Риск-менеджмент, несостоятельность которого привела к финансовому кризису, нуждается в инновационных решениях. А чтобы они появились, нужны большой энтузиазм и необузданный оптимизм бизнес-лидеров.

 2035 год. Герой Уилла Смита полицейский-технофоб детектив Дел Спунер ведет расследование преступления, которое, возможно, было совершено роботом. Над человечеством нависла реальная угроза. Это основная мысль триллера «Я, Робот», снятого в 2004 г. по сборнику рассказов писателя Айзека Азимова.

Если бы управление бизнес-рисками имело ту же кинематографическую привлекательность, что и робототехника, мы могли бы с таким же успехом посмотреть картину с названием, скажем, «Атака дериватов-убийц» примерно с такой же основной мыслью: «Безумные математики, работающие в секретных лабораториях, высвобождают вирус малопонятных, но летальных финансовых контрактов на ничего не подозревающие рынки».

Инновация, сбившаяся с правильного пути, — обычная основа для научно-фантастического сюжета. Однако «Атака дериватов-убийц» не стала бы легкомысленной безобидной историей. Нынешнее празднование десятилетия инноваций едва не подорвало всю глобальную экономику. И ответственность за пережитое потрясение возлагается на авторов этих инноваций. Ведь жертвами их изобретений в конечном итоге стали мы все.

Сюжет развития сферы инноваций в бизнесе стал напоминать драму. В роли страдальцев — сами инновации. Ведь сейчас сложные времена для масштабных планов. Но, как известно, без инноваций невозможен прогресс. Какие же инновации нам нужны? Несмотря на сложность вопроса, точка отсчета тут проста — инновация вдохновлена амбицией, но не какой угодно амбицией, а лишь той, которая может быть невозможной. Иными словами, инновации начинаются с оптимизма, но отнюдь не всегда им заканчиваются. Провал — неизбежная часть игры в рулетку инноваций. Потерпев неудачу, некоторые компании рвут себя на части в поисках виноватых. Другие стараются сделать правильные выводы и двигаются вперед, чтобы бороться.

Сейчас мы все стоим перед тем же выбором, но не как отдельная компания, а целая экономика. Поражение может сделать нас слабыми, а может и закалить.

Каким путем мы пойдем? Есть основания быть оптимистами. Страх полного экономического краха уже уменьшился. Худшее время, когда самое время язвительно перекладывать вину друг на друга, уже позади. Обстановка может быть благоприятной сейчас для нас всех, мы в состоянии вместе вдохнуть свежий глоток воздуха, подвести итог всему, что было неправильно, и исправить это. И если мы верим в то, что сможем это исправить, вернется и оптимизм.

Несомненно, риск-менеджмент стоит того, чтобы его исправили. Возможно, мы создали монстра, вышедшего из-под контроля, но это не значит, что мы должны отказаться от десятилетия прогресса. Риск-менеджмент — это индустрия, чье формирование насчитывает столетия, и прибыли инноваций в сфере риск-менеджмента — колоссальны. Управление рисками помогло фермерам стабилизировать доходы и противостоять неустойчивым ценам на товары. Управление рисками дало экспортерам инструменты защиты от инфляции, предоставило возможность пенсионным фондам минимизировать риски индивидуальных инвесторов. Управление рисками, выполненное надлежащим образом, может даже снизить стоимость ипотек и помочь большему количеству людей купить жилье.

Более того, инновации в сфере управления рисками стимулируют рождение инноваций в остальных областях экономики. Деятельность каждой компании может быть разделена на две составляющие: текущие операции и инновации. Полной уверенности в том что, что бизнес может в итоге выдержать, нет. Когда сомнение в текущих операциях велико, инновация ослаблена. Но когда компания может повседневно куда-нибудь переносить свои риски, она может больше инвестировать в инновации. И все мы оказываемся в выигрышном положении. Например, когда авиакомпания может перенести риск от повышения цен на горючее, она может вкладывать в новые услуги.
Можно ли исправить риск-менеджмент? Конечно, да. Три основных урока, полученных после кризиса, весьма доступны для понимания широких масс. Во-первых, всякий риск-менеджмент должен регулироваться. Это уже давно поняли страховые компании. Без регулирования соблазн застраховать риск, который вы не можете покрыть, слишком велик. Никто не следил за этим в компании AIG. Во-вторых, чтобы эффективно управлять рисками, вам необходима качественная информация. Любые сложнейшие математические модели бессильны перед некачественными данными. Когда инициаторы ипотеки перестали проверять информацию о будущих заемщиках, риск-менеджмент провалился. В-третьих, хороший риск-менеджмент равномерно распределяет риск, плохой — его концентрирует. Неразумно было позволить ограниченному кругу финансовых компаний принять на себя столь высокий риск спада американского рынка недвижимости.

Контракты-дериваты сложны. Выученные уроки, однако, ясны, и проблемы могут быть быстро исправлены. Риск-менеджмент вернется в бодрую, крепкую, лучшую форму, как только мы признаем, что случившийся эпизод был странной историей напичканных анаболиками инноваций, вышедших из-под контроля. Когда мы наберемся смелости идти вперед, когда осознаем, что прогресс никогда не идет по прямой линии, и снова наберемся сил, — когда это случится, мы поймем, что по существу нет ничего ошибочного ни в нас, ни в нашей культуре, ни в нашей экономике, ни в капитализме в целом. Наша реакция на кризис сродни техническому сбою в центральной компьютерной системе. Но мы создали эту центральную компьютерную систему, и мы наверняка сможем ее отремонтировать.

Несмотря на существенный косвенный ущерб за пределами финансовых центров, у нас есть, на что опереться. У нас есть те же заводы, та же рабочая сила, те же талантливые ученые, инженеры, творческие личности, готовые мчаться за мечтой, создавать новое.

Единственное, в чем мы остро нуждаемся, — в большом энтузиазме и необузданном оптимизме наших бизнес-лидеров. Однако многие из них сегодня ушли в спячку до лучших времен. Просыпайтесь! Если вы бизнес-лидер, то ваше расположение духа это и есть перспектива. Мы ждем ваших решений, вашего боевого духа, вашей веры в прогресс и в возможности. Инновации начинаются с оптимизма.

Источник: www.hrm.ua

(Visited 29 times, 1 visits today)