Тема кризиса не сходит со страниц СМИ. Все пытаются выяснить как себя чувствует консалтинговый бизнес, B2B, как кризис влияет отношение соискателей к новой работе и насколько сократили маркетинговые бюджеты. В PR-индустрии тема кризиса тоже обсуждается постоянно, поэтому мы решили не отставать от тенденции и выяснить, как изменился бюджет компаний на подарки по сравнению с прошлым годом и что российские компании приготовили в качестве новогоднего подарка клиентам и сотрудникам.
Роман Виас, CMO, Qlean:
— В прошлом году у нас вообще не было бюджета на новогодние подарки клиентам и сотрудникам, так как нас было всего 5 человек. В этом году нас 60, однако крупные бюджеты на подарки мы всё равно не закладываем. Для сотрудников, я твердо уверен, лучший подарок — это деньги или бесплатные услуги компании.
Партнерам в кризис надо так же дарить свои услуги. Для вас это обойдется всего лишь в себестоимость услуги. Поэтому — это самый эффективный способ снизить издержки в кризис. Плюс вы получите заранее лояльных к вам клиентов. Если уж совсем вдаваться в маркетинг и считать себестоимость как CPA, то подарок и вовсе получается бесплатным, и revenue — генерирующим в будущем.
Валентина Смолова, маркетолог Decoin:
— Для нас вопрос новогодних подарков очень актуален. Мы работаем в премиум сегменте с соответствующими клиентами, а значит мы не можем позволить себе экономить. Поэтому в этот Новый год мы не стали сокращать бюджет на подарки. Тем не менее, мы решили отказаться от услуг агенств и создать подарок своими силами. Это помологам выкроить немного бюджета на сам подарок.
Мы заказали в селении староверов в Абхазии экологически чистый мёд и собранный руками Иван-чай. Сам подарок и доставка, удовольствие не из бюджетных, но нам удалось вместиться в выделенную «прошлогоднюю» сумму. Мы рассматриваем Новогодние подарки не просто как исторически-сложившуюся традицию, а как заботу о клиентах. Наша идея — это здоровье, ведь если будет здоровье, то и все остальное в жизни сложится, будут силы на преодоление любых препятствий. Мы сами создали дизайн-макеты всех составляющих подарка, заказали бумагу для поздравлений и упаковку из био-разлагающихся материалов, существенно выиграв на объёмах заказов. А упаковывать подарки мы будем сами, вкладывая в них всю нашу декоиновую любовь. Интересно в этой истории и то, что все наши сотрудники так или иначе практикуют здоровое питание, использование экологически чистых продуктов и когда мы заказывали мёд и Иван-чай выяснилось, что все 100% сотрудников вместо подарка, хотят именно их.
Дарья Морачевская, менеджер по корпоративным коммуникациям кондитерского объединения «Любимый Край»:
— В последние годы бюджет на сувенирную продукцию у нас неуклонно рос. Это произошло не только из-за роста курса валют, но и из-за растущей потребности нашей компании в сувенирке. При этом периодически часть продукции остается невостребованной или быстро теряет актуальность (явные примеры – датированный ежедневник и календарь).
В этом году, в связи с непростой ситуацией на рынке и запуском новой фабрики нашей компании, мы оптимизировали все расходы на сувенирную и полиграфическую продукцию, при этом стараясь не обделить вниманием наших партнеров. Мы производим вкусную и качественную продукцию — овсяное печенье и пряники «Посиделкино», которой мы гордимся. Так почему бы не уделить ей больше внимания в новогодних подарках партнерам? Ведь нет ничего лучше, чем дарить то, что мы делаем с любовью в течение всего года, нежели какие-нибудь сувениры, сделанные в Китае.
В этом году мы сформировали оптимальный и лаконичный набор новогодней сувенирной продукции, исключив дорогостоящие позиции (например, флешки, которые сейчас заметно подорожали из-за курса валют) и некоторые позиции, которые мы заказывали из года в год (например, настенные часы) и однотипные подарки. При этом мы постарались сэкономить на массовых позициях (ручки, блокноты, пакеты) за счет заказа сразу большого тиража и оставили для самых важных наших партнеров и клиентов VIP-подарки. Например, в 2014 году мы дарили набор «Тепло и Сила Любимого Края», где «тепло» — это дорогой френч-пресс, а «сила» — беспроводное зарядное устройство + наша продукция). За счет всех этих операций, в 2015 году мы сократили почти в 2 раза бюджет на новогоднюю сувенирку.
Вячеслав Сафонов, основатель Детского праздничного агентства «Блори»:
— Мы каждый год поздравляем наших сотрудников с новым годом. В большой части деньгами (в виде премий) и организуем веселый праздничный банкет в каком-нибудь ресторане. Даже в связи с кризисом, мы не изменили сумму подарков, а увеличили ее на 10%.
Мы знаем, что благодаря этому создается приятная атмосфера внутри коллектива и работоспособность возрастает, а это очень важно для компании. В прошлом году мы выплатили всем сотрудникам премии и подарили каждому новогодний шарж, срисованный с его фотографии. Было очень приятно слышать, что подарок получился оригинальным, ведь мы действительно очень старались. В этом году мы уже выбрали парочку оригинальных идей для наших сотрудников, но очень не хочется раскрывать все тайны.
Ольга Смирнова, эксперт по маркетингу агентства PR Partner:
— Ежегодно у нас в агентстве в середине декабря проводится бизнес-завтрак для клиентов и партнеров, где мы вручаем подарки. Как правило, мы создаем общую идею для сюрприза и собираем подарочный набор. В прошлом году мы дарили брендированную тарелочку «с голубой каемочкой» и набор имбирного печенья, расписанного вручную на тему СМИ. В этом — приготовили не менее интересный подарок, секрет которого раскрывать пока не будем. Бюджет подарочного набора в этом году немного снизился, но это скорее связано с тем, что комплект для реализации идеи оказался по цене, ниже запланированной.
При подготовке открыток мы совсем немного сэкономили на печати, зато потратились на работу художника, создавшего дизайн новогодней открытки.
Предновогодний бизнес-завтрак уже стал традицией PR Partner, от которой отказываться мы не собираемся. Это часть маркетинговой программы по повышению лояльности клиентов, кроме этого, такое мероприятие — отличная возможность подвести итоги года и обозначить перспективы развития в следующем. Да и сам повод — Новый год — такой невероятный праздник, что оставлять его без внимания несправедливо.
Анастасия Ложкина, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Арифметика добра»:
— В период экономического кризиса большинство компаний сокращают свои бюджеты на новогодние подарки и сувениры, но при этом суммы все равно остаются достаточно высокими. Экономия бюджета обычно сказывается на сумме подарка конкретному человеку. При этом, как показывает практика, около 80% затраченных средств пропадает зря – новогодние подарки оседают в ящиках столов, передариваются или попросту выбрасываются.
Но некоторые компании все-таки находят выход сэкономить бюджет с помощью нестандартных подходов. В последнее время все большую популярность в России набирает «благотворительность вместо сувениров». Благотворительные фонды разных направленностей предлагают компаниям отказаться от покупки корпоративных сувениров в пользу добрых дел. Каждая компания самостоятельно определяет сумму пожертвования и может перенаправить «сувенирный» бюджет на одну из благотворительных программ фонда как полностью, так и частично. При этом клиенты и партнеры компании не остаются совсем без подарков – чаще всего они получают поздравительную открытку с благодарностью или поделки ручной работы. Такой подарок будет, очевидно, выделяться на фоне бесконечных ручек, блокнотов, календарей и кружек.
Таким образом вместе со своими партнерами и клиентами компания может помочь оказать реальную помощь нуждающимся. Кроме того, возможен рост лояльности среди партнеров и клиентов при достаточном PR-продвижении.
Например, в этом году наш фонд уже запустил два проекта с компаниями PepsiCo Russia и Mazars.
Компания PepsiCo дарит всем партнерам открытки с рисунками подопечных фонда – воспитанников детских домов, а сувенирный бюджет направляет на программу «Шанс» (online-репетиторство для детей-сирот) в Воронежской области. Благодаря этим средствам дети целый год будут получать дополнительные уроки по математике, русскому языку и обществознанию.
А компания Mazars дарит своим клиентам имбирный пряник ручной работы в оригинальной коробочке с историей детей и индивидуальными пожеланиями. Весь сувенирный бюджет будет направлен на образовательную программу «Шанс» для подопечных Карабановского детского дома (Владимирская область). Дети-сироты смогут получить дополнительные уроки в течение четырех месяцев.
Михаил Сергеев, директор по маркетингу «Гарс Телеком»:
— Уже больше 10 лет мы решили отказаться от стандартной сувенирной продукции, которую предлагает каждое рекламное агентство. И так как наша компания придерживается философии, что с клиентом нужно общаться напрямую, выстраивая приятельско-доверительные отношения, то и подарки хотелось выбрать более личные, в которые можно вложить душу, а не только креативное мышление. Так появилась идея с музыкальными дисками.
Каждый Новый Год мы сами выбираем ряд песен, которые нам нравятся, и делаем из них подарочное трех-дисковое издание в дизайнерски оформленных коробках. Все композиции используются в рамках лицензий Creative Commons и, конечно, ни в коем случае не поступают в продажу. Зато каждый год постоянные клиенты спрашивают, получат ли они в подарок от нас новую музыкальную подборку. Ждут, когда наконец смогут обновить плейлист в машине, офисном кабинете или дома.
Цена таких подарков более чем доступна, а ценность превосходит любые ежедневники, календари и другие сувениры с дизайнерскими ухищрениями. Кроме того, сравнительная дешевизна дисков позволяет не отказываться от подарков клиентам невзирая ни на какие экономические перепады.
Федор Федоров, директор по маркетингу и развитию школы бизнеса МИРБИС:
— Подарки сотрудникам и новогодние комплименты клиентам конечно должны оставаться. Для компаний возможность отметить коллектив – это и благодарность за результаты прошедшего года и создание настроения на год грядущий. Подарки клиентам особенно хороши в сочетании приятное/полезное.
Бюджет на подарки сотрудникам и клиентам в нашей компании возможно сократится, однако пока нет точных данных по цифрам. На наш взгляд, среднерыночное сокращение бюджета на подарки может составить 30%.
Подарки в МИРБИС всегда «производятся» по большей части инхаус. Как правило идея обсуждается коллегиально, но воплощение остается за центром маркетинга. Дизайн календарей, подготовка открыток, упаковка и украшение – силами дизайнеров и маркетологов. На аутсорсинг отдается печать тиража: наши партнеры работают с нами давно и сохраняют для нас приемлемые условия по цене и высокому качеству. Что касается экономии, то низкое качество – это не вариант. Если подарок предполагает несколько атрибутов, то лучше сократить их число, чем снизить качество.
Корпоративные настенные календари с символикой МИРБИС – неизменный вариант. В прошлом году мы предлагали слушателям и выпускникам прислать нам фотографии с мест отдыха, которые в итоге стали образами на каждый месяц: осень в Париже, весна в Петербурге, и так далее. Фото, не попавшие в календарь, стали частью экспозиции, разместившейся в холлах. Коллегам и слушателям было приятно. Елочные игрушки с символикой, шоколад — тоже всегда были неизменной частью подарка. Открытки с поздравлениями обычно расходились по почте и в электронном варианте. В этом году мы предполагаем оставить проверенный набор.
Дарья Боброва, начальник отдела организации мероприятий группы «Астерос»:
— Думаю, что всем очевидно: сложная экономическая ситуация привела к пересмотру российскими компаниями инвестиций в новогодние подарки, а в ряде случаев – к отказу от идеи поздравлений партнерской и клиентской сети. «Астерос» не стал исключением – мы корректируем наш бюджет на поздравления, при этом стараемся сохранить качество и подчеркнуть оригинальность подарков за счет разработки индивидуальной концепции.
Если говорить о способах снижения затрат, то чаще всего заказывать компоненты подарков напрямую у производителей намного выгоднее, так как отсутствует наценка агентства, которая иногда достигает 20-30%. Также – прописная истина – сократить расходы позволяет своевременный заказ всей необходимой продукции. Оптимально начинать разработку новогодней кампании в августе. Чем меньше времени остается до Нового года, тем больше загруженность производств, в этом случае приходится переплачивать за срочность изготовления и оперативную доставку. Да и цены в канун праздника часто «кусаются».
К примеру, для подарочной кампании 2014 года мы разрабатывали концепцию «Астерос Сити» – идеального города будущего, в котором объединены передовая инженерная мысль, инновации, энергоэффективность и экологичность. И именно эту идею мы постарались реализовать в каждом из элементов нашего подарка. Хитом кампании стал настоящий деревянный скворечник, напоминавший, что любой человек может сам сделать мир вокруг себя чуть лучше, добрее и экологичнее. При его создании мы консультировались с орнитологами, которые помогли нам учесть параметры, оптимально подходящие для птиц, а также выбрать безопасную краску для брендирования, чтобы не вызвать отторжения у будущих пернатых постояльцев. В дополнение мы разработали красочный календарь. На его страницах мы рассказали об уникальных сооружениях со всех концов света, которые удивляют и вдохновляют своей инновационностью, масштабом и сложностью реализации. Фактор экологичности мы подчеркнули тем, что отказались от стандартного производства пакетов и упаковку в пользу изготовления большей части печатных материалов из повторно переработанного сырья.
Если говорить про 2015 год, то здесь мы постарались напомнить заказчикам и партнерам, что важная составляющая успеха в корпоративном секторе – это равноправное партнерство и теплые отношения. Учитывая, что уходящий 2015 год проходит под покровительством овцы по восточному календарю, было решено «связать» этот факт с идеей заботы, теплоты и доброты. Ярким элементом подарка стал большой и согревающий плед из натуральной овечьей шерсти, который был дополнен ароматным чаем и эксклюзивным набором сладостей, над формой которых потрудились настоящие мастера кондитерского дела. Каждый комплект мы снабдили тактильно приятной дизайнерской открыткой из бархатистого флока и оригинальным календарем, оформление которого имитировало вязаные узоры в виде современного города. Отдельный акцент мы сделали на упаковке подарка, сделанной из натурального войлока.
Источник: https://blog.pressfeed.ru/crisis-new-year/