О том, как наиболее результативно использовать видеолекции при обучении персонала.

Признаюсь честно — еще несколько лет назад я очень скептически относился к видео как к обучающему инструменту. И вот почему.

Во-первых, тренинги на видео записывать нет смысла, ведь зачастую они на 70% состоят из практических задач, которые полезно именно делать, а не просто наблюдать за процессом.

Во-вторых, если нужно прочитать лекцию, то эффективнее организовать ее прямо на месте с нуля — живое общение с лектором не заменить ничем, к тому же информация не стоит на месте и из «свежеприготовленной» лекции можно получить больше нового материала.

В-третьих, если же брать видеолекции из Интернета, то очень сложно найти именно то, что нужно человеку, — качественного материала очень немного, да и тот зачастую не соответствует потребностям аудитории.

Что заставило меня изменить свое мнение? Несколько лет назад мне выпала возможность управлять проектами в сфере управления знаниями (knowledge management). Один из проектов (его курировал мой коллега) предусматривал сотрудничество между университетами, институтами, научными лабораториями, да и просто учеными, профессорами и преподавателями всего мира с целью обмена знаниями и популяризации науки и обучения как такового.

Проект получил ошеломительный успех. Теперь, когда прошло вот уже почти 6 лет после его запуска, он и дальше остается самым большим депозитарием обучающих и научных видеолекций. Такая популярность среди лекторов и слушателей, да и остальные факторы, побудили меня под более позитивным углом взглянуть на преимущества видеолекций. Среди таковых можно выделить:
    — гибкость — лекция или семинар, записанные на видео, всегда под рукой. К пройденному материалу можно вернуться в любое время и просматривать его несколько раз подряд;
    — доступность — лектора и слушателя могут разделять сотни и даже тысячи километров, но последний всегда сможет получить нужную ему информацию или новые знания, а первый донести эти знания до нужной аудитории;
    — индивидуальное обучение сотрудника можно поднять на качественно новый уровень — процесс «начитки» нужно просто контролировать и следить за соблюдением плана самообучения. Сотрудник же будет проходить учебный материал в удобное ему время и в удобном для него месте, например, дома вечером или вообще на выходных.

После прихода в компанию передо мной поставили довольно тривиальное задание как для менеджера по обучению — организовать процесс обучения сотрудников. Вот только подход к организации этого процесса оказался как раз совсем не тривиальным.

Обучение решили условно разделить на два основных направления:

1) циклическое, или планированное, — обучение сотрудников, выходящее из планов развития компании на год. Такое обучение из года в год может повторяться, например, обучение молодых руководителей проектов риск-менеджменту или финансам и т. д.;

2) внеплановое обучение — обучение в случае возникновения такой потребности, например, новый клиент просит, чтобы в рамках его проекта все QA-специалисты знали Microsoft SQL Server на уровне пользователя.

Фактически первое направление отвечает общим целям компании, а второе — целям конкретных коммерческих проектов. Естественно, есть еще разделение на внешнее и внутреннее обучение, и если с внешним все довольно-таки просто, то в случае с организацией внутреннего, мы понимали, что придется попотеть.

Отечественные IT-компании со штатом сотрудников в более чем в 1500 человек могут себе позволить содержать довольно внушительные тренерские команды и, располагая более широким пулом экспертов, чаще задействовать их в процессе обучения, особенно если это касается развития молодых специалистов. У нас же в штате всего более 600 человек, и расти революционными темпами пока не входит в наши планы. Мы очень гордимся атмосферой «семейности» в нашей компании, но такой подход имеет и свои недостатки — каждый специалист у нас практически на вес золота, и отрывать таких людей от коммерческих проектов для нас крайне проблематично.

Парадокс в том, что как раз именно эти люди обладают наибольшим объемом знаний и опыта, столь необходимых для развития младшего поколения сотрудников. Такой гуру может подготовить один-два, максимум три тренинга в год — на большее у него просто времени не хватит, не говоря уже о подготовке и проведении какого-нибудь курса в рамках планового обучения раз в год или раз в полгода. Вот тут-то мы и подумали о видеолекциях.

Легче всего было использовать уже имеющиеся базы видеолекций или видеотренингов. Неудивительно, что наши взоры были направлены в сторону самых именитых депозитариев веб- и видеообучения как в СНГ, так и в мире. Представители отечественных компаний, не жалея слов, расписывали нам преимущества их решений и всячески зазывали создать свою или купить их уже существующую тренинг-сессию, сделанную в виде забавных мультяшек.

Видеопрезентации зарубежных ресурсов вторили своим коллегам, рассказывая о самой полной базе обучающего видео на планете и о количестве удовлетворенных их услугами клиентов — по совместительству компаний с мировым именем. На деле же все оказалось намного прозаичней. Мультяшки, помимо того, что стоили как среднестатистический живой корпоративный тренинг высокого уровня, еще и не давали необходимых знаний или навыков в заявленном объеме. В то время как самый большой депозитарий видеолекций не отвечал нашим требованиям по тематике и глубине необходимых нам знаний.

Короче говоря, после месяца раздумий и анализа мы пришли к выводу: если нам действительно нужны видеолекции, то никто их не сделает лучше нас самих.

Идеи записывать тренинги, воркшопы и прочие практические обучающие мероприятия была по понятным и уже описанным выше причинам отметены сразу. Туда же отправились разного рода инструктажи и адаптационная информация, которую получает сотрудник при принятии в компанию — там все же лучше работает живое общение и инфографика в печатных и электронных материалах.

К тому же такая информация меняется относительно быстро, и каждый месяц записывать новое видео не очень эффективно.

Для того чтобы видеотекой пользовались, нам нужна была информация, которая могла бы долго «жить» на нашем сервере. Таким образом, в нашем списке возможных кандидатур на запись остались лекции, семинары и выступления, но не все, а только те, которые были бы востребованы сотрудниками компании как можно дольше.

Судите сами — довольно значительную часть, а в нашем случае почти половину всего внутреннего обучения, занимают статичные знания. Это информация, которая с ходом времени изменяется очень медленно, например, то же управление проектами или продажи, или управление людьми. Даже базовые знания в таких языках, как Java или .NET, необходимые программистам младшего и среднего уровня (junior, intermediate), также не претерпят сильных изменений в течение нескольких лет. Иными словами, для такого обучения достаточно будет один раз создать качественный курс, записать его на видео, а потом года 3–4 использовать бесчисленное количество раз.

В результате мы убиваем двух зайцев сразу — даем возможность старшим специалистам учить младших, готовить тренинги и лекции, одновременно не перегружая их преподавательской активностью, плюс значительно расширяем аудиторию обучения, просто записав его на видео и выложив в корпоративном интранете.

Используя такой подход мы уже, кроме описанных выше преимуществ видеолекций, получаем дополнительные выгоды:
    — экономия бюджета — наши специалисты смогут лучше сосредоточиться на коммерческих проектах, а время, которое планировалось потратить на начитку лекций, смогут использовать для консалтинга проектных команд или для наставничества сотрудников;
    — значительное сокращение времени профессиональной адаптации молодых сотрудников — весь пакет необходимого обучающего видео у нового сотрудника будет под рукой, и он сможет заниматься самообучением в любое удобное для него время, а не тогда, когда наберется целая группа для проведения очередного курса семинаров или лекций.

На данном этапе наша видеотека растет довольно внушительными темпами. Откровенно говоря, мы даже не ожидали такого интереса со стороны сотрудников — меня все время спрашивают, когда же будут новые видеолекции, как будто это не обучающие видео, а новые эпизоды популярных телесериалов. Кто-то просматривает видеолекции во время обеденного перерыва, кто-то вечером под конец рабочего дня, а кто-то даже переписывает их себе на флешку и смотрит дома.

Источник:www.hrm.ua

(Visited 8 times, 1 visits today)