Формулировка миссии компании для создания системы внутренних коммуникаций

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

Альберт Эйнштейн

О чем пойдет речь?

Вы когда-нибудь задумывались, для чего живете? В чем смысл вашей жизни, в чем предназначение? На определенном жизненном этапе каждый начинает искать ответы на эти вопросы. Те счастливчики, которые нашли их, не дадут соврать: жить стало легче, жить стало веселее только лишь потому, что пелена неизвестности спала и в голове заработал внутренний компас. Если ты знаешь, для чего и ради чего идти, то проясняются и другие вопросы: куда идти, с кем идти и что делать.

Жизнь компании в этом смысле совершенно не отличается от жизни человека. Понимание высшего предназначения и смысл существования — это и компас, и камертон, который помогает идти своим собственным путем и постоянно сверяться с первоначальными устремлениями. И инструмент этот носит название «миссия компании» — это смысл существования компании, ее высшее предназначение.

Миссия — понятие не только философско-этическое, но и практическое — квинтэссенция уникальных черт, которые характеризуют только данную конкретную компанию.

Миссия является высшей точкой в идеологии организации.

Исходя из этого, формулируются философия компании, ценности, цели и даже такие сугубо прикладные категории, как показатели результативности и компетенции сотрудников.

Миссия компании должна содержать в себе следующие элементы:

  1. Цель существования (для чего существует организация?).

Особое внимание в рамках этого элемента нужно уделить социальной составляющей миссии — это изменение условий или качества жизни общества.

  1. Методы достижения цели.
  2. Формат взаимодействия компании с обществом.

Посмотрим на практике

В качестве иллюстрации приведу примеры наиболее грамотно сформулированных миссий различных компаний:

Mary Kay (средства по уходу за кожей и декоративная косметика):

«Украшать жизнь женщин во всем мире, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые горизонты для независимых консультантов по красоте и предоставляя им неограниченные возможности карьерного роста, делая все, чтобы женщины, которые сталкиваются с компанией Mary Kay, смогли реализовать себя».

Nokia (производитель мобильных устройств):

«Соединяя людей, мы помогаем удовлетворению фундаментальной человеческой потребности в связи и социальном контакте. Nokia наводит мосты между людьми — находятся они врозь или лицом к лицу — и помогает людям получать необходимую информацию».

Аэрофлот (российская авиакомпания):

«Наиболее полное и безопасное обеспечение одной из фундаментальных свобод человека — свободы передвижения».

Enter (розничная сеть продажи непродовольственных товаров):

«Мы дарим время для настоящего. Честно. С любовью. Как для себя».

Как сформулировать?

У подавляющего большинства компаний миссия есть, но хитрость заключается в том, что до сих пор суть самой миссии (или миссия миссии) остается загадочной и эфемерной. Как правильно сформулировать миссию, и что с ней делать дальше? Вот тут-то и начинается самое интересное.

Хотите знать больше, о том, как систематизировать внутренние коммуникации в компании?
Какие инструменты и фишки использовать?

Смотрите программу - МЕНЕДЖЕР ПО ВНУТРЕННИМ КОММУНИКАЦИЯМ
Кстати, в рамках курса представлены кейсы крупнейших российских компаний

Шаг 1. Облечь мечты в слова

Независимо от того, новичок вы или титан с богатым прошлым, миссия у вас уже есть. Нужно ее только осознать. Да-да. Не придумать, а именно осознать, потому что замысел всегда лежит в основе чего бы то ни было. И компания взялась не из воздуха — у нее есть основатели, а у них были свои идеи о проекте. И сотрудники подобрались такие, а не какие-то другие. Задача — только поймать витающий в воздухе ответ: а для чего мы здесь собрались?

Кто это может сделать: основатели компании, сотрудники, работающие с продукцией и услугами, а также с клиентами и партнерами, знающие особенности бизнеса. И, конечно, не помешают люди, профессионально владеющие словом, — журналисты, редакторы, копирайтеры, пиарщики, внутренние коммуникаторы.

Шаг 2. Понять и принять

Этот шаг является логическим продолжением предыдущего. Миссия компании будет живой только в том случае, если сами сотрудники понимают и разделяют эту идею. То есть, возвращаясь к первому шагу, логичнее изначально привлечь ключевых сотрудников к процессу формулирования миссии, а большую часть коллектива — к обсуждению и выбору миссии. Это поможет максимально учесть все имеющиеся мнения, привлечь внимание к важному процессу и вовлечь команду в идеологическую работу. В дальнейшем вопрос авторства сотрудников также добавит очков и положительно скажется на принятии миссии компании новыми членами команды.

Как это было в жизни: команда Enter почувствовала необходимость в миссии спустя несколько месяцев после запуска проекта. Изначально был определен формат: розничная сеть, которая объединит в себе все направления non-food на российском рынке и будет работать через мультиканальную систему продаж (онлайн, офлайн, печатный каталог, колл-центр, приложения к мобильным телефонам и социальным сетям, скринтач-терминалы).

В апреле 2011 года в мозговом штурме родилось название проекта. В это же время лидеры компании инициировали серию мозговых штурмов, в которых рождались и умирали формулировки миссии: предварительный этап — мозговой штурм — отборочный этап — мозговой штурм — стратегическая сессия для всех сотрудников компании — выбор финальной версии миссии.

Среди многих был и такой вариант: «Мы помещаем на кончиках пальцев наших клиентов весь мир товаров, которые нельзя съесть, надеть и которые не требуют промывания после попадания в глаза» — хороший вариант.

Но команда выбрала другой, получивший статус миссии компании Enter: «Мы дарим время для настоящего. Честно. С любовью. Как для себя».

Шаг 3, он же 4, 5, 6, 7 и так далее

Трансляция и промушен, промоушен и трансляция. Предыдущие шаги можно назвать базовыми. Вслед за этим следует интеграция миссии во все основные бизнес-процессы — это и работа с клиентами, и весь маркетинговый комплекс, и, конечно, работа с персоналом.

Базовым элементом каждого мероприятия, программы или положения в компании должна стать миссия. А для того чтобы не забывать об «идеологическом компасе», хороши все каналы коммуникаций — корпоративные СМИ, POSматериалы, организационные коммуникации, письма, мероприятия, все доступные взгляду сотрудника поверхности (стены, рабочее место, потолок) и, конечно, неформальные каналы коммуникации.

Подводные камни

Две основные сложности в работе с миссией.

  1. Большие трудозатраты для компании, высокая стоимость рабочего времени сотрудников, задействованных в разработке миссии. Миссия, как и любая работа души, видна не сразу и прямого дохода не имеет — будьте готовы к этому! Объясняйте, привлекайте и вовлекайте.
  2. Рассогласованность задекларированной миссии и реальных действий. Миссия — это не только внутренний камертон компании, но и эталон, с которым вашу же компанию и будут постоянно сравнивать. И любая рассогласованность будет ставиться в упрек.

Будьте бдительны!

Миссия — это краеугольный камень любой компании и любой корпоративной культуры. Но взять на себя смелость и возглавить этот процесс может только по-настоящему отважный человек: много времени, идей, эмоций, споров и небесспорный результат. Но если все получится, то на вашем счету будет великое дело.

Автор статьи — Анастасия Добровольская

Данный материал опубликован в книге «ВСЕ О ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЯХ», Сообщество внутренних коммуникаторов, М.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *