Сегодня мы еще раз поговорим о развитии социального бизнеса и корпоративных социальных сетей, попробуем оценить основные тенденции на 2012 год.
Поможет нам в этом Дион Хинчклифф – исполнительный вице-президент по стратегии в «Dachis Group». «Dachis Group» позиционируется как лидер в разработке решений для социального бизнеса, среди их клиентов немало компаний мирового уровня.
В своей статье Дион Хинчклифф говорит о том, что 2011 год стал для социального бизнеса годом бурного развития. В то же время понятие социального бизнеса стало включать в себя все больше и больше областей.
Помимо социального маркетинга, Enterprise 2.0 и платформ для совместной работы, сюда вошли совсем новые направления, такие как социальный HR и управление талантами, социальный бизнес-анализ и разработка приложений для social business
На фоне такого мощного подъема прозвучали прогнозы, что общий объем вложений в социальный бизнес в 2012 году может достичь 100 миллиардов долларов. В связи с этим многих интересует, а что же будет дальше? Будут ли происходить глобальные изменения? Появятся ли какие-нибудь новые тенденции? Какие моменты нужно учесть для успешной работы в сфере социального бизнеса?
В какой-то мере социальный бизнес – это область неизведанного. Многое здесь изучается на практике, методом собственных проб и ошибок. Дион Хинклифф составил свой прогноз для тех, кто хочет учесть глобальные тренды в сфере социального бизнеса и не делать те ошибки, которых действительно можно избежать. А нам это прогноз просто поможет понять, в каком направлении сегодня развивается социальный бизнес.
Итак, 12 «предсказаний» про социальный бизнес от Диона Хинчклиффа:
- Всеобщая «мобилизация». На фоне расцвета мобильных устройств этот прогноз напрашивается сам собой. Дион предсказывает, что решения для социального бизнеса, у которых нет внятного мобильного интерфейса, потеряют любовь пользователей, и ко второй половине 2012 вендоры ощутят падение продаж. В целом, он предрекает бурное развитие мобильных интерфейсов для социального ПО в наступившем году, хотя оговаривается, что у решений для Enterpise 2.0 прогресс будет идти медленнее. Признавая, что с ПК-адаптацией приложений и интерфейсов социальных интранетов вендоры по большей части справились, он напоминает, что то же самое им предстоит сделать для iPad и планшетников под Android.
Аналитические и Business Intellegent приложения станут неотъемлемой частью решений для social business. Общаясь и работая, пользователи социального интранета генерят чудовищные объемы информации. Найти в этом море контента жемчужные зерна истины совсем непросто. Для этого нужны умные и мощные аналитические приложения. На самом деле, считает Дион Хинклифф, необходимо не просто поймать нужную информацию в мутных водах интранета, чертовски важно сделать это вовремя. В бизнесе ценность решения, принятого в нужный момент, неизмерима. Поэтому стоит ожидать, что в ближайшее время мощные аналитические и business intelligence механизмы будут встраиваться уже непосредственно в инструменты social media.
Игровые механики в социальном бизнесе, увы, пока не будут использоваться. По мнению Диона Хинклиффа, у игровых механик в социальном бизнесе огромное будущее. Однако, он считает, что 2012 год станет только годом экспериментов и выбора правильных направлений работы. Дион не уверен даже на счет 2013 года. В чем он уверен наверняка, так это в том, что достойные решения с использованием игровых элементов обязательно появятся и гораздо раньше, чем думают многие эксперты.
Распространение социальных интранетов будет медленным, зато социальные механизмы будут все сильнее интегрироваться с бизнес-процессами компаний. Дион Хинклифф отмечает, что широкому распространению корпоративных соцсетей мешает целый ряд внутренних и внешних факторов. Внедряя социальый интранет, с одной стороны, необходимо одновременно управлять внутренними коммуникациями, координировать работу IT и HR-департаментов, с другой – нужно смотреть, как бы не нарушить законодательство или какие-нибудь специфические отраслевые требования. А если к этому добавить еще и Microsoft SharePoint, который замедляет переход многих крупных компаний на настоящие социальные платформы, то общая картина может показаться совсем грустной. И все-таки, замечает Дион, в докладе Тоби Варда, президента Prescient Digital Media, говорится, что из 1400 опрошенных компаний порядка 61% процента уже реализовали как минимум одну социальную функцию в своей корпоративной сети. В то же время, в сообществе сторонников Enterprise 2.0 прошла широкая дискуссия по проблемам социального бизнеса. Ее участники в ходе длительных обсуждений пришли к выводу, что для получения максимального эффекта от внедрения социального интранета необходимо заранее заботиться о тесной интеграции социальных функций с повседневными рабочими процессами. По мнению Диона Хинклиффа, интеграция станет трендом 2012 года.
Продолжатся поглощения небольших вендоров решений для социального бизнеса. В двух словах, Дион Хинклифф предсказывает, что в 2012 году такие крупные игроки как Salesforce, IBM, SAP и, возможно, Microsoft будут усердно скупать успешные стартапы, производящие ПО для социального бизнеса.
Внутри компаний будут формироваться отделы, отвечающие за функционирование и развитие social business. По утверждению Диона Хинклиффа, чаще всего в «комитет по social media» в крупных компаниях оказываются вовлечены представители разных отделов: IT-служба, HR, пиарщики, иногда юристы и кто-то из топ-менеджеров. Они рьяно берутся за дело, но рано или поздно понимают, что им не хватает экспертизы и компетенций, для того, чтобы использовать потенциал социальных медиа максимально эффективно. Все понимают, что дела у них продвигаются медленно, в то время как руководство хочет повысить отдачу от этих инструментов. Тогда находят специальных людей, которые способны вдохнуть жизнь в проект, увлечь и направить пользователей, обеспечить «движуху», и поручают им развивать использование social media механизмов в компаниях. Дион прогнозирует, что такие social business units скоро станут обычным делом. В контексте этого предсказания Диона особенно важно обратить внимание на следующий абзац, из которого становится ясным, что автор считает, что «внешнее» продвижение в привычных социальных сетях и получение там обратной связи от клиентов не очень корректно отделять от использования инструментов социальных сетей внутри компании.
В социальном бизнесе начнется размытие границы между внутренней и внешней деятельностью. На самом деле, как утверждает Дион, с момента появления термина «социальный бизнес» было понятно, что он относится к единому пространству, в котором происходят все взаимодействия, как внутренние, так и внешние. Постепенно стало очевидно, что в социальном бизнесе и во внешней и во внутренней деятельности используются одни и те же методы: сотрудники одинаковым образом взаимодействуют и друг с другом и с клиентами. Размытие границ началось с появления ПО, способного обеспечить необходимый уровень защиты корпоративной информации в такой смешанной среде. Процесс начался в 2011, получит развитие в 2012 и, по мнению Диона, заметные результаты мы увидим уже в 2013.
В сферу social business начнут вовлекать потребителей. Дион Хинчклифф считает, что 2012 станет годом «социального» покупателя. Он предсказывает активное развитие решений для социального бизнеса, ориентированных на покупателей. По его словам, рынок подобных решений достигнет объема в 1 миллиард долларов.
Коммьюнити-менеджмент станет полноценной профессией. Довольно быстро все поняли, что сообществам нужны свои лидеры. Их задачи – направлять людей, помогать им, решать тысячи мелких повседневных вопросов, которые неизбежно возникают в любой более-менее большой группе. Эффективная работа любого сообщества – результат кропотливого труда такого лидера. Дион считает, что в 2012 коммьюнити-менеджмент наконец получит заслуженное признание и будет причислен к разряду стратегически важных видов деятельности.
Бюджеты на social business значительно вырастут. Дион предрекает, что размеры бюджетов могут вырасти на 50% и даже больше, если экономическая ситуация изменится в лучшую сторону. Он связывает это не только с положительной экономической динамикой, но и с увеличивающимися запросами социального бизнеса. Мы уже говорили о специальных отделах по развитию интранета и о коммьюнити-менеджерах. По мнению Диона Хинклиффа, дополнительные средства в первую очередь будут потрачены именно на поиск профильных специалистов и создание подобных структур.
Наконец прояснится ситуация с корпоративными социальными приложениями. До нынешнего момента на рынке социальных приложений для бизнеса не было внятных предложений. Дион Хинчклифф считает, что Google с их OpenSocial и ребята из Jive в этом году смогут предложить достойный продукт. Под достойным продуктом они понимает приложения, функционал которых даст конечным пользователям возможность интегрировать информационные системы с неструктурироваными и неструктурированными активностями, которые преобладают в ежедневной работе сотрудников. Дион считает, что уже до конца года станет ясно, будут ли таки приложения действительно востребованы.
Социальный бизнес станет больше наукой, нежели искусством. На заре развития социальных сетей и социального бизнеса эта сфера привлекала людей с огромным творческим потенциалом, которым иногда не хватало способностей к анализу и структурированию своей деятельности. Сегодня в социальном бизнесе, особенно в его маркетинговой части, необходимо уметь работать с большим количеством цифр, проводить количественный анализ, делать правильные выводы на основе данных бизнес-аналитики. Безусловно, креативность в социальном бизнеса ценится сейчас выше, чем когда-либо, но постепенно все большее значение приобретают анализ и научный подход.
Источник http://socialintranet.ru