Первая ассоциация, которая возникает при словах «корпоративное радио», ― завод, цеха и громкоговорители под потолком. Действительно, во многих организациях (как правило, в производственных, добывающих и перерабатывающих) до сих пор вещают собственные радиостанции. Информация о том, что этот формат коммуникаций до сих пор жив и даже активно используется, и подтолкнула меня к идее создать корпоративное радио BDO.

Сразу скажу: это радио ни в коем случае не заменяет всех остальных каналов коммуникаций. Более того, если говорить об офисных сотрудниках, то радио ― скорее «надстройка», то есть даже не основной канал. Оно не подходит для трансляции каких-то важных решений, приказов и т.д.: задача радио как средства коммуникации ― объяснять, отвечать на актуальные вопросы.

Помимо радио, в BDO используются следующие каналы коммуникаций: интранет, почтовые рассылки, стенды с плакатами на этажах, корпоративный журнал и обои рабочего стола. Ключевые каналы ― интранет и рассылки: через них мы транслируем большую часть информации. На интранете публикуется вся информация, новости, изменения и т.д. А рассылки используются для трансляции наиболее важных сообщений всем работникам: из-за специфики нашей компании (аудит и консалтинг) многие сотрудники работают удаленно, на проектах, из-за чего доступ к интранету может быть затруднен. Что касается плакатов и обоев, то они используются как средство привлечения внимания к каким-то ключевым событиям, то есть это скорее тизеры. Наконец, корпоративный журнал используется скорее как инструмент для создания доброй командной атмосферы в компании: в нем рассказывается о процессах и изменениях, о людях, работающих в различных подразделениях, и прочее. Можно сказать, что наш корпоративный журнал скорее ближе к «глянцу», чем к деловому изданию.

Таким образом, еще до появления радио внутренние коммуникации в BDO уже были достаточно развиты. Однако у них имелся общий недостаток: это была сугубо текстовая информация, частью с иллюстрациями ― не хватало живой речи, динамики, интерактива. Поэтому, когда я услышал о том, что сейчас существуют проекты корпоративного радио, я загорелся созданием радиовещания у нас в офисе. Проект понравился и коллегам, мы достаточно быстро определились с форматом – еженедельно по пятницам, 20-30 минут. В каждом выпуске ― по 3-4 коротких новости плюс интервью с кем-то из сотрудников.

А вот с реализацией все оказалось не так просто. Первая идея ― разместить громкоговорители по всему офису и транслировать через них ― была отброшена быстро: у сотрудников могут быть встречи, совещания, да и просто горящие проекты. Кроме того, изучение опыта коллег показало, что первичные ассоциации были верны: завод, цеха, громкоговорители. Соответственно, нужно другое решение. Путь, выведший нас к нему, был найден довольно быстро: есть общий сервер, интранет и корпоративная сеть ― почему бы не записывать файл передачи на сервер, а потом одновременно проигрывать его на всех компьютерах, подключенных к корпоративной сети?

Звучит достаточно просто, но реализация идеи потребовала значительных усилий. Впрочем, наш ИТ-отдел оказался на высоте! В результате без дополнительных затрат на специальный софт и оборудование коллеги из ИТ-подразделения решили задачу путем создания специального скрипта. А дальше началось самое интересное: надо было придумать, как мы будем записывать передачи и искать героев, по какому принципу отбирать новости, а главное – как сподвигнуть людей слушать корпоративное радио.

С интервьюером все было просто: у PR-менеджера, которая теперь отвечала за ведение проекта, оказался весьма приятный тембр голоса, к тому же она обладала всеми необходимыми навыками для интервьюирования. С микрофоном тоже не было проблем: мы регулярно проводим мероприятия, поэтому он уже был закуплен. Куда сложнее оказалось с начиткой новостей. Мы проводили кастинг среди сотрудников отдела, но после ряда проб решили, что если ведущий – женщина, то новости должен зачитывать мужчина: по контрасту все звучит лучше. В итоге выбор пал на меня.

После этого были закуплены наушники для сотрудников, и мы устроили специальное мероприятие ― «День радио»: развесили на стендах плакаты, на входе в офис раздавали наушники и флаеры.
Проект стартовал ― и тут встали всплывать недочеты. Мы, конечно, позаботились о том, чтобы люди, пропустившие прямой эфир передачи, могли послушать ее с архива в интранете. Но люди постоянно забывали о времени передачи, пропускали эфир и жаловались. В итоге было сделано следующее: каждую пятницу за полчаса до эфира мы рассылаем всем коллегам письмо-анонс с напоминанием о выходе в эфир очередного выпуска радиопередачи. С планированием тоже было непросто. Поиск героя для интервью не самая простая задача: мало придумать тему ― надо еще найти человека, уговорить принять участие в передаче. В итоге мы стали набирать «пул» героев ― на две-три недели вперед.

Через некоторое время всплыла еще одна проблема. В связи со спецификой работы консультантов многие коллеги длительное время трудятся на проектах за пределами офиса ― подключиться к интранету им тяжело, поэтому письма-анонсы о радиопередачах, которые они технически не могут прослушать, стали раздражать людей. Проблему решили очень просто – завели на внешнем сайте запароленный раздел с архивом радиопередач, а в письме-анонсе стали давать ссылку на этот раздел и пароль для входа.

После этого проект благополучно развивался: все больше коллег давали интервью по самым различным темам ― о целях нашей компании, ее стратегии, готовящихся изменениях и т.д. Примерно через три месяца мы провели опрос среди сотрудников: кто слушает радио, что нравится, а что нет и какие есть пожелания. По итогам опроса выяснилось, что радио слушают более 40% коллег! Это нас поразило: проект совершенно новый, и мы ожидали в лучшем случае 25% ― хорошо, если 30%. Впрочем, одновременно выяснилось, что людям было бы не менее интересно послушать и про необычные хобби и своих увлечения коллег, какие-то «лайф-стайл» темы ― к примеру, про корпоративные сборные по футболу и волейболу. И эти пожелания серьезно облегчили нашу задачу по подготовке радио: список потенциальных героев радиопередач сильно расширился, а мы поняли, что можно не бояться экспериментировать и пробовать новые форматы. Так что на сегодняшний день проект корпоративного радио можно смело назвать успешным и перспективным.

Мнение экспертов:

Дмитрий Савельев — Генеральный директор кадрового агентства Trusted Personnel Recruitment Agency («Надежный Персонал»): Технический прогресс постоянно движется и каналы сообщений внутренних коммуникаций должны совершенствоваться, например, смс рассылки на корпоративные телефоны, смс голосование по критичным для компании решениям.
Есть своя специфика у офисных работников. Офисным работникам важен конкретный источник информации, т.к. в повседневной жизни идет постоянный поток новостей. Необходим повтор критичных сообщений, поэтому радио полезно. Оно может служить дополнительным инструментом при необходимости экстренных сообщений. Дополнительно радио может помогать командному настрою и объединению целей работников.

Фуад Зейналов — Заместитель Директора по персоналу, HR-Дирекция промышленных активов (UrbanGroup): В российском корпоративном мире наблюдается две полярности. В одних компаниях это, в принципе, неразвитость корпоративных коммуникаций. Есть какие-то редкие рассылки, периодически выходит некое подобие корпоративной газеты (или иные вариации чего-то печатного), может, даже есть интранет. Однако, в неумелых руках при отсутствии внятной стратегии управления персоналом, толком эти инструменты не работают (а еще хуже, когда декларируемое в корпоративных СМИ не соответствует действительности). Поможет ли еще и радио? Вряд ли.

В других компаниях, компаниях с развитой корпоративной культурой, все каналы коммуникации развиты тоже обычно неплохо. Там наблюдается другая проблема — переизбыток информации. Сотрудники перестают читать большую часть рассылок (особенно если выпуски выходят слишком часто), интранет посещают только тогда, когда надо найти чей-то телефон или посмотреть название должности. Там задача привлечь внимание сотрудников. Плюс еще один фактор — с каждым годом растет нагрузка на персонал, от потока служебной информации голова идет кругом. Успеть бы выполнить рабочие задачи, а где еще найти время, чтобы послушать радио?
Думаю, корпоративное радио, как еще один канал коммуникаций, имеет право на существование. Сейчас это мало где применяется в условиях офиса, и можно только приветствовать проект сотрудников BDO, особенно если результат работы измерим и является для компании положительным. Хочется надеяться, что этот канал будет развиваться в российских компаниях. Чем больше будет каналов связи с персоналом, тем лучше.

Источник: www.hrmaximum.ru

Хотите создавать каналы коммуникаций, которые будут служить интересам вашей компании? Приходите на курс Контент-менеджмент от Школы внутреннего коммуникатора! 

(Visited 950 times, 1 visits today)