллектива или выполняет какую-то другу задачу. Но вот если это просто какие-то активности со стороны компании «для галочки» — тут больше вреда, чем пользы.
Корпоративные мероприятия должны работать на цели бизнеса, и гендерные праздники в этом вопросе не исключение. Прежде всего поймите, какую цель вы преследуете, организовывая ивент, какие задачи хотите решить. И нужно ли это вообще вам и вашим сотрудникам (тут в помощь опросы и обратная связь). Вот некоторые задачи, которые могут быть актуальными для вашей компании:
- внедрение/поддержание ценностей компании
- развитие HR-бренда
- тимбилдинг, укрепление корпоративного духа
- придать уверенности в завтрашнем дне (часто по подобным мероприятиям оценивается финансовое благополучие компании: не провели корпоратив = в компании кризис и всё плохо)
Как эффективно использовать мероприятия для укрепления HR-бренда вы узнаете на курсе КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ от Школы внутреннего коммуникатора.
Но есть ма-а-аленький нюанс (увы, не один)
У истории про гендерные праздники есть несколько спорных моментов . Вот они и могут стать причиной того, что праздники, которые в идеале должны сплачивать коллектив, поднимать мотивацию и помогать справиться со стрессом — наоборот, вызывают больше негатива.
В первую очередь это стереотипы. Да-да, мы все их хорошо знаем: женщины радуют глаз и украшают коллектив (хотя не являются предметом интерьера), мужчины — настоящие защитники и каменные стены (но мы ведь все знаем, что они состоят совсем не из кирпичей).
Понятно, что в России на гендерные праздники смотрят очень по-разному, нет смысла пытаться найти какой-то один верный способ подхода компании к 23 февраля и 8 марта. Его просто не существует, и слишком много факторов нужно учитывать.
Еще одной важной частью дискуссий является то, как сильно размывается первоначальная проблематика праздников, лежащая в их основе. К примеру, важно понимать, почему 8 марта скорее про борьбу за права, чем про желание оставаться женственной и нежной. Как минимум понимание таких базовых моментов поможет избежать казусов, скандалов и факапов с некорректными формулировками, странными поздравлениями и даже с форматом мероприятия. Тут, для понимания контекста, обратимся немного к истокам.
8 марта и неожиданное торжество сексизма
Международный женский день, который мы отмечаем 8 марта, появился как следствие женских маршей за права. Историки считают, что все началось в 1908 году в США, где женщины вышли на улицы с требованием равных условий и оплаты труда для мужчин и женщин. В августе следующего года на встрече Социалистического Интернационала в Копенгагене Клара Цеткин инициировала появление Международного женского дня, посвященного солидарности женщин в борьбе за политические, экономичные и социальные права.
В Советском Союзе с 1921 года этот день был государственным праздником. Изначально 8 марта позиционировалось как праздник пролетарок и работниц. В этот день власти широко освещали достижения «советской женщины», работавшей наравне с мужчинами.
Характер праздника начал меняться после 1965 года, когда он стал официальным выходным в Советском Союзе. Постепенно день солидарности женщин за равные права и эмансипацию начал превращаться в праздник нежности, красоты и весны. И этот шлейф, с тюльпанами, мимозами и открытками раз в год, тянется до сих пор. Теперь это самый богатый на архаичный сексизм праздник.
23 февраля: кого поздравлять?
Еще больше противоречий вызывает День защитника Отечества. Сегодня все чаще можно увидеть, что люди не понимают его идею и не помнят историю.
В СССР 23 февраля 1918 года считали днём, когда члены Красной гвардии одержали ряд побед под Псковом и Нарвой над войсками кайзеровской Германии. Так эта дата стала «днём рождения Красной армии». Через несколько лет было принято решение отмечать 23 февраля всенародный праздник — День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Теперь же он хорошо знаком нам как День защитника Отечества. И вот этот очевидный милитаристский шлейф многим не дает покоя. Как минимум, не совсем понятно, а кого надо поздравлять, и почему праздник закрепился как «мужской»?
По данным опроса, который в 2019 году проводили hh.ru, дол тех, кто считает 23 Февраля праздником «всех мужчин», меньше тех, для кого этот день — профессиональный праздник военных или отслуживших в армии (кстати, важно, что защитой Отечества занимаются не только мужчины), — 40% против 46% соответственно. Похоже на полную неразбериху.
Но всё это еще является проблемами нас с вами из прошлого. После 2022 года все праздники, которые так или иначе связаны с военное темой могут вызывать много вопросов и неоднозначных ассоциаций. И, пожалуй, один из советов, который мы можем дать всем, кто принимает решение в компаниях о проведении мероприятий к 23 февраля в этом году — постарайтесь их отменить. Или хотя бы свести к минимуму военную тематику, сексистские стереотипы и всё, что может вызвать негативные эмоции в связи с событиями последнего года.
Кстати, довольно интересно, что есть мужской аналог 8 марта — 19 ноября, когда во многих странах мира отмечается Международный мужской день. Его главные цели — привлечение внимания к гендерной дискриминации мужчин и к проблеме неравенства полов. Но у нас этот праздник пока что не прижился.
Отменить нельзя провести
Как же тогда быть? Ведь если отменить празднование 23 февраля, то как-то странно будет потом отмечать и 8 марта. На самом деле ответ лежит на поверхности — просто устройте комбо-ивент.
Многие компании совмещают два праздника и отмечают их в один день. К примеру, каждый год в HeadHunter отмечают День весны в первых числах марта. Праздник используют как возможность зарядиться позитивом и обменяться хорошим настроением. Проводят мастер-классы и делают угощения. Это отличный способ избежать споров и конфликтов.
Идей, как можно интересно поздравить коллег огромное количество: набирают популярность мастер-классы на разные темы, онлайн-курсы по личным интересам, креативные нетворкинги, организация игр, связанных со спецификой компании, благотворительность и волонтерство вместо праздника в офисе, квесты и т. д.
Но нет ничего плохого и в простом дарении подарков. И да, подойдут и носки, и уходовые средства, и колготки. Главное, как их преподнести. Просто не уходите в объективизацию, а транслируйте своей аудитории яркие позитивные посылы.