Корпоративные порталы и социальные Интранеты бывают разными. Однако у всех хороших порталов всегда есть сильная и продуманная концепция. Увы, сегодня внедряя социальный Интранет, многие компании действуют по принципу — «главное внедрить, а дальше оно как-нибудь само».
Компания может внедрить некую «официальную» социальную платформу и надеяться, что сотрудники вдруг самостоятельно поменяют свои методы работы. Немного более демократичный вариант «реформ снизу-вверх» допускает, что у новой платформы действительно появятся небольшие, но крайне лояльные группы сторонников. В целом это все равно не окажет заметного влияние на привычки и поведение широкого круга сотрудников.
Главный недостаток каждого из примеров — несогласованность проводимых работ с целями бизнеса и отсутствие адекватной стратегии проекта. Если вы хотите получить от проекта реальную и существенную отдачу, вам необходимо заранее составить сценарии использования, напрямую завязанные на конкретные потребности компании.
Хотите больше знать о том как работает Интранет? Мы поможем!
Для этого вам нужно четко видеть состояние корпоративной экосистемы. В противном случае вы не сможете понять сами и объяснить другим, чего вы можете достичь, какие шаги для этого нужно предпринять и какие препятствия преодолеть. Как только вы составите у себя в голове подробную картину реального положения вещей, у вас появится стратегическое видение и понимание, где нужно прилагать основные усилия.
В итоге вам понадобится составить 2-3 очень четко направленных и хорошо управляемых сценария использования, которые смогут продемонстрировать широкой аудитории реальную ценность проекта. В ходе такой подготовки вам нужно будет взаимодействовать с ключевыми фигурами в компании и обычными пользователями, чтобы получить достаточный объем информации о разных аспектах и областях бизнеса:
Бизнес-цели. Доказать долгосрочную ценность своих сценариев использования вы сможете только тесно связав их с реальными целями бизнеса. Даже если вы покажете вполне реальную и активную деловую среду, с серьезным содержанием, но не объясните, как именно это помогает компании в достижении целей, вам будет трудно получить глубокое одобрение руководства и перевести свою организацию на следующей уровень «социальной зрелости». Если бизнес-цели вам вдруг действительно неизвестны, уточните KPI и ориентиры компании за последние несколько лет.
Технический ландшафт. Какие системы уже используются? Конфликтуют ли они или, наоборот, дополняют друг друга? Нет ли такого, что разные группы сотрудников используют разные инструменты для решения одних и тех же задач? Какие есть возможности для интеграции? Задавшись такими вопросами, вы сможете узнать, насколько реалистичны ваши сценарии использования для существующей инфраструктуры, где возникнут проблемы и каких возможностей на самом деле не хватает.
Руководство. То или иное отношение руководства может быть вам сильно в помощь, а может и погубить ваш проект на корню. Обязательно донесите до руководства свои намерения и учитывайте их предложения и опасения. Уточните, чего бы они хотели добиться благодаря новым методам работы. Если вы не сможете заранее заручиться поддержкой руководителей, они вряд ли воспримут и освоят практики социальной работы, а значит так никогда и не станут таким важным в вашем деле примером для всех сотрудников.
Группы пользователей. Выделите основные группы пользователей внутри вашей компании. Чем они занимаются, как взаимодействуют с результатами работы других групп? Для каких групп вам необходимо обеспечить лучшую взаимную видимость, возможности для обмена информацией и совместной работы? Если вы составите такую карту групп пользователей, вам будет гораздо проще подобрать особенно полезные сценарии использования и понять, как они будут влиять на экосистему организации.
Болевые точки. Пообщайтесь с пользователями и найдите их болевые точки и причины недовольства. Узнайте, что необходимо для решения их рабочих проблем и трудностей. Какие существующие системы, процессы, методы работы не соответствуют их реальным потребностям? Не стоит считать, что абстрактный набор социальных инструментов сам по себе станет универсальным лекарством от всех проблем.
Мотивация пользователей. Все люди работают, исходя из совершенно разных побуждений. Группы пользователей в этом смысле не исключение. Сценарии, которые подыгрывают естественным устремлениям людей, конечно же, будут приниматься и осваиваться гораздо легче. Если продающие подразделения хорошо реагируют на материальное поощрение, то разработчики получают удовлетворение, когда результаты их работы замечают, ценят и регулярно используют. Выяснив, что конкретно мотивирует разные группы сотрудников, вы сможете разработать сценарии, которые будут помогать людям достичь желаемого эффекта.
Существующие методы работы. У людей всегда есть свои любимые методы выполнения той или иной работы. Даже если новые инструменты проще и эффективнее, привычные методы работы будут всплывать снова и снова. Поняв, как именно люди делают свое дело, вы сможете создать такие сценарии, которые будут интегрированы с существующими процессами или включать в себя меры, работающие на изменение привычек. Обучение, поощрения, перераспределение ресурсов, сворачивание старых систем — все это может вам помочь.
С этих шагов вам следует начать, чтобы составить концепцию своего проекта социального интранета. Карта рабочей среды поможет понять, где именно будут максимально полезны социальные технологии.
Работая по указанным направлениям, вы наверняка обнаружите какие-то дополнительные моменты, возможно, уникальные именно для вашей компании. Нет необходимости специально их искать, они сами заявят о себе, если вы просто будете последовательны. Главное — не забыть включить их в общую концепцию.
Как только вы завершите формирование концепции, вам сразу станет легче определить, в какую сторону нужно двигаться. Вы сможете заранее выявить препятствия, которые потребуется преодолеть для того чтобы ваша концепция обрела свое реальное воплощение.
Источник: http://dachisgroup.com/2013/05/user-adoption-reality-check-part-1/