16% российских компаний в этом году останутся без традиционного летнего праздника на природе, подсчитали исследователи. Некоторые за это поплатятся сплоченностью коллектива
В 2009 г. производитель одежды — компания Finn Flare отказалась от традиционного корпоративного пикника, в котором в прошлом году участвовало около 600 человек (административный персонал и продавцы магазинов). День компании с праздничным столом и подарками провели в мае в центральном офисе и в каждом магазине компании, рассказала руководитель пресс-службы Катерина Русакова. Правда, оценить, какие суммы при этом были сэкономлены, она отказалась.
Середняки не выезжают
Летние корпоративные выезды на природу стали традицией в трети отечественных компаний, показал опрос HR-менеджеров 500 российских компаний, проведенный 16-21 июня исследовательским центром портала SuperJob.ru по заказу «Ведомостей».
16% компаний летние празднования отменили из-за кризиса. Принять такое решение чаще были вынуждены компании, в которых трудятся 100-500 человек (22%), отмечают исследователи.
Почти каждый пятый участник опроса (19%) ответил, что летний праздник для сотрудников обычно организуют на деньги компании: «У нас такая традиция. Думаю, этот год не будет исключением». Чаще летние мероприятия на корпоративные средства организуют крупные компании (более 5000 сотрудников) — 24%.
В 8% компаний выезды на природу оплачивают сами сотрудники. Респонденты объясняют такое положение дел молодостью компании, не сформированными корпоративными традициями. Чаще так отвечали представители компаний, где работают от 500 до 1000 человек (13%).
6% менеджеров по персоналу сообщили, что в их организациях летний корпоратив уже состоялся весной или в самом начале лета: «Играли в пейнтбол — супер!»
Не принято организовывать летние выезды за город в 38% отечественных предприятий и организаций. Среди компаний с численностью сотрудников от 1000 до 5000 таких больше всего (47%).
Без размаха
В компании Mail.ru ни один корпоратив в связи с кризисом отменен не был. «В текущей экономической ситуации мы чувствуем себя достаточно стабильно: не только не отменяем корпоративы, но и продолжаем набирать персонал, — говорит Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru. — Бюджет мероприятия не изменился, и, безусловно, оно проводится целиком за счет компании. К участию приглашены все 450 сотрудников. По традиции на нескольких теплоходах мы отправимся за город».
Исследовательский холдинг «Ромир» тоже не стал в нынешнем году отказываться от загородного корпоратива, но собирается сократить расходы на его проведение примерно на 15%, рассказал президент «Ромира» Андрей Милехин. Если раньше компания организовывала поездки в Тунис, Турцию и Египет для сотрудников и региональных партнеров, то теперь собирается устроить спортивный праздник для молодежи и поход в Калужской или Смоленской области. «Такое общение необходимо коллективу: восемь назад у нас работало десятка три-четыре сотрудников, то теперь — около 200. Им надо знать друг друга, находить общий язык в неформальной обстановке», — считает Милехин.
По словам Юлии Лабусовой, заместителя руководителя департамента по работе с персоналом «Росгосстрах-столицы», загородные пикники с шашлыками для работников компании давно стали традицией. Этот год — не исключение, но теперь праздник обойдется не в 1,5-3 млн руб., а менее чем в 300 000 руб., которые будут истрачены на закупку инвентаря для спортмероприятий.
Против стихийности
«Отказ от дорогостоящих мероприятий в условиях кризиса оправдан и не ухудшит внутрикорпоративный климат», — считает Максим Шапорин, директор по связям с общественностью компании «Капитал страхование жизни». Он думает, что в компаниях, где в последние полгода происходили сокращения, летние праздники и вовсе могут показаться пиром во время чумы, возбудить негативное отношение к организации как со стороны персонала, так и во внешней среде.
Но для компании «Капитал страхование жизни» в ситуации экономической нестабильности сплочение коллектива и поддержание командного духа перешли в разряд стратегических приоритетов. «Как правило, масштабные корпоративные мероприятия частично финансируются за счет самих сотрудников, — говорит Шапорин. — Такую схему мы выбрали еще в начале 2008 г. Стоимость мероприятий снижается за счет привлечения к организации партнеров, которые предоставляют значительные скидки, а какие-то работы согласны выполнять и бесплатно. Поэтому размер взноса сотрудников не превышает 1000-2000 руб.».
«С осени прошлого года многие компании отказались от этой статьи расходов, и такое решение обосновано, — размышляет Александр Улесов, руководитель направления “Развитие и внедрение изменений” компании “Экопси консалтинг”. — Но если в компании прошла волна сокращений, то старые социальные связи в коллективе разрушились, а новые еще не образовались. Да и чувство конкуренции за место может накалять обстановку. И тут корпоратив нужен». Ситуация, по словам Улесова, может повернуться и другим боком: люди начнут выезжать стихийно (с руководителем или без), с семьей, детьми, за свой счет. В такие тусовки не попадут аутсайдеры — люди с иными семейными устоями или те, кто стеснен в средствах из-за кредитов или уменьшения зарплаты. Стихийные выезды формируют «отдельный» коллектив внутри коллектива. Возвращаясь на работу, он живет собственной жизнью. Если руководитель может им управлять, ничего страшного в нем нет. Если мешает, возможно, часть выездных мероприятий стоит оставить. Когда же коллектив небольшой, самоорганизующийся и рисков формирования такого ядра нет, то праздничную статью бюджета можно смело сокращать, убежден эксперт.
Михаил Малыхин, Ведомости