Наверное, невозможно в наше время представить себе крупную компанию, не имеющую собственных социальных ориентированных программ. По словам руководителей коммерческих организаций, которые придерживаются социальной политики, социальная ответственность бизнеса сегодня не просто красивые слова, это составляющая корпоративной стратегии любой уважающей себя фирмы.

Реализация принципа социальной ответственности связана с публично-правовым регулированием фондов денежных средств коммерческих организаций, т.е. правовое регулирование отношений по распределению прибыли должно обеспечивать использование части прибыли коммерческих организаций в целях осуществления социальной функции и софинансирования решения социальных проблем общества.

В целом под социальной ответственностью обычно понимают степень готовности субъекта выполнять свои обязательства, реализую оптимальный, с точки зрения общества, вариант развития события.

Социальная ответственность бизнеса, с точки зрения С. Калашникова, стала основой социально ориентированной экономики и представляет собой самоограничение свободы предпринимательства в целях достижения социального мира, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышения мотивации труда.

В более широкой трактовке социальная ответственность бизнеса включает не только заботу о работниках предприятия, но и реализацию социальных программ на уровне территории или государства в целом – это благотворительная помощь различным НКО и отдельным гражданам.

Сегодня не существует единого общемирового определения социальной ответственности бизнеса. Однако все подходы едины в том, что это ответственность компании перед людьми и организациями, с которыми связана ее деятельность, а также ее ответственность перед обществом в целом.

Тема социальной ответственности все больше актуализируется в сознании российского бизнеса, так как предприятия и корпорации являются не только основой экономических отношений, но влияет на социальные процессы, протекающие в современном обществе. Таким образом, бизнес все больше вовлечен в жизнь общества, выходящего за рамки его профессиональной ориентации. Он должен выстраивать отношения со множеством взаимозависимых лиц, так как на его деятельность, помимо внутренней среды, оказывает влияние внешнее окружение – власть, некоммерческие организации (НКО), потребители, СМИ, международные организации и партнеры и т.д.

Начало активной фазы развития корпоративной социальной ответственности бизнеса в России является рассмотрение проблемы социальной ответственности бизнеса, которая была озвучена тогда Президентом В.В. Путиным. Хотя следует отметить, что исследования в данном направлении в России началось в 2000 – 2002 гг., а на Западе социальная ответственность безнеса (corporate sociale responsibility) – это практика 70-х гг. 20 в. Государства ЕС тесно связывают социально-экономическое развитие в современных условиях с расширением социальной ответственности коммерческих организаций. Именно такой подход — к экономическому росту через социальную ответственность как фактор устойчивого развития — положен в основу принятой в 2000 г. Лиссабонской стратегии как программного документа социально-экономического развития Евросоюза.

По мнению Европейской комиссии, быть социально ответственной коммерческой организацией в условиях высокого уровня развития европейской экономики и благосостояния населения — значит не ограничиваться соблюдением законодательно установленных требований и обязательств, а инвестировать в человеческий капитал, окружающую среду и отношения со всеми заинтересованными сторонами (stakeholders), что является залогом устойчивого развития коммерческой организации, повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности.

В этот же период времени была принята Социальная хартия российского бизнеса, разработанная РСПП, в которой впервые системно была сформулирована общественная роль, миссия, ценности и цели корпоративной ответственности. Хартия представляет своего рода стандарт ответственного подхода к ведению бизнеса для российских компаний, которая в определенной степени гармонизирована с Глобальной инициативой по отчетности (GRI).

Существенным элементом в отношении компании к социальной деятельности является выпуск корпоративной социальной (нефинансовой) отчетности. В 2007 году Россия впервые была представлена в международных базах данных (www.corporateregister.com) как страна, в которой компании и организации выпускают нефинансовую отчетность. Россия пока отстает от Бразилии и Индии, но опережает Китай и некоторые страны Восточной Европы. В РСПП создан и активно пополняется Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов и электронная библиотека отчетов. На 1 ноября 2008 года было зарегистрировано 144 отчета из 63 компаний. Среди них социальный отчет публикуют ряд химических и нефтехимических компаний – ОАО «Сибур Холдинг», ОАО «МХК «Еврохим» и др. Позитивной тенденцией последних лет можно считать переход корпоративных социальных отчетов в самостоятельный инструмент анализа и оценки деятельности компаний в сфере экономического роста, социального развития, экологической безопасности.

Спрос на социальные услуги со стороны граждан растет. Государство объективно не способно удовлетворять растущие социальные потребности и финансировать социальную сферу в полном объеме. Всегда существовала объективная потребность привлечения коммерческих организаций, бизнеса к софинансированию решения вопросов общественного развития. Вместе с тем в своих возможностях законного изъятия части прибыли коммерческих организаций в целях финансового обеспечения деятельности публичных образований современные государства ограничены, с одной стороны, институтом частной собственности, которая в условиях рыночной капиталистической формации является к тому же главным движущим фактором социально-экономического развития, и, с другой стороны, объективными экономическими законами относительно допустимости налогового бремени.

Теоретиками утверждается что, именно сложившаяся модель социального государства обусловливает характер участия коммерческих организаций в социальной политике и нормативное закрепление соответствующих социальных обязательств.

Нормативное закрепление социальных обязательства сторонниками усиления социальной ответственностью подкрепляется опытом правового обеспечения социальной ответственности коммерческих организаций Дании, длительное время относящейся к категории «показательных» государств высокого уровня социального обеспечения. Вслед за Великобританией 16 декабря 2008 г. в Дании был принят Закон (Act amending the Danish Financial Statements Act (Accounting for CSR in large businesses)) , обязывающий с 2009 г. все крупные коммерческие организации в дополнение к финансовой представлять отчетность о своей деятельности в области социальной ответственности. Принятие данного Закона являлось частью правительственного плана, представленного 14 мая 2008 г. (Action Plan for Corporate Social Responsibility (CSR)), по развитию корпоративной социальной ответственности и преследовало цель стимулировать коммерческие организации в вопросах социальной ответственности. (Распространяется Закон на все коммерческие организации, показатели деятельности которых превышают два из следующих критериев: общая сумма активов/пассивов в 143 млн. датских крон; чистый доход от 286 млн. датских крон; среднесписочная численность рабочих, занятых полный рабочий день, составляет 250 человек.)в ссылку

Высокий уровень жизни в Дании, таким образом, обеспечивается не только за счет деятельности государства, но во многом является результатом социальной деятельности коммерческих организаций, принявших на себя ответственность за окружающее общество как необходимый элемент своего устойчивого развития. При этом, согласно данным Евростата, в 2007 г. налоговая нагрузка в Дании составила 48,7% ВВП (в среднем по ЕС — 39,8% ВВП).

В соответствии с российским законодательством социальные обязательства коммерческих организаций ограничены рамками социально-трудовых обязательств, а также уплатой обязательных платежей в виде налогов и страховых взносов.

Таким образом, нужно рассмотреть вопрос об эффективности и адекватности правового закрепления социальной ответственности коммерческих организаций. Сможет ли введения отчетности и обязательности социальной ответственности коммерческих организаций решить проблем общественного благосостояния.

На наш взгляд предприниматели благотворительность считают движением души, проявление человеческих качеств, а не обязанность, которой присуще наложение санкций со стороны государства в случае неисполнения. Если введут так называемую «обязаловку» бизнес вынужден идти на подобные соглашения, так как от этого будет зависеть благожелательность исполнительных органов власти. Также неразумно на наш взгляд, введение обязательств целевых социальных программ для коммерческих организаций, когда софинансируются те области, где требуется помощь государству. Бизнес пока заинтересован в прямом финансировании конкретных социальных проектов, так как сотрудничество с государственными институтами обычно приводит только к проблемам из-за непрозрачности деятельности, что вызывает сомнения в обоснованности финансирования тех или иных обязательных программ.

В целом социальная ответственность бизнеса оказывает благотворное влияние на все стороны хозяйственной деятельности, способствуя повышению уровня и качества жизни населения, однако «социально ответственный бизнес хотел бы, чтобы и общество и государство были социально ответственными».

Для России этот путь только начинается. Российские предприятия, с одной стороны, предпринимают попытки разработки конкретных подходов к социальной ответственности, внедрения международных принципов прозрачности, экологической безопасности, трудовых отношений, поддержки общества. С другой стороны, они вынуждены строить свою политику в условиях кризисного состояния социальной сферы российских регионов. В этой ситуации выходом может стать разработка таких подходов к социальной ответственности, которые были бы основаны на общепринятых международных принципах, но учитывали бы сегодняшние российские реалии.

Источинк:  http://futurefactor.ru

(Visited 280 times, 1 visits today)